TO BE, OR NOT TO BE?

Николай Шурик
   Словари и переводчики дают следующее значение этого выражения на русском языке - " Быть или не быть?". Однако,  не следует забывать о наличие идиоматических выражений в нашем «великом и могучем».  Применительно к этому английскому словосочетанию более подходящим (современным российским) переводом следует считать две следующие фразы: "Пить или не пить?" и "Бить или не бить?"

   Спрашивается, к чему бы такое вступление? А вот к чему, - месяц назад увидел я в интернете последнюю новость: «3 октября от N., жительницы Калининградской области в правоохранительные органы поступило заявление об избиении ее односельчанами…»  «Эка невидаль, - скажете Вы, - да таких новостей – считать, не пересчитать!»  Но пикантность ситуации заключается в том, что пострадавшая гражданка является автором портала «Проза.ру», а причиной конфликта была публикация на портале ее повести «Вот моя деревня»…  Односельчане  настолько  живо восприняли эту публикацию , что не ограничились устными рецензиями,  а выразили свое отношение более радикально,  непосредственно приложив руки...  Так что, если кто жалуется, что их плохо читают, это их собственная недоработка, пишите, как N. , пишите лучше, чем N., и вы на собственной спине, боках, лице и кармане почувствуете особое внимание к своему творчеству*…

   Мне, пожалуй, тоже бы надо задуматься, там речь шла об одной деревне, а на моей страничке есть и «Моя первая деревня» и «Моя вторая деревня».  Не пришлось нажимать на кнопку «Поиск», память уже выложила очередную историю о «Моей третьей деревне», той самой начальной школе, которой я уже слегка коснулся в миниатюре http://proza.ru/2013/01/06/269.  Надеюсь, за давностью лет не последует результат, аналогичный упомянутому в начале миниатюры… Хотя, нечто похожее было, ну, судите сами…

    В принципе, бытие определяет сознание.  Ворошилов-Уссурийский, 1951 год, маменькин сыночек учится в 3-4 классе НАЧАЛЬНОЙ школы (1-4 кл.) в рабочем районе. Уже за год он научился курить,  материться и играть на деньги (пусть и копеечные) в цокон  и битки,  хотя и был уже председателем совета отряда своего класса.

    Тем не менее, беспредел школьных «ветеранов» (количество Квакиных** было весьма внушительно) его доставал, доставал и, наконец, достал. Решил он бороться с ними путем печатного (рукописного ) слова, потому, помимо обычных праздничных стенгазет, выпуск которых достался ему, собрался он начать выпуск сатирических.  Посоветовался с мамой, та горячо его поддержала и тут же начала рисовать заголовок «Колючка»***.  Получилось настоящее произведение искусства, крупные зеленые буквы с коричневатыми колючками, торчащими в разные стороны, никого бы не оставили равнодушным. Ниже были две заметки в адрес самых "выдающихся" учеников, при этом одна из них была похожа на эпиграмму – кажется,  его первый поэтический опыт…
 
   Газета была повешена, вызвала небывалый ажиотаж, но… провисела только две перемены. На третьей ее уже нигде не было. Только у самой двери на улицу нашелся маленький обрывок ватмана с одинокой зеленовато-коричневой колючкой.  Честно говоря, он даже всплакнул, но, придя домой, на оживленные вопросы мамы рассказал о том интересе, что вызвала газета, не упомянув о безвременной кончине этого издания. Она была очень довольна, только удивилась, почему при таком успехе у сына расстроенный вид. Все бы ничего, но неделю или две спустя,  из его дневника или тетрадки выпал тот обрывок газеты, пришлось повиниться,  и теперь уже расстроенный вид был у обоих…

   Но история с «выносом мусора из избы» на этом не кончилась.  Прошло еще несколько дней,  на очередной переменке выходит наш герой на улицу и направляется  к школьному «Лас-Вегасу в миниатюре», - забору, где ребята играют в «Цокон». На крыльце стоят трое школьных «долгожителей», в том числе,  один из героев почившей «Колючки». С крыльца раздаются слова: «Куда это ... ПИСАТЕЛЬ пошел? ......!», сопровождаемые эпитетами и заключительной фразой, которые  здесь не могут быть помещены в соответствии с  правилами  портала «Проза ру»…  Понятно, «писатель» не стал останавливаться и  отвечать на явную провокацию, прекрасно понимая, чем это может кончиться.  Тем более, еще не забылась февральская история, когда после уроков около крыльца нашли ученика четвертого класса, избитого до такого состояния, что пришлось срочно вызывать скорую помощь. Ни школьное, ни милицейское расследование ничего не дало, свидетелей «не оказалось», а пострадавший, придя в себя, упорно твердил, что он ничего не помнит. Больше в этой школе он не учился…

    Итак, «писатель» молча удаляется от крыльца, пока не чувствует резкого удара в спину. Поворачивается, нет, это не камень, у самых его ног покачивается воткнувшийся в землю перочинный ножик, что лежал тогда в кармане у каждого мальчишки той школы (игра в «ножички» - едва ли, не самое популярное развлечение среди ребят). Холодок пробежал между лопатками, эта игрушка вполне могла воткнуться в спину, а не попасть в нее рукояткой…   Наглый смех и довольные рожи на крыльце…  Он не закричал, не побежал, куда подальше, а медленно поднял ножик, глядя в сторону, сделал три - пять шагов к крыльцу и резко замахнулся. Через две секунды на крыльце никого не было и дверь гулко хлопнула…  Конечно, он бы никогда не метнул нож в людей или животных.  Но он интуитивно сделал именно то, что должен был сделать в этой ситуации.  До окончания 4 класса ни разу со стороны «стареньких» не было попыток провокаций словесных или физических.

    Долго еще считал он свое сатирическое выступление в печати большой неудачей,  пока не увидел в фильме «Укротительница тигров», как Филипповский Алмазов ожесточенно рвет газету с карикатурой на себя. Вот тогда только «писатель» понял, что такое действенность печатного слова, которое может  «глаголом жечь сердца людей».
 

     Так что, дорогие авторы «Проза.ру», если Вы надумали бичевать недостатки, не забывайте о возможных последствиях, почти, как в песне: «Думайте сами, решайте сами, ПИСАТЬ или НЕ ПИСАТЬ?». ("To write or not to write?" Не Шекспир)

 * Выяснилось, что писательница N.  "получила свое" вполне заслуженно, мало того, что она написала о реальных людях не корректно, так еще "додумала" им деяния, вплоть до уголовных. Объяснения, что это - литературная гипербола не помешало суду оштрафовать ее по 5 искам. И, поделом, недопустимо пренебрежение элементарной этикой, чувством меры и человеческой порядочностью.
 ** Квакин - отрицательный хулиганистый персонаж повести А. Гайдара "Тимур и его команда".
 *** Возможно, инициатива исходила, именно, от мамы "писателя".