Серия Пенсионеры. Борис. Баум

Геннадий Баум
Пенсионеры это солидный пласт нашего общества, у них накоплен большой жизненный и профессиональный опыт - вот только силы уже на исходе. О чем размышляют наши бабушки и дедушки?

 На крылечке.
 Тихий ночной поселок. Вокруг полной луны серебристый снежок. В звездное небо врезается столб с проводами. Вдалеке лает собака. С улицы слышны приглушеные голоса и девичий смех. Пора спать.
Абдрахман Джетыгара. 1956 год.

 Кузнец.
 Работы у меня всегда много, но я не тороплюсь, потому что живу не для работы! С утра посидим с мужиками покалякаем по новостям и - в работу. Обедать ходим в столовку, после обеда поработаю немного и домой. Что не успел сегодня, подождет до завтра! Железо же. А главное для меня семья, а что там - знать не Вам.
Толчия Иван. 1959 год.

 Кот.
Люблю сидеть в палисаднике перед домом. Самый сок мы с бабкой прожили, а теперь маета одна.. Дети выросли, разъехались, а мы по очереди бегаем к почтовому ящику. Раньше не догадались телефон поставить, а сейчас в очереди 351, а двигается на 10-15 человек в год!  Вчера кот Борька пропал, соседка видела его у школы, значит скоро прибежит гулена.
Ч. Денисовка. 1961 год.

 Моя.
Сегодня с бабкой ходили в центр, побегали по магазинам накупили продукты. Две сетки тяжело оттягивали мои руки, проходим мимо автобусной остановки, она не окликает - значит два километра с грузом мне обеспечены! Долго мы шли в этот раз, часто останавливались. У самого дома опять присели на лавку и вдруг бабка моя заплакала, я ее успокаивал - бесполезно. К вечеру отлежалась и сказала: "Я денежку на автобус пожалела, а посмотрела на тебя, на плечи твои и поняла стал ты стариком и так жалко мне тебя стало!"
Ч. Денисовка. 1991 год. сентябрь.

 Телевизор.
 В магазине на полке стоял большой телевизор, его край надо было купить, потому что наш маленький за 209 рублей часто ломался. Полчаса переговоров с плотно сжатыми зубами и выпучиванием глаз из орбит убедили бабку. Я стоял около выбранного телевизора, а бабку послал за деньгами. Вечером мы счастливые пили чай с малиной и смотрели телевизор. Хоть напоследок пожить по - человечески!
Ч. Денисовка. 1991год. Сентябрь.

  Телефон.
 Я подал заявление на установку телефона на квартире, несколько раз бегал справляться в райисполком насчет очереди, но мне сказали: " Жди дед, люди годами ждут". Зимой напротив нашего дома заглохла черная "Волга". Водитель забежал к нам погреться, я зазвал замерзшего пассажира домой попить чаю, а сам пошел искать неисправность. На следующий день нам без очереди установили телефон. У аппарата дежурим с бабкой по очереди, только никто не звонит. Заняты чертяки!
М.М.С. Тарановка. 1975 год.

  Фрол.
 Деда Фрола знает весь поселок, потому что у его с ушей обильно растут волосы. Утром с посылочным ящиком он отправляется в столовую, невестка накладывает ему еды и он не спеша направляется домой. Пока туда-сюда и день человеческий проходит. Так и живет Фрол! Больше десяти лет с ним не поддерживает отношений сын и внуков отвадил.
 Ч. Денисовка. 1961 год.

  Жду.
 Я у бабки на посылках. Пока она обед готовит, я на подхвате, если в продуктах нехватка бегу в магазин. После обеда иду к элеватору поиграть в картишки и домино. К шести часам тороплюсь домой, за теленком приглядеть, свинью покормить, корову встретить. А вечером ужинаем и телевизор смотрим. У меня старший в Мурмане работает, пишет письма, но редко!
Ч. Денисовка. 1961 год.

 Корова.
 Первую корову мы покупали у немца из Мариновки. Я тогда шофером работал, сам привез ее. А эта от нее. Хорошее племя. Каждую субботу, мы с бабкой моем корову с мылом, натираем щеткой и смываем водой обильно.
М.М.С. Тарановка. 1975 год.

  Тополек.
 Тополек это крупная собака желтого цвета. Я нашел Тополя у элеваторского клуба под деревом, принес домой молочком и манкой откормил - вон какая выросла, а сколько трудов и времени потрачено на него! Детей нам с бабкой Бог не дал, от них одно горе и заботы! А может я умру в неведении...?
С.С.Г. Денисовка. 1967 год.

 Валя.
 Валюха моя померла еще вечером, я зажег свечку и просидел с ней последнюю ночь. Тело остывало, на лице начало появляться выражение страха, я включил рефлектор и долго оглаживал пока оно не стало знакомым. Деньги на похороны нашел через месяц, Валя прятала их от плохих людей, памяти у нее уже не было. Вспомнила ли она обо мне в последние минуты...?
С.С.Г. Денисовка. 1967 год.

 Хитрость.
 Беда у меня, как придут внуки телек весь день работает, на следующий день приходится звать телемастера Антона. За приход на дом плати троячок, а за ремонт еще троячок или пятерку. Сосед Макар спросил: "А что это Антон повадился к тебе деньгу качать?" Я ему объяснил. Макар подсказал как быть, раз в месяц надо открывать заднюю крышку телевизора прочистить нутря пылесосом и мягкой кисточкой, после часа работы телевизора позади надо  установить вентилятор и включить его на малую скорость. Спасибо Макару избавился от визитов этого грабителя.
М.М.С. Тарановка. 1975 год.

 Исмаил.
 На фронте я не был, потому что в детстве ногу сломал и она неправильно срослась. Во время войны работал ездовым, возил начальство по району летом на мягкой бричке, зимой в возке. Ночевать приходилось куда на постой поставят, с мужиками тогда нехватка была, по мере сил восполнял... Бабка грызет, поминает ежедневно грехи молодости, памятливая оказалась.
Исмаил Н.Е.Джетыгара. 1956 год.

 Моргун.
 Дом успел хороший построить, а сарай валится, летом с сыном будем новый ставить, совхоз стройматериал дал. Пенсию получаем, корову с телочкой держим, свинку с поросятами, жинка птицу любит держать; гуси, утки, индюки, куры все есть в достатке. Может яичек купите?
Денисовка. 1961 год.

 Пенсионеры. Инвалид. Гендрих.
 Пенсия у нас колхозная, держим хозяйство, потихоньку перебиваемся. Письма? Нет не жду. Вся родня здесь, дети рядом живут, никто не уехал.
 Беспокоит меня больше всего то, что государство уже двадцать лет не отвечает мне на вопрос; где мои родители, если живы, а если мертвы, то где похоронены?
Г.И.М. Тарановское. 1978 год.

 Пенсионер. Занятые.
 Пенсии не хватает, с супругой ходим раз в неделю в кино, смотрим телевизор, посещаем библиотеку и читаем книги, по вечерам прогуливаемся по улицам. Раз в год ездим подлечиться на курорт, деньги сами экономим и дети помогают. Письма  ждем, наши дети много работают, устают, иногда забывают написать. Раньше выписывали "Роман-газета" и "Иностранная литература", а в этом году нет подписки, мы с супругой филологи. Хозяйства мы не держим и никогда не держали, все покупаем, а хлеб нам пекут на заказ домашний.
О.А.Н. А.Н.Н. Ленинское. Кустанайская область. 1971 год.

 Пенсионеры. Мухтар.
 Я пенсионер М.В.Д., пенсии не хватает. Родственников и друзей много хожу по гостям, утром из дома выхожу, а вечером прихожу. Я никому не надоедаю, забегу на минутку чай попью и дальше. Да, письма от детей приходят, но там больше жена в курсе, дети у меня живут в Кустанае, Караганде, Рудном. Хозяйство держу, кобыла и овцы в деревне у брата, здесь корова с теленком и птица. В сарай принципиально не хожу, я всё же офицер!
А.М.О. Камышиное. 1977 год.

 Пенсионеры. Историк.
 Пенсии своей не вижу, но вроде в доме все есть. В сарай надо бы ходить помогать жене, но она категорически не пускает, держим корову, свинку с поросятами и птицу. Сын работает на элеваторе, дочка в исполкоме, старший - инженером в Кустанае, он аккуратист письма пишет, звонит и часто приезжает. Пишу историю родного поселка, материала в архиве мало, стариков тереблю, записываю воспоминания о первых поселенцах, ужасно много интересного, есть фотографии. Может Вы что то опубликуете, ведь пропадет материал, ездил в Кустанай показывал материал, не берут в печать, говорят не актуально. А вот половину страницы на восхваление нашего секретаря им не жалко! Как так?
Р.Ю.И. Кустанай. 1980 год.

 Пенсионеры. Доярка.
 Пенсии не хватает, хорошо хозяйство выручает. Муж мой погиб в аварии, детей сама доращивала. Сын и дочь здесь живут своими семьями, еще дочка живет в Кустанае работает на камвольно - суконном комбинате мотальщицей. Ночи не сплю о ней думаю, хорошая, работящая, собой видная, квартиру получила, вроде в достатке, а замуж не берут, чем же я перед Богом провинилась, что на старости лет мне такое горе? Руки у меня сильно болят от доярской работы не знаю куда ночью их деть. Суставы на ногах распухают...
 
Пенсионеры. Горожанин.
 Помнится, я Маше до свадьбы столько комплиментов сказал, что согласие она дала не задумываясь. После свадьбы вначале ленился, ведь все достигнуто, но потом продолжил с удвоенной силой. Знает моя Маша на 99%, что говорю автоматически, а всё продолжает верить и ради меня горы своротит.

 Пенсионеры. Инженер О.Т.К.
 Есть один удивительный бзык в моей жизни! Я со своей бабкой никогда не спорю, во-первых, не переспоришь, во-вторых, испортишь отношения надолго, в-третьих, придется, чтобы не голодать, дико унижаясь извиняться. Да, я подкаблучник, но учтите сытый и ухоженный подкаблучник!

 Пенсионеры. Водитель такси.
 Переполненный порог недовольства моей бабки начинается со слов: "Ты меня ни во что не ставишь!" Это самый опасный момент для моей безоблачной жизни. Если дома никого нет я начинаю её понарошку будто тащить на койку, заново признаюсь в любви, говорю самые желанные слова, тут важно не перегнуть все делать нежнее и естественнее. После этого она может даже купить мне пива или водочки.

 Пенсионеры. Работник Завода химического волокна.
 Около сорока лет прожили счастливо. Есть секрет! Всем соседям, друзьям, ее подругам я рассказываю какая она мастерица, как умно ведет домашнее хозяйство, как счастливы все домашние окруженные её заботой и любовью. Чтобы похвалы достигли её ушей я вначале прихваливаю собеседника, а потом уже не стесняясь на все корки нахваливаю жену. В глаза никогда не хвалю, потому что сразу раскусит. О том, что она узнает о себе мне не докладывает.

 Пенсионеры. Токарь.
 В семье все бывает, бывает огорчаю, бывает обижаю. Но есть одна хитрость, в станочке есть у меня одно местечко, где собираю калым, когда наберется рублей 30-40 я приношу домой и говорю: "Был тяжелый и сложный заказ, вот деньги возьми, купи себе косметики, одежды..". Себе не купит! Бережливая!

 Пенсионеры. Партработник.
 Я всегда очень внимательно выслушиваю жену, потом докладываю свои соображения и под конец говорю: "Валя, ты меня выслушала, но это всего лишь мое мнение, ты слава Богу поумнее меня и примешь, как всегда, правильное решение." Моя супруга очень принципиальный и честный человек, житейски умудренная и я всегда на её могу положиться.

Пенсионеры. Преподаватель.
 19 век дал миру французскую революцию, но не дал демократию, двадцатый век - дал русскую революцию, но породил диктатуру Единицы. Еще до сих пор не осудили преступления большевиков и сталинщины, без этого не будет движения вперед. Хрущев Н.С. побоялся, что осуждение вызовет раскол в обществе и отступился.

 Пенсионеры. Партработник.
 Мне надоело всю жизнь играть роль рубахи - парня и энтузиаста. Парторгов надо выбирать из коллектива работников предприятия и на общественных началах. Хорошую идею у нас погубили.

 Пенсионеры. Каменщик.
 Мне снился сон будто глубоко внизу горят огни, я один в темноте иду по натянутой проволоке и вдруг она кончается - она ни к чему не крепится.... Я проснулся и почувствовал страх, а потом боль от того, что мой сын по решению суда был назван преступником. Где я проглядел своего сына, почему он позволил себе бить человека значительно старше меня?

 Пенсионеры. Учитель русского языка.
 Наша церковь жалкое строение, одно имя Бога освящает ее стены, Но Бога нет, потому что в церкви жадно требуют злато. И еще; в нашем обществе всегда что то происходит оно бурлит, спорит, но партия, в итоге, всегда у власти. И еще; раньше сидел в Кремле - кремлевский мечтатель, а теперь идиоты. Что то не так с этими людьми?
Тихонов М.И. Кустанай. 1966 год.

 Пенсионеры. Преподаватель.
 Если разница в фашизме и сталинизме? Есть только в цифрах! Германии мир стоил развала страны и 6 млн жертв, а Советскому Союзу 23 миллионов погибших в войну и 17 миллионов репрессированных. Единоличная власть страшная вещь. В учебнике истории СССР написано, что между СССР и Германией был подписан пакт о ненападении, а я вот встречал в воспоминаниях наших полководцев, что был не пакт, а договор о дружбе. Это совершенно разные вещи! Почему спустя 40 лет не опубликуют полный текст?

 Пенсионеры. Партработник.
 Надо разгадать Сталина. Сталин не был умнее своего окружения, возможно, обладал более сильной тягой к власти, но это ни о чем не говорит. Без восторженных и трусливых помощников, продавших ему свой народ, его безграничная власть была бы невозможна.

 Пенсионеры. Работник сельского хозяйства.
 Что меня больше всего поразило в моей жизни? Группе работников сельского хозяйства (человек 300) в Кремле вручали ордена, присутствовали члены политбюро. Я сидел в первом ряду и ясно слышал как они матерились и договаривались уйти с вручения. С большим сомнением я принял награду, благодарить не стал. А они все же по одному ушли. Город смотрит далеко вперед, многое предвидит и живет отдельно от государства и тянется к демократическому либерализму. Деревня простая продолжает тянуться к единоличному хозяйствованию.

 Пенсионеры. Художник.
 Посещали выставку художника. Не поняли ничего, полностью аморфен! Мы 70 почти выпускников Московского художественного училища почти единогласно не поняли его творчества. Битый час экскурсовод и преподаватель из академиков раскладывали по полочкам замыслы его работ, но мы не понимали его мазни. Моден был в то время Петров-Водкин, только Водкина в нем было все же больше.

 Пенсионеры. Преподаватель.
 Часовой мастер сделал мне замечание, что бы я до конца не заводил пружину завода, тут надо тонко чувствовать, когда следует остановиться. Так поступает партия со своим народом постоянно на пределе натянута пружина отношений! Когда лопнет пружина, народ уже не выстоит в войне!

 Пенсионеры. Руководитель учебного заведения.
 Жизнь в нашей стране напоминает кроссворд, задание пишется ясно, слова отгадываются легко, но слово, которое должно сложиться "коммунизм" никак не складывается. С 1953 до 1965 года было время подъема, с 1965 года время начала запоя, Когда оно закончится не знаю, но после наступит время похмелья. Это я знаю точно! Так и идет по кругу безалаберная история нашего народа.

 Пенсионеры. Учитель литературы.
 Характеристика данная М.Ю. Лермонтову его современниками настолько разнится, что показалось что это собирательный образ из множества персонажей. Разве может быть человек настолько фальшивым? А потом интересна такая деталь: русский офицер М.Ю. Лермонтов семь месяцев едет на Кавказ по месту службы, а там шла война. Задумайтесь!
Тихонов М.И. Кустанай. 1966 год.

 Пенсионеры. Журналист.
 Наша страна поражена бациллой коммунизма, когда заразятся все начнется оздоровление. Вот еще заметил: не успеют человека принять в партию, как уже нет более преданного партийца, чем он. Что происходит в душе человека? В 1962-1963 году я прочел в официальном журнале повесть Солженицына "Один день из жизни Ивана Денисовича". Я испытал страшнейшее потрясение.

 Пенсионеры. Железодорожник.
 В 1937 году мой папа работал секретарем горкома, полгода мы жили в страхе, что его арестуют. Мы продолжали жить, читали книги, ходили в кино, плавали на речке, ходили в походы и радовались жизни. Но однажды ночью его забрали, через неделю - маму, а мы с сестрой захватив документы сбежали в Кустанай. Как мы могли радоваться жизни, когда вокруг творилось такое безобразие? Люди, вероятно, жили в тупом безразличии...

 Пенсионеры. Учитель.
 Наш народ будто потерял память и утратил связь с реальностью! Древние города называют Горький, Куйбышев, улицу Татарскую назвали Красный Партизан, а Орскую переименовали в Ленина.
 В каждом городе есть улица Ленина. Что это такое? Мне понравилась позиция Академии наук СССР, которая не лишила звания академика ученного Андрея Сахарова. Правительство его всего лишила, а звания не смогла.
Тихонов М.И. Кустанай. 1966 год.

 Пенсионеры. Учитель литературы.
 Нашей стране сильно повезло, ей достался хороший народ, при совершенно бездумной власти, стремящейся во что бы то ни стало удержаться... И народ наш имеет три особенности: веру в свои силы, взаимопомощь и ещё общинный кодекс взаимоотношений.
Тихонов М.И. Кустанай. 1966 год.

Пенсионеры. Инженер-строитель.
 Приезжал к нам на стройку Андрей Михайлович Бородин я слышал, что он "ученый ветеринар", слышал, что он "великий специалист в горном деле", но что "ученый-строитель" узнал после визита. Он предложил на здание водрузить полосу бетонных плит немного перекрывающих окна третьего этажа и техэтаж. Отдел строительства обкома начал настаивать, Тогда я составил проект модернизации и отнес на подпись Бородину А.М. - не подписал. Командовать хочет - отвечать нет!
Кустанай. 1985 год.

 Пенсионеры. Работник горгаза.
 У нас парторг был такой нудный, как начнет делать доклад и давай из пустого в порожнее на час и больше. За день этих баллонов натягаешься, уже никакого желания этого дурачка слушать нет. Мужики накануне собрания договорились и до доклада вынесли на голосование вопрос о неполном соответствии парторга. После этого собрания проходили много быстрее и человек стал к работе равнодушнее, а к нам  внимательнее.
С.С.А. 1985 год. Кустанай.

 Пенсионеры. Водитель "Казкультторг"
 Если у меня какое то дело не получилось, я никогда не отчаиваюсь, бросаю его и берусь за новое. Не получилось у меня выложить самостоятельно кафель в ванной - пригласил специалиста. А сам взялся за постройку веранды на даче. Утром я ставлю перед собой задачу сделать за день одно-два дела и стараюсь выполнить, что то переотлаживаю на следующий день. Так проходят мои дни. Я третий месяц на пенсии.
П.К.К. Кустанай. 1982 год.
 
Пенсионеры. Водитель грузовика.
 В Киеве шли уличные бои, мы пробрались ночью в дом, когда я проснулся, то  оказался в удивительно-сказочной комнате. На одной стене был нарисован красивый желтый цыпленок и козленок, на другой - солнце, лес, цветы и три маленьких слоненка, на третьей - на лужайке в кругу танцуют кенгурёнок, крокодильчик и слоненок. Справа от окна стоял клавесин.  Я родился в заброшенной деревне на самом краю безрадостно-голой актюбинской степи и позавидовал детям жившим в этой сказочной комнате!
Саяпин С.К. 1983 год.

Пенсионеры. Токарь.
Я помню у стены разрушенного дома сидел немецкий солдат и никак не мог умереть. Утром следующего дня видел, как санитар поил водой и перевязывал рану на голове. К обеду третьего дня он был ещё жив, а к вечеру умер. Кто то закрыл ему глаза. Мне хотелось помочь ему, но как воспримут это однополчане я не знал. Злости в нас было через край.
Сейдулла Кази-улы Ахметов. 1983 год.

Пенсионеры. Учитель русского языка и литературы.
Поезд уносит меня туда, где мне предстоит сложная операция, уже не успокаивает присутствие жены. Если я не проснусь после операции, куда денутся мои переживания, впечатления, радости, прозрение? А поезд продолжает свой бег навстречу моей катастрофы. Мне вспомнились слова раненого при Аустерлиц Андрея Болконского из романа "Война и мир"  об осознание личного подвига над собой.
Тихонов М.И. Кустанай. 1966 год.

 Пенсионеры. Запах сирени.
Я уже многое забыла из своей жизни, но помню себя девчонкой, зеленый двор, цветущую акацию и веселую маму. Я живу в тишине, с глухой жить никто не захотел, поэтому мой свет - мама.
Гульзада. Кустанай. 1969 год.
 
Пенсионеры. Завод химического волокна. Инженер- технолог.
Мама выходит из загона с ведром. Я "бегу" рахитичными ножками за ней в хату, она цедит сквозь тряпочку молоко в крынку и идет за кружкой. Я жду, .... тяжело ждать, особенно, если ты постоянно голоден, но я жду..... В кружку льется струйкой парное молоко. Медленно, чтобы не пролить, выхожу во двор и ставлю молоко на лавку. Из кармана вынимаю большой кусок ржаного хлеба... Прошло пятьдесят лет, давно умерла мама, от нашего дома осталась куча глины, а мне непрерывно вспоминается моё, до зодыху в груди - нетерпение, мама, кружка, парное молоко и вкусный кусок ржаного хлеба.
К.С.Т. Голод на Украине. Кустанай. 1983 год.

 Пенсионеры. Пединститут.
Призывы, передовицы, слухи, "исторические" съезды, правда выкачаная из лжи - все это подавляет человека, дезориентируют его, лишая реальности. Вконец сбитый с толку человек не может построить себя и превращается в грустного обывателя. Какие тут духовный полеты? Дай Бог к глубокой старости вновь овладеть своей душой!
Д.О.Е. Кустанай. 1983 год.

Пенсионеры. Преподаватель музыкальной школы.
Недавно слушал электронную музыку по телевизору, звук своеобразный, но насквозь искусственный. Сильно опасаюсь, что новые технологии  изгонят дух человека из музыки, живописи, литературы, а сопереживанию не найдется места в техноискусстве. Не сомневаюсь, что человек потеряет самобытность став единицей вне общества.
Ч.А.А. Кустанай. 1983 год.

Пенсионеры. Раздатчица городской больницы.
Мой будущий муж Анатолий вернулся с войны в октябре 1946 года, после долгого излечения в госпитале. Замуж я вышла в 1947 году. В 1949 родила Ваню, в 1952 году появился Коля, зимой 1954 года Анатолий умер. В беседах я часто упоминаю его поговорки и изречения, мне иногда кажется, что многие из них он даже не знал, но я, все самые умные слова, сказанные на земле, всегда приписываю ему. Анатолий - светлое пятнышко моей незавидной жизни.
Поливода М.Е. 1983 год

Пенсионеры.Кандидат сельскохозяйственных наук.
Моя старшая дочь Анна умерла в возрасте восьми лет. Я не смогла вымолить её у бога! Боль во мне настолько сильна, что я до сих пор жалею, что Анна появилась на свет. Какие нечеловеческие муки испытал безгрешный ребенок!
Свет. Вас. Прип. Москва. 1983 год.

Пенсионер. Преподаватель городского профтехучилища.
Я воевал 27 месяцев, был четырежды ранен, ушел солдатом пришел старшиной, накрепко понял одну вещь: на свете нет ничего страшнее смерти. В начале октября шли тяжелые бои под городом Калининым. Немцы на пригорке оборудовали дзот, наши атаки жестоко подавлялись огнем из дзота. Три солдата посланные капитаном уничтожить огневую точку в дзоте погибли. Под дулом автоматов наш умный капитан пополз к дзоту, но был убит. А какие примеры храбрости русского солдата приводил нам в пример, а когда мы дали ему в руки гранату смертно побледнел! Так что сказки про героев выдумывают генералы и офицеры! Если ты офицер научи солдата как выполнить приказ и не погибнуть, на своем примере покажи, а только потом посылай на задания. Я был в числе тех солдат, которые заставили капитана выполнить свой же приказ. А капитана мне не жаль!
К.К.М. Кустанай. 1962 год.

Пенсионер. Работник К.Ж.Б.И.
В театре три красивых люстры, две горят, а третья нет. Разве можно третью люстру назвать светильником? Так и наша партия давно уже не светит, разве это светильник? Еще можно отметить явление дружного проживания наших граждан в коммунальных квартирах. Наверное в любой другой стране это вызвало бы гражданскую войну, а у нас даже оздоровило народ.

Пенсионеры. Водитель.
У нас в автоколонне было широко распространено соревнование, передовиков сажали в президиум, прикрепляли к груди медальки, давали без очереди автомашины и прочее. За это они таскали по два три прицепа.  Победители социалистического соревнования после пятидесяти безвременно уходили на кладбище. Вслед, от имени коллектива парка, парткома, профкома парил нескончаемая елей...  А начальство правнуков в детсад водит.
Зель.Н.И. Кустанай. 1983 год.

Мой начальник.
Начальник нашего управления был простеньким человеком. Он любил компанию, потому что был болтлив, желал быть предметом всеобщего почитания и восхищения. После звонка сверху в нем просыпалась невероятная отвага, он в считанные минуты принимал важные решения, быстро разрешал накопившиеся проблемы. Мы слушали и не замечали, как бежит время, с его веселыми отеческими напутствиями уходили на заслуженный отдых.
Волобуев Степан Кондратьевич. 1979 год.

 Пенсионеры. Кандидат сельскохозяйственных наук.
В 1962 году мама попросила раздобыть попугая породы серый жако. Достала с большим трудом. Назвали его Фомой. Моя мама проводила с ним все свободное время, в развитии языка помогала установленная рядом  радиоточка. Фома был необыкновенно талантлив; он насвистывал мелодии, вещал короткие фразы и призывы, вворачивал словечки, был криклив, обидчив и беспокоен, но мама нашла общий язык с птицей. После смерти мамы её соседка, со слезами на глазах, просила продать Фому - чтобы было с кем поговорить. 
Свет. Вас. Прип... Москва. 1983 год.

Пенсионеры. Учитель химии.Педстаж 43 года.
На прошлой неделе в очереди увидела девушку, такие чистые души встречаются раз-два на миллион. От неё исходили теплые солнечные лучики. Она всегда будет умна, верна и интересна, жизнь любимого человека сделает светлой. Бог - большой скупердяй... потому
что таких встреч в моей жизни было всего две.
Войкина Св Анисим. 1983 год.

Пенсионеры. Работник райпотребсоюза. Орден Славы, медаль "За Отвагу"
Перед пополнением вышагивал капитан, который поминутно оглаживал пальцами брови, убирая таким образом вшей, лезших ему на глаза. Мы попали в роту, которая двадцать дней вела кровопролитные бои с врагом.
Б.  Камышиное.  1983 год.
      
Звягина Р.П.
До войны я жил на большой железнодорожной станции, кроме этого в поселке располагался шпальный завод, бочарный цех, небольшое депо по ремонту подвижного состава. За неделю до прихода немцев, самолеты бомбили прилегающие дороги, создавали все условия для задержки эвакуации мирного населения, техники и материальных ценностей. Бомбардировке подвергались железнодорожные пути особенно на поворотах. На станции скопилось огромное количество вагонов с военной техникой и боеприпасами. Шпальный завод и депо вывезли полностью с рабочими, в бочарном цехе вывезли только оборудование. Я работал на железнодорожной станции смазчиком, из-за слабого зрения военкомат категорически отказал мне в призыве. Эшелоны отправляемые со станции тщательно досматривались. Выход на работу строго контролировался работниками милиции, в список обязательной эвакуации наша семья не попала.  Незадолго до прихода фашистов из работников станции выехали начальник станции, главный бухгалтер,коммунисты с семьями, работники милиции. Исполняющая обязанности начальника станции диспетчер Звягина Раиса Павловна(В 1943 году её расстреляли фашисты за связь с партизанами.)  контролировала выход на работу всех оставшихся рабочих до самого прихода немцев, из оставшихся рабочих сформировала четыре бригады,которые занимались ремонтом путей, стрелочного хозяйства. К приходу немцев пути и подвижной состав были полностью отремонтированы. Немцы установили четырнадцать прожекторов и девятнадцать зениток. Охрану станции осуществляла рота сербов. Сербы воровали из вагонов оружие, продукты, обмундирование и меняли на спиртное. В декабре 1943 года роту сербов заменили на немцев призванных из запаса, случаи воровства и пьянства прекратились, население зажило голодно.
 Сурков С. Кустанай. 1983 год.

Пенсионеры. Завхоз горбольница.
 На фронте был трижды ранен, а в 1944 году после тяжелого ранения списали. В марте 1962 года прямо от верстака забрали в больницу. Лечили долго и капитально! Врач, разглядел во мне человека бесконечно уставшего от войны и жизни и пристроил завхозом при больнице. Докторское участие изменило все, с той поры душа все летит к звездам, туда - откуда исходит земное добро. Чудовищно далекие - слетавших туда людей мало, я пока - все лечу! Знаете в чем беда старости - в одиночестве, время повыбило моих родных, ровесников! Доктор когда то сказал, что самое главное в жизни - найти в себе мужество выйти утром из дому. Безногому Егору сегодня надо  принести продуктов, морячку Димке починить свет, Сашка сводить к врачу...      
О.П.Н. 1979 год.

Финляндия.
 Когда началась война с Финляндией, из географических справочников узнал, что на каждого финна приходится 45 советских граждан. В голову закралась мысль, что окружающие участвуют в подленькой игре, вспомнил свое противостояние с Мотей - моим сверстником, подростком 14 лет по росту и комплекции не уступавший взрослым. Подловив меня в пустынном уголке двора Мотя отпускал пару хороших затрещин от которых долго болела голова. Я задавал окружающим вопрос о найденном мною несоответствии, но ответа не получил.Только сейчас я понимаю, было бесполезно требовать честного ответа от трусливых родителей, врущих школьных учителей, гаденьких соседей, - человеческое общество того времени представляло ровную пустыню, кочки в которой были заботливо выкорчеваны Сталиным.
С.М.Р. 1986 год.

Пенсионеры. Партийный работник.
Когда я вернулся с фронта, наша семья пополнилась еще тремя детьми.
В 1958 году мы с супругой отдыхали на курорте. От длительного пребывания на жаре и купания она приболела, на пляж стал ходить один. Однажды, я познакомился с женщиной, чувства, которые она вызвала во мне были очень серьезные. Мне было 38 лет, на руках у меня было шесть детей и огромный сельскохозяйственный район, трезво бросил все на весы и переборол захлестнувшее меня чувство. Посещать пляж прекратил, стал прогуливаться с женой по парку. Ощущение  лавочника во мне не прошло до сих пор. Стрелочка весов показывает ровно. Больше со мною подобного не случалось.
Ж.Кустанай. 1983 год.

Пенсионеры. Маленькая проблема.
В 1954 году вышла на работу, за 21 месячным  сыном взялась ухаживать мама. Сразу заметила, что в 22-00 обычно спать просился, а теперь по квартире бегает. Маме хочется посидеть, а сыну побегать... Удовлетворение двигательной активности важно для здоровья и развития ребенка, поэтому пришлось отказаться от большей части уроков, в течении восьми месяцев давала 2 урока в первой смене и 1 урок во второй смене. В два года пять месяцев сын "созрел" для детского садика и посещал его очень  охотно. Хорошие знания по возрастной физиологии и педагогике необходимы всем будущим мамам и папам.
Кустанай. Ботагоз Алимжановна. "Отличник просвещения СССР" 1990 год.

Пенсионеры. Первый секретарь райкома.
 Мой завсельхозотделом фальшиво льстил только мне. Сторонился всех, не группировался. Позиция его была очень слабая. Ведь прекрасно понимает, что мне продвигать его было некуда. Он все понимает, молчит, ждет от меня человеческой реакции на свою преданность. Когда я ушел на пенсию, они отправили его руководить районным узлом связи.  Дело от этого пострадало, но  групповой интерес всегда выше государственного. Так устроена жизнь. С самого начала, я интуитивно определял следующего вожака района, поэтому рос быстро. И тогда был готов сделать ставку, но в Кустанайской области поле было пусто. Может мой завсельхозотделом тоже не увидел следующего за мной вожака?
Кустанай. 1976 год.

Пенсионеры.  Машинист.
В 1940 году, после окончания ФЗО, мы с Лешкой Пустоваловым попали на железную дорогу, вначале запихнула обоих в депо, а там, чтобы не возиться - послали нас "высококвалифицированных" токарей в кочегары, на паровозы. Началась война. Нас бомбили и обстреливали, но мы горели желанием своими глазами увидеть какая она война. Машинист Сенченко Павел Егорович умер на подъезде к станции Челябинск, в 20 лет я стал машинистом паровоза.
 Кустанай. 1984 год.

Пенсионеры. Железнодорожник.
Мы доставили в Ленинград состав с военным грузом. Распоряжения становиться под погрузку не поступило. Состав отправили пустым! Через четыре дня железнодорожное сообщение  прекратилось - Ленинград стал блокадным!
Н.Г.М. Кустанай. 1993год.

Пенсионеры. Экскаваторщик.
 "О Господь! Ты даровал ему жизнь! А он не знает куда ее деть!"- сказал проходивший мимо священник.
 В самой тенистой аллее парка на скамье сидел сухонький старичок. Каждые пять-десять минут он приподымал над головой правую ручку и мило помахивал ручкой понравившейся женщине, ему иногда отвечали. Счастливая улыбка озаряла его лицо, на секунду он становился молодым, а улыбка обаятельной. И так с утра до вечера!
Кустанай. 1984 год.

 Пенсионеры. Отец.
С каждым годом отец становился меньше, время нанесло на лицо глубокие морщины, глаза печально смеялись, в разговоре появилась  детские беспомощные нотки, он стал сам по себе и ничего общего с окружающим миром.
С.Сеит. Кустанай. 1982 год.

Пенсионеры. Милиционер.
Наш участковый милиционер начальство относил к категории советских граждан, прочее население станции - к неблагонадежным. Целыми днями он  вынюхивает и выслеживает! Осенью 1969 года к Николаю и Маше Осиповым  привезли лесник привез машину дров, пришлось позвать к столу подоспевшего участкового. Упорно соревновался наш участковый с лесником,  ушел домой пьяным, а на утро под столом Маша нашли его голубенькую тетрадку. Вечерами собирались соседи и знакомились с "оперативными материалами" основанными на сплетнях, домыслах и наветах. Пахло от тетради собачатиной.
Кустанай. 1976 год.

 Пенсионеры. Расскажу свежий сон.
 Недавно видел забавный сон. Я плыву в раю. Внизу на зеленой лужайке, под бой барабанов маршируют грешники, среди них  Сталин и Ленин. На травке сидят ангелы с крылышками под музыку кушают райские яблочки, а за их спинами два ангелочка "незаметно" занимаются сексом, всем своим видом они дают понять это им можно, они заслужили. Грешники маршируют, их ряды многочисленны, ангелы всем своим видом дают понять, что их очень мало и им "это" можно.
Серов П.Иванович. Кустанай 1977 год.

 Пенсионеры.  Дети.
Пенсионер надеется на веселую старость и внезапную смерть. Он живет надеждой, что не забудут его после смерти, слух будут ласкать молитвы близких.  Но вот главное не получается - веселая старость! Дети сильно заняты устройством своей жизни.
Х.В.Р. Кустанай. Затобольск. 1979 год.

Пенсионеры. Зимнее солнце.
 Первым мужем Галии - был мой брат Рашид. Посреди счастья, брат внезапно самостоятельно ушел из жизни. Двадцать лет срок, понадобившийся для разгадки.   Рашид и жить хотел, и счастлив был, но опечален ещё больше. Сейчас Галию ждет ещё один тяжелый развод, а племянники предпочитают держаться подальше.
З. Гумар. 1994 год.

Пенсионеры.  Да кто Вам сказал?
 Важнейшие решения в жизни страны принимают обычные люди, они не продуманны и чувствуется отсутствие понятий обыденной жизни  граждан. Судя по нашей жизни, там нет способных людей.Когда допускаются грубые ошибки, экстренно стряпается фильм о высоком государственном лице, пекущемся о благе народа, нагнетается сложная международная и внутриполитическая обстановка, в сложной ситуации наш герой принимает единственно правильное решение. Мы делаем вид, что нами правят умные и честные..., а они не уставая стряпают легенды...
П.Н.В. Кустанай 1979 год.

 Пенсионеры. Фотограф.
 Я 37 лет проработал фотографом. В чем же секрет качественного снимка? Это очень просто. Посадите человека, пусть он посидит, привыкнет к месту, перестанет чувствовать скованность перед фотоаппаратом, подождите еще и когда в глазах появится радость - это и есть мгновение Вашего успеха.
 Резван Г.В. Кокчетав 1976 год.

 Пенсионеры. Учитель.
 Литература не учит человека жизни - это глубокое заблуждение, она дает пунктиры о ней. Если у женщины была настоящая первая любовь, то душа её остается где то там позади, изредка, приходя в грустное настоящее. Никакая литература не заменит человеку того, что было...
К.В.Ф. Кустанай. 1983 год.

Пенсионеры.
После войны молодежь ходила распахнув полы пиджака, а кисти рук были глубоко погружены в карманы брюк.Молодежь 70 годов подстригалась под интеллигентный битл, очки типа а-ля Леннон, костюм обычно застегивался на все пуговицы, кисти рук наполовину были погружены в горизонтально расположенные  карманы расклешенных книзу брюк.Люди склонны сохранять привычки и элементы поведения эпохи рассвета. И сейчас время от времени в толпе проскальзывают знамения прошедшей молодости.
 Р.Ю.С.  Кустанай. 1983 год.

Пенсионеры. Музыкант.
С тех пор, как я оказался на пенсии, в моем сознании произошел существенный  сдвиг. Меня больше волнует только прошлое и настоящее. Жертвовать чем то ради достижения призрачных целей не стану, покой стал основой моей жизни.
Е.Н.Л. Кустанай. 1983 год.

Пенсионеры. Работник библиотеки.
Женщина переживает свое горе необычно. К примеру, я сразу проваливаюсь в бездну, я сама живая, но теряю ощущение наличия живой жизни вокруг себя. Мир растворился, его нет, горе принимает размеры мира, закрывая вокруг меня все. Я переживаю свое горе обособлено, мне не нужны соболезнования, мне требуется одиночество. Недавно умерла моя младшая дочь, ей было всего 37.
 Б.Г.С. Кустанай. 1983 год.

Пенсионеры. Медник автобазы.
Внук учит биологию, я прислушался, оказывается, человек произошел от обезьяны. С интересом прочитал весь параграф учебника, написано все правильно,теперь грани между верующим и атеистом нет, но между человеком и обезьяной все же есть. Автор не уделил особого внимания вопросу именно постепенного перерождения. Остается впечатление, что он верит каждому написанному им слову, но за бортом его веры остался я - читатель.
Шмидт. Кустанай 1983 год. Образование - начальное.

Пенсионеры. Механик реммехзавода.
Сын у меня умный, учителя в школе, преподаватели в институте, товарищи по работе отмечали его особые способности, умение систематически упорно трудиться и добиваться поставленных целей. После института быстро пошел в гору, в 25 лет назначили начальником цеха. Три года назад женился на продавщице, сильно зацепила она его за юбку, бегает с ней по магазинам в поисках дефицита, на работе уже не горит. Куда она его заведет? Как она смогла взять такую власть над ним? Замагнитила и размагнитила одновременно.
 С.Р.Е. Кустанай. 1983 год.

Пенсионеры. Учитель.
Мое воображение всегда поражали слова поэта М. Матусовского:
"Не слышны в саду даже шорохи, все здесь замерло до утра. Речка движется и не движется, вся из лунного серебра". Создается впечатление погружение всей меня в это утро у речки из лунного серебра. Картина "Неизвестная" И.Н.Крамского особая. Впервые на русской картине показана женщина с высоким личным "Я". У всех на слуху А. Пушкин, М.Лермонтов, Г.Гейне, И.Гёте, но никто из них так и не смог создать проникновенного для пожилого человека четверостишия, как А. Блок в цикле "Стихи о Прекрасной Даме".
Ты отходишь в сумрак алый,
В бесконечные круги.
Я послышал отзвук малый,
Отдалённые шаги. 
По сути, я обычная замученная работой лошадка просвещения открыла для себя новую грань жизни, чувство сопереживания заполняет до краев мою одинокую жизнь.
 П.В.Х. Кустанай. 1983 год.

Пенсионеры. Успокойтесь!
Каждый раз мне навстречу попадался этот старичок, загадочно улыбаясь чему то, тихо проходил мимо, иногда вспоминая мое лицо, знакомое ему ,мирно кивал головой. Долгое время думал, что с головой у этого человека не все в порядке. Проводили меня торжественно на пенсию, свежим пенсионером вышел во двор осваивать новое пространство, новой жизнедеятельности. Тут, впервые, поздоровались с соседом поближе и пошли вместе по знакомой ему дорожке. К обеду ноги уже гудели, голова ломилась от впечатлений, а кушать хотелось страшно. После сытного обеда прилег отдохнул малость и вновь вышел во двор. До самого ужина просидел беседуя с новыми друзьями, одни приходили другие уходили разговор шел отрывками то о том, то о сем. Так прошел мой первый день. Я порою вспоминаю, как раньше проходил мимо подъезда, на лавочке теснились пенсионеры и каждый раз мне казалось что они все про меня знают и судят меня своим пенсионерским суровым судом, а здороваются просто из вежливости. Прошли годы, поднабрался я опыта пенсионной жизни и со знанием дела могу поделиться им.
 1) Пенсионеры сидящие на лавочке у подъезда очень занятые, если вы думаете, что они обсуждают вас, то крепко ошибаетесь, они плохо ходят-мало видят, им надо как то провести время до вечера, поэтому именно здесь идет интенсивный обмен мнениями по разным отраслям знаний, при огромном опыте жизни здесь постоянно происходит смена декораций, кончается одна жизненная повесть-начинается другая. Нафиг вы им нужны!
 2) Пенсионеры, прогуливающиеся по городу, ходят много-видят все, после прогулки, садясь на лавочку, они делятся увиденным шедро присовокупляя то что не видели, но вроде померещилось.Эти любят прибавить.
 3) Пенсионеры, прогуливающиеся по городу осознанно, ежедневно меняя маршруты они осматривают интересные с архитектурной точки зрения дома и усадьбы, новые породы деревьев, малые архитектурные формы, планировочные решения архитекторов. Каждый из них это коллекционер, с увлечением собирающий свою коллекцию, дорожащий каждым своим приобретением. Первый свой пенсионерский день я провел с таким человеком, а увлекается он разведением голубей и любит только те породы, которые взлетают вверх вертикально.
 4) Пенсионеры-дачники с ноября по апрель тоскуют по лету, с ранней весны до холодов вкалывают на даче, это компенсация потери работы, а сумки с урожаем это заработная плата. Разве ж они туда ездят отдыхать? Они вкалывают, чтобы прокормить уже внуков.
 Люди с разными умственными способностями вышли на пенсию и строят свою жизнь исходя из своих предпочтений. 
 Воропанов.  Апрель 1998 год.

Пенсионеры. Врач.
Помню поступила к нам в больницу тяжелая больная, ей следовало немедленно сделать операцию по удалению червеобразного отростка слепой кишки или аппендицита. Принимала её я, так как дежурила в приемном отделении.  Сопровождал её сын - здоровенный детина тридцати лет. Больная испытывала сильные боли, но часто повторяла: "Кто ж теперь позаботится за Колю? Кто ж его накормит, обстирает? Не приведи помру, один-одинешенек останется?!....". Это пример беззаветной материнской любви.
Каляпина Ф.Ф. Кустанай. 1962 год.

Пенсионеры. Две детских мисочки.
Последние годы у пешеходной тропинки в акациевых кустиках приютились две детских тарелочки. В них три раза в день аккуратненькая бабушка накладывает кашу, готовый корм и остатки супов. Место пользуется большой популярностью у кошачьего племени. Последние недели миски стоят пустые, кошек поблизости не видать, видно что то случилось. Тихо уходят те, чьё детство пришлось на военные, в крови которых прочно ещё живет ген голода.
 С.Конст. Евгеньевич. Костанай. 2001 год.