Раб. прорамма история церкви для 9 класса правосла

Майоров Дмитрий Николаевич
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ
 ТЮМЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ







ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ»
ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ 9 КЛАССА ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ




Составитель: диакон Димитрий Майоров,
кандидат богословия






Тюмень
2009-2010 уч. год
Пояснительная записка
Введение
История христианской Церкви, как дисциплина, есть изучение прошлого в жизни Церкви и изложение его в систематическом порядке, т.е. в хронологической последовательности и прагматической связи…
История христианской Церкви есть, с одной стороны, наука историческая; этим определяется предмет вообще и указывается метод исследования: как наука историческая, церковная история излагает перемены в прошлой жизни Церкви, пользуясь историческим или индуктивным методом.
С другой стороны, церковная история есть наука богословская, входит в семью богословских наук и здесь занимает свое определенное место.
Задача и метод. Изображению церковной истории подлежит все то, в чем выразилась и выражается жизнь общества Господня, именуемого Церковью, устрояющею вечное спасение людей. Задача истории не просто, так сказать, описать действительность и познать её без преследования каких либо побочных целей, при соблюдении полной объективности, но сделать понятным целое историческое развитие, все изменения и, насколько возможно, объяснить ход истории. Церковная история есть один из отделов, частей или сторон общего человеческого развития; уже в силу этого она не может быть изолирована от всеобщей истории. С другой стороны, есть и большое различие между ними. Если светская, гражданская история имеет в виду земное, политическое, культурно-просветительное развитие народов (человечества), то церковная история изображает стремление людей к вечной, небесной цели — спасению их душ.
В частности, задача церковной истории заключается в том, чтобы в подлежащей области: а) собрать факты, извлечь данные из всех соответствующих областей, характеризующие жизнь Церкви, словом, приобщить к делу весь доступный исторический материал, б) изучить его критически, установив подлинное, аутотентичное, отвергнув подложное, фальсифицированное и указав сомнительное и в) наконец, изложить весь добытый и критически проверенный материал с соблюдением должных правил. Очевидно, что изложение исторических фактов не может быть простым летописным повествованием о событиях, а должно быть составлено по историческому методу. Факты нужно расположить в строго хронологическом порядке. Только такой порядок даст возможность понять факты в их естественном, закономерном, генетическом развитии и поможет установить прагматическую связь между ними, как между основаниями и следствиями, причинами и действиями. Конечно, в полной совершенной степени исторический метод не применим в церковной истории, поскольку входит в неё божественный элемент, не подлежащий учету со стороны человеческого исследования. При помощи чисто исторического метода, например, мы не можем выяснить ни происхождения христианства, — поскольку оно есть дар с неба, — ни главных эпох в его развитии, почему, например, не удалось язычеству — ни его внешней политической государственной силе, ни внутренней - философской, интеллигентной — уничтожить христианства в течение II и III в. и предупредить его победу в IV в. (Поснов Михаил Эммануилович (1874-1931). История Христианской Церкви).
Смысл изучения Церковной Истории хорошо передает протоиерей Александр Шмеман в «Заключении» известного труда «Исторический путь Православия» (Нью-Йорк, Март 1953 г.): «В современном церковном сознании прошлое часто больше давит и сковывает, нежели творчески претворяется в верность подлинному Преданию. Вскрывается неспособность оценивать прошлое, различать в нем Истину от «только» прошлого. Предание до неразличимости смешивается со всевозможными «преданиями», которые сами требуют еще своей оценки в свете вечной правды Церкви. Частичное, одностороннее, даже извращенное выдается подчас за «суть» Православия. Есть грех «абсолютизации» прошлого, который неизбежно приводит к обратной крайности: к «модернизму» - то есть, в сущности, к отказу вообще от прошлого, к принятию в качестве единственного мерила «современности», «науки», «нужд текущего момента». Но как одно охранение «православной» внешности не способно скрыть глубокого кризиса современной Православной Церкви, так и «модернизму» не изменить ее. Единственный выход всегда в обращении к самой Истине Церкви, и через нее к овладению прошлым: в нем находим мы и вечное Предание Церкви, но также и бесчисленные измены ему. Православное сознание всегда «исторично», всегда включает в себя прошлое, но никогда не «рабствует» ему. Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» и сила Церкви не в прошлом, настоящем или будущем, а во Христе, Который пребудет с нею до скончания века, чтобы каждый из нас мог в Нем и с Ним найти смысл жизни». Даже взрослым православным трудно понять и принять эту мысль, тем более старшеклассникам гимназии. Но в изучении истории Православной Церкви раскрывается  непреложность слов Спасителя нашего Господа Иисуса Христа: «… Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16,18). Даже первоначальное ознакомление с Историей Церкви принесет юной душе пользу, тем более, если изложение подкреплять агиографическим материалом. Основной настоящего курса послужил сборник книг по «Закону Божию» в 5-ти томах, изд. «ТЕРРА» - «TERRA» МОСКВА 1991
1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель учебного курса: Усвоение систематических знаний по Общей Истории Церкви от времен апостольских до XI в., когда Западная Церковь отпала от Вселенского Православия. История с XI в. до настоящего времени будет дана схематически – ввиду краткого объема учебного времени, отведенному на изучение общецерковной истории – 64 часа, 1 учебный год, 1 академический час в неделю
Задачи курса Церковной истории.
1. Сформировать представление о предмете.
2. Дать понятие о предмете и задачах церковно-исторической науки, о методах исторического исследования.
3. Предложить краткий историографический обзор истории Древней Церкви,
4. Дать краткую характеристика истории Православной Церкви в Византийской империи (IX - XV вв.).
5. Ознакомить учащихся с возникновением и развитием Римо-Католической церкви и протестантских исповеданий
2. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
Основная форма обучения - лекционные занятия и самостоятельная работа учащихся. В конце каждой четверти проводится контрольная работа по лекционному материалу, в конце учебного года – итоговая контрольная работа. На каждом уроке – небольшой устный опрос по изученным темам. Объем курса 64 часа.











 
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п ТЕМА УРОКА МЕСЯЦ
1. ЧАСТЬ  ПЕРВАЯ: ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ. сентябрь
2. ЧАСТЬ I. ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ В ПЕРВЫЕ ТРИ ВЕКА. сентябрь
3. 1. ПЕРВЫЙ ВЕК. сентябрь
4. Проповедь  апостолов    сентябрь
5. Отношения между христианством и иудейством.. сентябрь
6. Первые противники христианства. Гонения на христиан от Римской Империи сентябрь
7. Жизнь первых христиан октябрь
8. Иерархическое устройство Церкви октябрь
9. Великие святые первого века октябрь
10. 2. ВТОРОЙ ВЕК. октябрь
11. Состояние Церкви в начале второго века октябрь
12. Новые церковные центры октябрь
13. Богослужение во втором веке октябрь
14. Гонения на христианство во втором веке октябрь
15. Гностицизм октябрь
16. Отрицание Ветхого Завета (маркионизм) октябрь
17. Монтанизм (секта лжепророков) ноябрь
18. Борьба Церкви против духовных врагов ноябрь
19. Св. Ириней Лионский ноябрь
20. Климент Александрийский ноябрь
21. Св. Феофил, епископ антиохийский ноябрь
22. Апологеты христианства ноябрь
23. 3. ТРЕТИЙ ВЕК. ноябрь
24. Жизнь Церкви ноябрь
25. Церковное богослужение ноябрь
26. Апокрифы. Отношение Церкви к римской власти ноябрь
27. Перелом в церковном воззрении на мученичество декабрь
28. Внешние и внутренние враги христианства декабрь
29. Мани и манихейство декабрь
30. Борьба возрожденного эллинизма с христианством декабрь
31. Отцы и защитники веры декабрь
32. Последние гонения и победа Церкви декабрь
33. ЧАСТЬ II. ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ (314-842). декабрь
34. 1. ЧЕТВЕРТЫЙ ВЕК декабрь
35. Победа христианства декабрь
36. Арианство декабрь
37. Первый Вселенский Собор в Никее (325) январь
38. Возобновление христианства и борьба с ним св. Афанасия Великого январь
39. Судьба  православия  при   преемниках  равноапост. Константина январь
40. Юлиан-отступник и восстановление язычества январь
41. Св. Василий Великий и победа православия январь
42. Второй Вселенский Собор 381 года в Константинополе январь
43. Император Феодосии Великий и св. Амвросий Медиоланский февраль
44. Церковное устройство и распространение христианства в четвертом веке февраль
45. Монашество февраль
46. 2. ПЯТЫЙ ВЕК. февраль
47. Святой Иоанн Златоуст. Споры об Оригене февраль
48. Блаженный Августин и спор о благодати февраль
49. Св. Кирилл Александрийский и третий Вселенский февраль
50. Собор в Эфесе (431) февраль
51. Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне (451) февраль
52. Падение Западной Римской Империи и усиление Восточной март
53. Монашество в V веке март
54. 3. С ШЕСТОГО ПО ВОСЬМОЙ ВЕК. март
55. Восстановление  православия. Имп. Юстиниан Великий март
56. Св. Григорий Двоеслов папа римский. март
57. Распространение христианства и монашества в VI в март
58. Нашествие персов и арабов март
59. Монофелитство и соборы 680 и 692 годов март
60. Иконоборчество март
61. Светская власть римских пап. Карл Великий и «Филиокве» март
62. Литургическое творчество. Христианское искусство. апрель
63. ЧАСТЬ Ш. ОТ НАЧАЛА ПРОСВЕЩЕНИЯ СЛАВЯН ДО ПАДЕНИЯ ВИЗАНТИИ (862-1453) апрель
64. 1. С ДЕВЯТОГО ПО ОДИННАДЦАТЫЙ ВЕК апрель
65. Перемены 9-го века апрель
66. Св. патр. Фотий и славянская миссия свв. Кирилла и Мефодия апрель
67. Расцвет церковной культуры май
68. Западная  Церковь  в подчинении  светской  власти (888 - 1057) май
69. Раскол 1054 года май
70. Усиление римской церкви май
71. ЧАСТЬ IV. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (IX - XV ВВ.). май
72. ЧАСТЬ V. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ И ПРОТЕСТАНТСКИХ ИСПОВЕДАНИЙ май
73. Итоговая годовая контрольная работа май
БИБЛИОГРАФИЯ:
ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ:
1. «Закон Божий» в 5-ти томах, Т.2. МОСКВА, изд. «ТЕРРА» - «TERRA» 1991
2. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 1 - 4. М., 1994.
3. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до 1054). Киев,1991 (или любое другое издание).
4. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. Сергиев Посад. 1997.
5. Тальберг И. История Христианской Церкви. М., 1991.
ОСНОВНЫЕ ПЕРВОИСТОЧНИКИ:
1. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993.
2. Евсевий Памфил. Жизнь блаженного Василевса Константина. М.,1998.
3. Сократ Схоластик. Церковная история. М.,1996.
4. Феодорит еп. Кирский. Церковная история. М.,1993.
5. Евагрий Схоластик. Церковная история. СПб, 1999.
6. Деяния Вселенских соборов. Т. 1-4. СПб.,1996.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
 ПО ВСЕМУ КУРСУ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ РАЗДЕЛАМ:
1. Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784447). М.,1997.
2. Архим. Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская Уния. М., 1994.
3. Васильев А.А. История Византийской империи. Т.1-2. СПб.,1998.
4. Гергей Е, История папства. М., 1996.
5. Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. [М.,] 1992.
10. Иоанн, еп. Аксайский. История Вселенских Соборов. М.,1995
13. История Византии. Т. 1-3. М., 1967.
14. Кулаковский Ю.А. История Византии. Т. 1-3. СПб., 1996..
15. Культура Византии. Т. 1-3. М.,1983-1991.
16. Карташев А.В. Вселенские соборы. М.,1994.
17. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан. М.,1994.
18. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках. СПб., 1998.
19. Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X и XI веках. СПб., 1999.
20. Лортц И. История Церкви. Т.1-2.М..2000.
21. Мейендорф Иоанн прот. Жизнь и труды Святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб.,1997.
22. Мейендорф Иоанн прот. Византия и Московская Русь. Париж,1990.
23. Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть Византийских портретов. М.,1998.
З6.Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. М.,1983.
37.Прот. В. Рожков. Очерки по истории Римско-католической Церкви. М.,1998.
38. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914.
39. Успенский К.Н. Очерки по истории Византии. Ч. 1. М.,1917.
40. Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 1-3, М., 1996-1997.