Полёт над лебяжьей поляной

Ирина Юлина
               
      Владимир Устинов, член Союза писателей России, в 2002  году стал лауреатом премии  «Золотое перо Московии» за  первый поэтический сборник  «Случайная погрешность».  В 1998 году в издательстве «АС ПЛЮС» была издана книга В. Устинова  «Против самого себя» (ненаучный историко-фантастический боевик) – его первая и его единственная прозаическая книга.
 
      Встреча с прозаиком и поэтом Владимиром Устиновым началась для меня неожиданно. На моё предложение написать о нём в газету последовал возглас: «Наконец-то, я вас так ждал!» Экстравагантность и  некоторая экзальтация присуща многим поэтам и, как  мне показалось, в полной мере моему собеседнику.

      Мы знаем писателей врачей А. Чехова,  М. Булгакова - да что перечислять! В полку медиков-писателей нашего времени появилось ещё одно имя - Владимир Михайлович Устинов.
      Я в кабинете  старшего техника стоматологической поликлиники. Хозяин кабинета достаёт из книжного шкафа две свои книги.
 
     - С прозой у меня не получилось, а  хотелось, чтобы не хуже, чем у Михаила Булгакова, - говорит собеседник, подавая мне свои книги «Против самого себя»  и «Случайная погрешность».

 И вот я   за интересным чтением. Говорить о поэте, по-моему, можно только его стихами. В них его отношение к жизни, любви,  женщине,  Родине. Приведу ряд произведений  поэта     В. Устинова, которые не нуждаются в комментариях.
      
Родина поэта - деревня  «Лебяжья поляна» Волгоградской области. С каким теплом пишет о ней Владимир Устинов:

                «В деревню, в «Лебяжью поляну»,
                Где видится так далеко,
                Опять я внезапно нагряну
                И станет на сердце легко».
      «Вступление» в поэтический сборник начинается словами:
                «Великий дар – случайная погрешность
                В непревзойдённых замыслах Творца.
                Что есть талант? – твоя заявка в  вечность?
                А может всё же лёгкая небрежность
                В руках СВЯТОГО ДУХА и ОТЦА?»
 
     Отношение поэта к жизни:
                «Есть шанс сгореть
                До дна.
                Как до победы.
                И не жалеть,
                Что сердце сожжено.
                Всего на миг согреть свою планету.
                И – всё».
      В «Завещании», обращаясь к любимой женщине, поэт пишет:
                «Только надежду не погуби,
                И ты, конечно, счастливой будешь…
                Но обязательно полюби-
                Ты так прекрасна, когда ты любишь!
                Я это знаю и мне не забыть
                Той красоты даже в райской скуке…»
      Или:
                «Исчезнет всё. И будешь только ты
                В моих стихах гореть ночной лампадой».
      И еще:
                «В моих стихах ты будешь как шедевр –
                Последний и единственный – Господень».   
   
       Я спрашиваю у Владимира Устинова:
       - В стихотворении  «Сделав вид, что  задумался  очень…», напечатанном  в газете «Московский литератор» № 14 за  2001г., вы поднимаете очень серьёзную тему:
                «Я очнулся: а где Севастополь
                Где другие мои города?».

      Какой видите выход из создавшегося положения, кроме того, что вы сказали?
                «И хохлушкам, из тех,
                что проезжим
                Предлагают себя по ночам,
                Не припомню о городе прежнем,
                Но на глупую бедность подам».
      -  Выход один – стране надо богатеть и все придут назад.

      - У вас в стихах есть строчки:
                «Наверное, я всё-таки поэт
                с рожденья, как мерзавцы
                и уроды…»
      Когда вы почувствовали себя поэтом? Было ли это «вдруг», как у вашего друга поэта Сергея Соколовского, перенёсшего  клиническую смерть?
      - «Вдруг» – вся жизнь. Вдруг родился и вот уже и умер.

      - Приходит ли стих как наваждение, озарение или рождается в муках?
      -  Бывает, что зацепит и мучает, пока не выплеснешь на бумагу.

      -Ваше отношение к Пушкину прослеживается в стихотворениях, а кто из современных поэтов вам нравится, близок?
               
      - С удовольствием читаю Леонида Ивановича Вьюнника  и, как ни странно, В. Вишневского, наверное, потому, что он большой оптимист.
 
      - Экстравагантность была присуща вам раньше или родилась со стихами?
      -  Просто я пытаюсь разогнать тоску.

      - Вы подчёркиваете в оформлении книги и визитки, что родились под знаком Скорпиона. На визитке скорпион даже в ваших устах. Это серьёзный знак зодиака. Считается, что если Скорпион занят творчеством, то с пользой совмещает реализм и мистику. В вашей прозе  реалистические исторические   и мистические события так переплелись, что я не могла оторваться от книги, пока не поняла, где «пересекутся» параллельные миры. Вы знали, что знак того «требует» или так придумалось?
      - Думаю, у людей моего знака все так переплетено и сложно, что самим трудно понять, что, зачем и почему. Постоянная борьба низкого с высоким.
 
      - «Против самого себя», как возникло это название?
      - В названии отразилось то, что я сказал о знаке Зодиака.
 
      - Судя по содержанию этой книги, вы верите в то, что  жизнь предков (безгрешная или греховная) отражается на  жизни потомков. Значит, и нам надо жить достойно, чтобы обеспечить достойную жизнь своим потомкам?
      - Видите, можно и без религий  сформулировать такую простую мысль.
 
       - Вас интересует история России вообще или декабристское движение и эпоха, нашедшая отражение в книги?
      - История у нашей страны очень достойная  и до 1917 года и после.
 
      - Слава, известность для вас как для Скорпиона не пустой звук?
      - Звук пустой, но большая толпа поклонниц не помешала бы.

      - На Московском Олимпе собрат по перу Валентин Устинов появился раньше вас - это родственник или «даже не однофамилец»? Тогда может быть Питер Устинов - родственник? Как этой фамилии везёт на талантливых людей!
      - Мой друг писатель Ю.Коноплянников как-то позавидовал: «Сколько Устиновых знаю и все при деле!»

      -  В дружбе вы идеалист?
      - Если ко мне хорошо относятся, я обычно в десять раз лучше и наоборот.

      - Вы, как ваш герой Туманов, стараетесь «не причинять лишних неудобств»? Деликатность присуща вам?
      - Стараюсь, говоря  современным  языком, никого  не напрягать.

      - О вашей работе в стоматологии. Это творческая работа? Или ею приходится заниматься, потому что это источник дохода?
      -  Я    не     стоматолог,   а    зубной    техник,    зубы   не  бывают
одинаковыми, и от того, как ты их сделаешь, так человек и будет себя чувствовать – здоровым и богатым или больным и бедным. По-моему, это творческая работа.

      - Критика заметила вас как писателя и поэта?
      - Римма Казакова «крыла» газету «Московский литератор», ну, и меня заодно.

       - Ваши дети пишут? Они творческие личности?
       - Дочь Марина пишет очень хорошие стихи и рассказы.
 
       - Как вы стали членом Союза писателей? Там нужны были    рекомендации? Кто их давал вам?
       - В 1997 году рекомендации были нужны, но на это надо было решиться. В этом мне помогла  дружба с Р.Попковичем и  Л. Смуровой. Я читал стихи  Роману Семеновичу, и он говорил: «зер гут, Вольдемар, зер гут». А рекомендацию мне дал очень хороший поэт и друг – Леонид Иванович Вьюнник, за что ему большое спасибо.

      - Скоро ли выйдут ваши новые книги?
      - У меня подготовлена к печати книга стихов «Не забывай».

      - Не согласились бы вы провести творческую встречу с читателями, например, в библиотеке профкома АО КМЗ?
      - Я не очень люблю ораторствовать, но почему бы и нет, может, будет весело.
 
      - Что вам хотелось бы  рассказать о себе нашим землякам? Или сказать им?
      - Что я могу сказать? Мне очень нравится Красногорск.
 
      - Закончить беседу мне хочется словами   поэта Владимира Устинова:
                «Полюбите меня. Хоть ненадолго:
                Пока сердце мое стучит…
                Хоть на век,
                Пока жизнь идёт…»
                2003 год.