Русская разведка в 1812 году

Сергей Кривошеев
... В период воцарения Наполеона Россия направила значительные силы на ведение политической и военной разведки во Франции. Результаты не замедлили сказаться.

К сожалению, мы  незаслуженно мало знаем о резиденте русской разведки во Франции во времена правления Наполеона графе Александре Ивановиче Чернышеве - бесспорно неординарной личности, одном из блистательных русских военных разведчиков того времени, ставшего впоследствии графом, светлейшим князем, генерал-адъютантом, генералом от кавалерии, военным министром, председателем Государственного Совета Российской Империи.

Материалы о его работе в Париже были рассекречены Службой внешней разведки России только несколько лет назад - в 1996 году.
"...Вы удивитесь завтра тому, что я Вам дам" Будьте у себя в 7 часов утра. Я бросаю перо, чтобы достать сведения о дислокации великой армии в Германии по сегодняшний день. Формируется четвертый корпус, состав которого совершенно известен... Императорская гвардия войдет в состав великой армии. До завтра, М."
Таково было очередное сообщение тайного агента русской военной разведки флигель-адъютанту русского императора в Париже полковнику  Чернышеву.
Огромная ценность информации, получаемой от этого источника, была более чем очевидна: неумолимо приближалось время вооруженного столкновения двух гигантов в Европе - России и Франции. Разведки всех заинтересованных сторон работали с максимальным напряжением. В силу особой государственной важности добываемых Чернышевым через различные каналы сведений они докладывались только трем лицам: Александру I, канцлеру Румянцеву и военному министру Барклай-де-Толли.
С января 1808 по февраль 1812 года, по поручению русского монарха Чернышев семь раз направлялся с различными миссиями к Наполеону. Имея с ним многочасовые личные беседы, он получал "из первых рук" исключительно важную военно-политическую информацию. Обладая природным даром разведчика и военного дипломата, А.И.Чернышев неустанно докладывал высшему руководству о реально надвигающейся для его Родины серьезной опасности, вскрывал закулисные ходы Бонапарта, добывал важные сведения о скрытой подготовке великой армии к вторжению в Россию.
В марте 1809 года Австрия в союзе с Пруссией вновь начала боевые действия против Франции. По условиям Эрфуртской конвенции Россия обязана была выступить на французской стороне. Положение, в котором оказалась Россия, было сложным: она в это время уже находилась в состоянии войны с Турцией, Англией, Швецией и Персией. Необходимы были какие-то дипломатические ходы. В этой обстановке Александр I, вспомнив о А.И.Чернышеве, возлагает на него поручение государственной важности - быть его личным представителем в военной ставке Наполеона. Это служило бы реальным доказательством поддержки французов со стороны России.
Следуя полученным указаниям, А.И.Чернышев сопровождает Наполеона во всех его походах, постоянно находится в его свите, рядом с ним. Он становится непосредственным свидетелем взятия Вены, Асперанского и Ваграмского сражений. Вдумчиво и внимательно присматриваясь ко всему, что делалось во французской армии, пользуясь весьма частыми и продолжительными беседами с французским полководцем и его близким окружением, А.И.Чернышев регулярно направляет в Петербург важную военно-политическую информацию, вскрывает планы Бонапарта, предостерегает от доверия честолюбивому диктатору. Он пишет: "Осмеливаюсь донести Вашему Величеству, что хотя речи императора Наполеона наполнены миролюбием, все его действия совершенно не согласны с ними..." Здесь же он настоятельно рекомендует Александру I как можно скорее заключить мир с турками "на любых условиях, ибо эта жертва будет с избытком вознаграждена всеми последующими выгодами..." Достоверные, с глубоким анализом и разумными предложениями доклады А. И. Чернышева неизменно получают самую высокую оценку.
Трагична судьба  ценного агента  русской разведки «М», сообщение которого дословно приведено в начала нашего рассказа.
26 февраля 1812 года А.И.Чернышев выезжает из Парижа с очередным посланием Бонапарта русскому императору. Его интенсивная разведывательная работа в обстановке явно приближающейся войны, конечно, не могла не попасть в поле зрения местной контрразведки. На другой день после отъезда в его квартиру нагрянула французская полиция и произвела тщательный обыск. Было сразу же установлено, что накануне А.И.Чернышев сжигал в камине много различных бумаг. В надежде обнаружить что-нибудь компрометирующее полицейские агенты пересмотрели весь пепел, а затем подняли лежавший у камина ковер. Здесь и было найдено собственноручно написанное донесение М., которое, очевидно, попало туда совершенно случайно во время спешного сжигания А. И.Чернышевым своих служебных документов.
Грубейшая, непростительная и непоправимая ошибка нашего разведчика! Но такова эта профессия, где всегда соседствуют рядом крупные успехи и тяжелые провалы, большие достижения и досадные срывы...
О ценной находке было немедленно доложено Наполеону, который дал указание срочно установить личность М. и место его работы. Французская контрразведка довольно быстро вышла на след. Тайным агентом русской разведки оказался чиновник военного министерства по фамилии Мишель, длительно работавший в строго секретном отделе передислокации войск. После довольно шумного судебного процесса, который, видимо, был необходим Наполеону в качестве одного из доказательств "черных замыслов" России и оправдания своего окончательного разрыва с ней, 1 мая 1812 года Мишель был казнен. Остальные его сообщники были приговорены к различным срокам тюремного заключения.
Примечательно, что А.И.Чернышев, находясь за границей, не только своевременно докладывал все, что ему удавалось видеть, слышать и получать от его многочисленных доверительных информаторов. Обстоятельно анализируя все добываемые разведывательные данные о военных приготовлениях неприятеля, он одновременно выдвигал свои прозорливые предложения и рекомендации. Не случайно, Александр I на одном из таких его донесений написал в апреле 1811 года: "Зачем не имею я побольше министров, подобных этому молодому человеку". Ведь талантливому русскому разведчику было в то время 25 лет! (Много лет спустя, в 1838 году, А.И.Чернышев получит эту собственноручную запись русского императора в качестве дара за его заслуги перед государством).
Наиболее ценную информацию Александр I  получал от «красавца Леандра», «Анны Иванновны», «кузена Анри», «Юрисконсульта». За этими псевдонимами скрывался один и тот же человек — один из выдающихся агентов за всю историю русских спецслужб, его Высочество светлейший князь и владетельный герцог Беневентский, великий камергер императорского двора, вице-электор Французской империи, кавалер ордена Почетного легиона Талейран-Перигора. Он же министр иностранных дел у Нааполеона. Причем завербовал его лично русской царь Александр I в 1808 году, во время переговоров с Наполеоном в Эрфурте.
Ценность сообщений Талейрана Александру во много раз возросла, когда французский министр иностранных дел стал использовать «втемную» своего друга — министра полиции Фуше. От него «Анна Ивановна» получала самые достоверные и секретные сведения о внутриполитической обстановке во Франции, брожении в провинциях, расстановке политических сил.

За заслуги Чернышёв получил генеральские эполеты. И снова в бой: Отечественная война, заграничный поход. В 1814 г. генерал Чернышев с победоносными русскими войсками вновь оказался в Париже. Александр I хотел было направить его для сопровождения Наполеона в ссылку на Эльбу, да передумал: «Бонапарту в несчастии тяжело будет видеть того, кто был при нем во время величия».
 
В 46 лет Чернышёв стал военным министром (помните резолюцию Александра I на его докладе?). Но разведчики «бывшими» не бывают, поэтому генерал неизменно уделял особое внимание подготовке резидентов для работы за рубежом. Скончался Александр Иванович Чернышев в 1857 г. А в сентябре прошлого года, в подмосковном городе Лыткарино, у здания бывшей усадьбы Чернышевых генералу установили памятник. Россия помнит тех, кто всю жизнь служил ей верой и правдой.