Яблоки

Живило Мария
-Я пойду, вы при делах все. - после негостеприимного молчания занятых внуков, сказала пожилая женщина.

Отрывая себя от громыхающей музыки в ушах, внучка протянула ей мешок с яблоками - плата за равнодушие.

- Не надо, есть у меня. Появились сегодня... А сама не знаю... Выхожу купить хлеба, а на дверной ручке висит пакетик. Смотрю, яблоки... Озираюсь по сторонам, а и благодарить некого. На площадке ни души, может, соседи...

Тут она замолчала. Лицо ее выражало явную заинтересованность, во взгляде читалась растерянность. В неторопливо проходящих пустых днях, появилось что-то необычное. Красное пятно спелых яблок раскрасило бесцветную жизнь.

-Что же это я... Может, вы приходили ко мне. А я не слышала... Суп варился, или телевизор шумел, да я глухая совсем...

Старушка остановилась, видя лишь физическое присутствие своей внучки. Девчонка давно в мыслях задавала дикий ритм на ударных, а гитара заряжала электричеством воздух.
-Да нет... Вот, не знаю, кого благодарить... Раз не вы...

Женщина тщетно перебирала в памяти имена, лица. Она не могла понять, что тот, кто повесил на ручку входной двери пакет с яблоками, не нуждался в благодарности. Добро ради добра, поэтому звание благодетеля не нужно. Слова благодарности не нашли своего хозяина. Они застыли на языке и породили чувство вины, ведь старушка ничего не могла дать взамен. Вместо того, чтобы наслаждаться сочным даром, она с досадой счищала с яблок кожуру.

Люди не привыкли к тому, что делается "просто так", ничего не требуя в ответ. Мы научились покупать, но забыли, что значит дарить. Поэтому хотим заплатить за дар. Благо без добродетели вызывало подозрение. И яблоки были уже не такими сочными, зрелыми, мягкими. Они стали не так хороши, раз их отдали.