Домовники

Юрий Сергеевич Павлов
                ДОМОВНИКИ

Когда  мы  въехали  в  Княжиху – в  сырую  и  низменную  местность,  состоящую  сплошь  из ольховника  и осинника,  выстроившегося  по  краям  дороги   да  густо   растущего между  ними  подлеска  из орешника,  плотно нависшего  над проезжей  частью  дороги,  стало  совсем  темно.  В  августе  и  так рано  темнеет,  да  с  учетом  времени  суток –было  около девяти  часов,  в лесном туннеле  дохнуло  на  нас  вечерней  мглой  и  сыростью. Мы  с  Витькой  поежились  и  теплее  прижались  к  бабушкиной  спине – она  заправляла  лошадью.  Впору  бы  забраться  и  в  бабушкин ящик  из-под  помидоров,  который  она  опорожнила  на городском  рынке  да  забросаться  сверху  соломой – там  нам  сам  черт – не  брат,  только  вряд ли бы  мы  вдвоем  поместились  в  этой посудине.

– Бряк! Бряк! – что  это?
  Мы  обернулись – сзади,  откуда  раздался  звук,  показался   силуэт  человека,  раздалось чавканье  сапог  по  раскисшей  колее.

– Что,  черти,   перепугались?  А  знаете  ли  вы,  что эта  бесовская  сила,  что  княжну  утопила  в болоте, и  до  сих  пор живет  в этих  местах.? А  недавно,  слышали  наверно,  про  их  проделки  на  том  конце  Княжихи – мужика  в петлю  затащили.. Долго  искали,  по  машине,  что  под  осиной  стояла,  только и  нашли.  Хороший  был  мужик,  грамотный  счетовод,  да  только  где-то просчитался. Бес  попутал – проворовался. Здорово,   Шура!  Ты,   что  ли  лошадью  командуешь! А  эти  -то  вот,  трусливые  зайцы,   твоя  опора  в ночном  лесу?  Захвати  до  Борщевки,  недалече  тут,  да  только  мне  со стамой-то ногой  и  к  ночи  не  поспеть.

– Трусливые,  да не  трусливые,  а  вот  лошадь  за  мной  пригнали,    не  побоялись. Ты  что  ли,  Лексей?  Напугал,   как  черт,  в  темном-то  лесу.  Откуда  на  ночь  глядя?  Да  с  такой-то  ногой?

– Оттуда  же,  откуда  и  вы.  Свою  встречал,   да  не  встретил. Видно,  не все продала,  до  завтра  осталась. Туда  -то  я  на  лошади  уехал,  а  пока  свою  ждал,  в  это  время  все  лошадки  и  пропустил.  Вас  вот  последних  догонял,  еле  догнал. Как  там  цены-то  сегодня,  хорошо  берут? – перевел  он   дух.

– Да  везде  по-разному.  На "фабричном"  да  на  "хитром"  побойчее,   а  на  колхозном  вяло, но  побольше  дают. Дак,  ведь  загорать  надо  дня   два,   а дела-то  дома  стоять  не  будут.  Я,  вон,  на  день  уезжала,  так  вся  душа  изболелась: как  там – на  детей  да  на  деда хозяйство  оставила.  Справились  ли? –повернулась  она неуклюже  к  нам.
 
–– Да!  – в  один  голос  затянули  мы:  и  корова  в  порядке – подоена,  накормлена,  и  полы  вымыты,    и  в  магазин  слетали.!
– Вишь,  как  старались  за  гостинцы-то.  Везу! Везу!– Пастушишь  что ли,   кнуток –то  у  тебя? – повернулась   она  к  нашему  попутчику.

– Да,  нет,  это   я  больше  для  баловства,  да  и  ноге  подпорка. У  немцев  в моде  такие – нагляделся:  рукоятка  из  лозы,  а  из  лычка  косичка  заплетена. Ходят,   себя  постукивают  по  лакированным  голенищам,  а  чуть  что  не по ним –  по  спинам,   по  спинам.  Много  у  меня  отметин  этих…

– Алексей,  а  как  думаешь,   война  будет?– опасливо   спросила  бабушка.
– На  кой  она  хрен,  навоевались  на  несколько  поколений  хватит.
– А  бабы  сказывают  в  лесу  гриба  в  этом  году,   как  в  сороковом. И  все  белые.
Мало  ли  что  сказывают:  женский  язык  без  костей – мелет  да  мелет.  Кому   воевать-то – этим  что  ли?  или  подранкам,   как  я? Не  одно  поколение  баб  должно  рождать  солдат,  чтобы  землю  привести  в  божеский  вид.  Погляди,    что  мы  с ней  сделали.  Расти  лет  десять  ничего  на ней  не  должно,   как  все  выжгли. Работать  некому,  и  мы   безногих  в  работу  впрягаем, без  них,  видно,  не  можем. А  то,  давай,  побряцаем,  к  едрене  фене,  это  сейчас  модно – всем  по  ракете…
Конюхом  я  работаю,   как  и  твой,  вспомнив  вопрос,  ответил  попутчик.  А насчет  скотины  скоро  забудь:  отрезал  наш  верховный  правитель-то  усадьбы,   нечем  будет   кормить  скотину.  И  пастуха  скоро  днем  с  огнем  не  сыщешь.
У  нас  в Борщевке  еле - еле  один  гурт  мелкоты  всякой  собрался,  где  уж  тут   коровам.  Теперь  комплексы  – МэТэФэ  называются – туда  будем  за  молоком  ходить,   а   свои  пашни  забросим  да  и  совхозные  фермы  навозом  подтопим,   закочкарим  все  бывшие  заливные  луга.  Тьфу! – и  в  сердцах  сплюнул.
В  сельсовете  документы  готовят  на  списание  нашей  деревни,  а  уж   какая  была :  нечета  вашим  Малаховым,   Сизиным,  Гридиным – в  два  ряда.  На  войну  сколько  мужиков  проводили,  да  вот  не  устояла.

– И  дядю  Бодряжку  тоже  списывают? – не  удержался  я,  вспомнив  доброго   старика  по  ту  сторону  прогона. С  глубокой  весны,  чуть  пригреет,  сидит  он  в   подшитых  валенках  до  глубокой  осени  на   завалинке  своей  покосившейся  избушки.  А  под  окном  раскидистая  китайка,  и  никого  он  не  пропустит,  чтобы  не   угостить  этой  пресной  ягодой-яблочком. А  меня  как-то  особо  ласково  он  отмечал:  спросит,   откуда  мы,   и  ладошкой  веером  погладит  по голове.  И  когда  мои  сверстники  пошли  в  рост,  кто-то  придумал,  будто  я  отстаю  от   них  из-за  того,   что  Бодряжка  макушку  мне  загладил,  чтоб  не  росла.  Колдун ведь,  сказывают,  он  был,  другие-то  побаивались  его.

– Ну,   уж  Бодряжку  списывать  нечего, – словно  очнулся  Лексей, – прошлой  зимой  в   Осаниху  его  снесли,  а  дом  осиротел,   только  яблоня  была  весной,  как  невеста. Вот  таке  дела…А  может,  Шура,  подумай  получше: не  добро  ли  съехаться десятку  малых  деревень,  как  предлагают,   на  центр,  ближе  к школе,  к работе. Жилье  благоустроенное  дадут: газ,  вода,  электричество?  Кстати,   со  скольки часов сейчас  включают  свет-то – с  девяти  и  до  десяти,   пока  идет  дойка  на   ферме?   А  там  будет   постоянно,  целый  день. А  ясли,  сад,   школа,  клуб – не  закрепится  ли  снова  молодежь  на  земле,   не  нарожает  ли  снова  ребятишек?

– Детишек-то  кормить,  обувать,  одевать  надо.  На  одну  зарплату  разве  что  одного  вырастишь,  а   нам  надо  повыбитых  войной  заменить.  Много  ли  прокормишь  детей  на  трех  сотках  земли,   что  дадут  на  центре?  Нет,  думаю,  на  готовенькое  только  лодыри  съедутся,  те,  кто  и  в  городе  не  нужен.  А   от  безделья  еще  и  пить  станут – тогда  погибель  деревне.  Строить  надо – у  нас,   нам – дать  технику,   деньги  на  подъем  или  еще  какую  другую  помощь.
Нет,  я   свое  отработала,  на  меня  надеяться  нечего,  хотя,  если  надо,    в  защиту   деревни  слово   бы  сказала. Я  с  этого  клочка  земли  кровиночку  на фронт  проводила  и  не дождалась. Как  же  я  брошу  эти  места?. И  мои  мама  и  тятя,  и  дед  с  бабушкой,  да  и  прародители  мои  и  Митины  всё   здесь   кровью  и   потом   густо полили.  Куда  же  отсюда  ехать?  Разве  только  на  кладбище.  А,  кстати,  с   ним-то  что   будет – неужели  тоже  запашут?  Как  не  по-христиански  получится!

– Дядя  Лешь,  а  дядя  Лешь,  а  с   ногой-то   что ? – встреваем  мы.
Он  хочет  закурить, да  боится  заронить  искорку  в  солому.
– С  ногой-то?  Немцу  отдал.  Он  просил  жизнь,  а,  вишь,  легко  отделался.  Подо  Ржевом  было. Шли  мы  к  нему  дни  и  ночи берегом  Волги.  Весь  Калинин  горел  на  той  стороне,  а  Волга  красная  была  от  зарева.  Остановились  в  оппозиционных  боях,  в окопах,  значит,  первое  время. Однажды  атака: "Вперед!". Рванул  я,  что есть  мочи,  как  учили,  до  ближайшего укрытия,  да  не  повезло:  зацепил  гадину.

– А  про  нашего  ничего  там  не проведал?– не  упустила  бабушка  случая еще  раз  услышать  сто  раз  известную  историю.– На  Синявинских  болотах  где-то  сгинул…
– Про  Василия-то  твоего?  Нет,  не  слышал.  Другие  говорили:  геройски   пал  в  атаке   на  минном  поле.  Мне  потом  Колька  Егоров,  когда  я с  ним  в  санбате  лежал,  рассказывал.  Бегу,  говорит  я  рядом  с  Васюткой   Федоровым – договор  значит  у   них  такой  был –  вместе  держаться,  а  сам  думаю:  шарахнет  сейчас  и  не   успеешь  мать  родную  вспомнить.  И  вдруг  гляжу –   высоко  в  небе  чья-то   нога  оторванная  летит,   а   когда  был  взрыв,  я  и  не  слышал. Я – к  Васютке,  а  его   рядом  нет,  я  –  на  ноги   свои – глядь,  оказывается,   давно  на  одной  бегу.  Дальше ,  говорит,   ничего  не  помню…Я – то  на  Волховском  направлении  воевал.
– Так,  Синявинское  и  Волховское   направление  разве  это  не  близко?
– Так  оно  и  есть,  один  германский  фронт  сдерживали…
–  Как  же  ты  про  моего-то  не  слышал? – не  унимается  бабушка.
– Фронт  большой, – бывает,  сотни  километров…Приходит  ли,   Шура,  Васютка-то  к  тебе,  али  уж  время…
– Приходит, и  до  сих  пор  приходит, – высморкалась  бабушка.  Помолчала..– Только  все  реже   и  реже. Раньше  идут  девки  заполночь  с  гулянья  домой,  видят  огненный  змей  летит,   изо  рта  огонь,  весь  в звездах   горит.  "Аминь!  Аминь! – запричитают.  Он  к  кому-нибудь  в  печную  трубу  или  на  чьей-нито  крыше  рассыплется. – Жди  похоронку.   Так  вот  один  раз  к  нам  и прилетел.
Помину  он  просит,  а  свечку  поставить  негде – церкви  все   позакрывали,  когда  в   город –то  выберешься, – со  вздохом  произнесла  она.
– А  на  могилку-то  к  нему   собиралась…
– Да  так  и  не  собралась,  да  и  найдешь  ли в  чистом  поле?
– Эй,   где  герои  наши? –  потыкал  Алексей  по  соломенным  горкам  на  телеге.  Уснули  что  ли,  или  души  в пятки  ушли?  А  ежели  вам  воевать,  бойцы? Время-то  быстро   летит?
– Сам  сказал –  войны  не  будет, –  пробасил  Витька  из-под  соломы.
–Так  то  –   с  немцем, – подается  из соломы   писклявый  голосок, – а  не  с  чудищем  лесным.
– Не  с  немцем,   а  с  американцем! Немцу хвоста  накрутили,   а   у американца – атомная  бомба.
– А  у  нас  – водородная!– хорохоримся  мы.
– Да  еще  ракеты, – подает  голос  Витька.
– Ишь  расхрабрились  в  соломе-то  да  за  бабушкиной  спиной!

 Эх,   брат, – задумался  Алексей ,– ни с  немцем  бы,  ни  с  американцем  бы –  ни  с   кем  бы, – никогда!.  Вон,   поля-то  зарастают,  деревни   идут  на  слом,   школы  да  клубы  закрываются – это  все   война.  Ничто  нет  дороже  и  не  ценится  дешевле  человеческой  жизни, – и  никто   этого  утверждения  еще  не  отменил…
Он  молча  махнул  хлыстом,  как  бы  в знак  благодарности   и,  кряхтя,  сполз  с  телеги. Лошадь  миновала  первые  избы  Борщевки.

–Баб,– когда  мы  остались  одни,   задаем  насущный  вопрос,–купила,   как  обещала,  гостинцев?
И   мы  наперебой  рассказываем  ей   приключения   длинного  дня,   главным  из  который  оказалось  не  то,  как   мы  приготовили   к  приезду  избу,  а  как,  увлекшись  сбором  орехов – прямо   с  телеги,  чуть  не  потеряли  в  лесу  лошадь,  наперебой  виня  один  другого: тот  подпругу  слабо  привязал,   этот  к  хомуту  оглобли  ненадежно  закрепил.

И  все-таки   мы  уже  у  дома,  лежим  на  спине  на  телеге  и  жуем  бублики с  мятой  и  маком.
–Баб,  задаю   я  философский  вопрос,–  на  Луне  тоже  есть  жизнь  и  такие  же,  как  мы,  люди? Ведь  она  же  похожа  на  наш  школьный  глобус – с  такими   же  морями  и  горами.
– А  как  же,  такая  же  жизнь   и такие  же  люди:  и  добрые  и  злые.  Из-за  этого  и  войны  начинаются.
– А  из-за  чего,  баб, войны  начинаются? – не  унимаюсь  я  с  вопросом.
–А  из-за  того,  что  одни  богатые,  а  другие  бедные,  у одних  все  есть, а  у  других  ничего.   Только  что  мешает  другим,  кто  плохо  живет,  заработать  на  хорошую  жизнь?  Нет,   надо  обязательно  отнять  у другого,  особенно  у  слабого.  Зависть  все  людская  портит.  Бывает  ведь,  брат  на  брата  идет,  ни  перед  чем  не  стоят.  Вон,  задерите  головы-то.  Видите,   на  луне,  человек  человека  из-за  зависти   убивает?
– Где? – таращимся  мы.
– Посмотрите-ка  внимательней:  Каин  замахнулся  топором  на  родного  брата  Авеля,  который  весь  в  крови   лежит  у  него  под  ногами  и  просит  пощады. А  ведь  оба – сыны  Адама  и  Евы.  Дикая  зависть  сгубила  Каина:  как  же – Бог  предпочел  дары брата –пастыря   овец,  а  не  его – земледельца..  А  не  так  ли  было  и  в  Гражданскую  войну:  тоже  брат  на  брата  , отец  на  сына.  Много  грехов  на  человеческом  роде…

В  глубоком  раздумье  въезжали  мы  в ночное  Малахово.  Окна  в домах  давно  потушены,  лишь  в  нашем  горит  фитилек.
– Прими,  Митя,  лошадь, – передает  бабушка  деду  вожжи. Мальчишек  не  буди,  пусть  поспят  на  воздухе,   нонче  тепло – ишь,  как  стрекочут  кузнечики,  светать  уж  скоро  будет. Сходи  в  чулан,  принеси  тулуп  да  укрой  их  потеплей,  намаялись  они  сегодня.  А  лошадь  распряги,  дай  ей  свободу: пусть  пощиплет  луговой  травки…