Выставка Натальи Гончаровой на Крымском валу

Татьяна Гусарова
Назовите мне хотя бы одну знаменитую женщину-художницу. Крепко призадумались? Вот и предоставляет нам умница Третьяковка великолепную возможность познакомиться с творчеством замечательной русской авангардистки Н. Гончаровой. После посещения выставки-монографии ее работ, уверена, это имя навсегда останется в вашей памяти.

Сомневающихся, идти или не идти, добью фактами. Картина Н.Гончаровой «Цветы» входит в Топ-10 самых дорогих картин российских художников (10,87 млн долларов), а картины «Московская улица» и «Колокольчики» - в Топ-10 рекордов продаж живописи на «русских» аукционных торгах. Заметьте, не Репин-Левитан-Врубель и прочие маститые, а девушка по имени Наташа убивает наповал своим творчеством экспертов и любителей живописи. К тому же именно она, а не «ихняя» Фрида Кало занимает первую строчку мирового рейтинга самых дорогих работ среди женщин-художниц.

Задача выставки – создать целостное представление о творчестве Н. Гончаровой – решена с блеском. Большое количество произведений живописи, графики, иллюстраций к литературным произведениям, эскизов декораций и сценических костюмов. Не поскупились организаторы и на комментарии, дающие представление не только о творчестве художницы, но и об эпохе, в которую она жила. Помимо прочего, из них я почерпнула новые для себя слова: прошуар, инкунабула …

Описанием всего, что представлено на выставке, утомлять не буду. Если кратко, для меня она стала выставкой-наслаждением. Что впечатлило более всего? Во-первых, плодовитость автора. Сколько же можно сделать за одну жизнь, пусть даже и достаточно долгую, если заниматься любимым делом! Уму непостижимо. Ощущение, что Н. Гончарова не выпускала из рук кисть и карандаш ни днем ни ночью! Во-вторых, такого разнообразия стилей и методов не встречала ни у одного художника (хотя, признаюсь, я не глубокий знаток живописи). Тут вам и лубок, и кубизм, и реализм, и лучизм и пр., и пр. Короче, стилевой плюрализм (это миленькое выражение я тоже почерпнула в комментариях).

Даже в рамках отдельного цикла «Испанки» (уникальная возможность впервые посмотреть наиполнейшее собрание) дамы изображены в стиле декоративного кубизма, ар деко, неоклассики и т.д. Мой восторг – от испанок в белом. Глаз не оторвать! А вот «Испанку», которой проиллюстрирован этот рассказ, здесь не увидите. Она тоже рекордсмен по стоимости – около 10 млн долларов – и, вероятно, спрятана за семью замками. Купил ее аноним, которого на аукционе представляла директор Christie`s по работе с русскими клиентами. Это позволяет считать, что покупатель был россиянином.

Обожаемые мною натюрморты представлены тоже широко. Ах, какая прелесть натюрморт с зонтикам и шляпкой! Ну разве увидишь такое у мужчин-живописцев! У них все больше дичь, рыба, стакан… Из цветов особенно любимы автором чертополох и магнолия. А сколько подсолнухов самых разных! Вот вы можете себе представить подсолнух в стиле «кубизм»? Или цветущий подсолнух, почти лишённый  жёлтого цвета?

Но более всего меня потрясла (с точки зрения культурно-исторической) картина «Русская женщина», написанная в конце 10-х годов прошлого века. Если вы представили розовощекую, курпулентную красавицу в валенках, павловопосадской шали и с коромыслом в руке – вы глубоко ошиблись. Русская женщина кисти Гончаровой – это стройная особа, в элегантной шляпке, сапожках на платформе, с сигареткой в руке и затейливой дамской сумочкой! А из-под шляпки – перманент!

А как хороши, судя по эскизам, декорации к спектаклям и балетным постановкам, сценические костюмы! Понятно, почему театралы России и Европы была в восхищении от постановок с участием Гончаровой как театрального художника. Предоставим слово знаменитой русской актрисе А. Коонен, говорившей: «Её декорации были очаровательны по живописи, остроумны по построению, давали прекрасные возможности и режиссеру, и актерам». А что мы видим в театре сейчас? Поставят на пустой сцене горшок – и ломай, зритель, голову, что за метафора такая! Или бегает Король Лир в исподнем на сцене – что за «консепсия» такая!

Еще приятно поразило творческое долголетие художницы. В возрасте около 80 лет под впечатлением запуска в СССР в 1957 году искусственного спутника Земли она создала «космическую серию» работ и много писала в стиле «лучизм», созданном ею еще в начале 20 века. И работы эти проникнуты радостью бытия.

Завершая осмотр, движешься мимо работ на религиозную тему. И сталкиваешься с очень оригинальным прочтением библейских сюжетов и трактовкой канонических образов. Вот перед нами «Троица». Святой Дух на ней прикрылся крылышками. То ли чтобы его никто не видел (он же Дух!), то ли чтобы ему не видеть мирских безобразий.

Обожаю читать «Книгу отзывов», впечатления обычно разные, зачастую полярные. На этот раз – полное отсутствие плюрализма мнений.
- Выставка прекрасная, - таков общий глас.