Птица

Кравченко Александр Фёдорович
Не говорите об этой истории: такого не бывает. Ибо произошла она не на нашей Земле, а на другой – в параллельном мире. Там всё почти как у нас, разница в мелочах. Например, там люди могут… Но давайте по порядку.

В одном большом городе жила-была девушка. Звали её Инка, фамилия - Птицына. Она работала в библиотеке, в отделе редких старинных книг (по-научному – раритетов). У неё были папа и мама, и ещё пятнистый чебурашка Чик, которого она по вечерам водила гулять. Не было только кавалера, что кажется странным – ведь Инка была девушка добрая и даже, можно сказать, симпатичная. Если не слишком придираться.

Ну, да что тут поделаешь…

Однажды, когда Инка из любопытства рылась среди огромных пожелтевших фолиантов (читателей в тот час не было, и она могла позволить себе такое удовольствие), на глаза ей попался небольшой потрёпанный томик без обложки, с витиеватой надписью на титульном листе: «З;ло удивительныя Метаморфозы, сиречь Превращенiя, кои колдовствомъ и чернокнижiемъ с разными людьми сотворены были, отъ древнихъ Грековъ до сего дня. Сочиненiе ученаго магистра Доминикуса Труфальдиуса, переложенное с латынскаго. СПБ, 1792». СПБ – значит, Санкт-Петербург, это-то Инка знала. Но вот кто такой этот Доминикус?

Инка с интересом перелистала книжку. А, кажется, ерунда! Примитивный пересказ Овидия и Апулея, варварские средневековые легенды о ведьмах… Но есть и любопытные вещи. Вот, например: будто бы встречаются души, по ошибке попавшие при рождении не в то тело, которое им было предназначено. Они, как выражается автор, от этого страждут. Однако ошибка, оказывается, может быть исправлена. Для этого достаточно в ночь лунного затмения подняться на возвышенное место и, дождавшись, когда чёрная тень полностью закроет лунный диск, трижды взмахнуть руками и произнести такое заклинание: «Во имя солнца и луны, кои суть отражения Вечной Истины, озаряющей своим светом миры великие и малые, зримые и незримые, добрые и злые, да восстановится попранная Справедливость! Да приму я свой подлинный облик, коего лишила меня ошибка судьбы!»

Тоже, конечно, ерунда. Но заклинание очень поэтичное. И эта странная классификация миров… Интересно, наш мир – добрый или злой?

Задумалась Инка. Поди ответь на такой вопрос!

И не услышала, как хлопнула дверь.

- Привет, Птица!

-А, Кирилл! Слушай, кто такой Доминикус Труфальдиус?

Кирилл – бывший одноклассник, ходячая энциклопедия, теперь – студент-историк, это как раз по его части.

- Доменико Труфальди, ты хочешь сказать? Был такой итальянский монах, его сожгли на костре за ересь.

- Как Джордано Бруно?

- Ну, до Бруно ему далеко. Тот был учёный, а этот так… фантазёр, мистик. Да что ты забиваешь себе голову всякой дрянью! Почитай лучше Маргариту Наваррскую. Вот была женщина!

- Это королева Марго, что ли?

Засмеялся Кирилл.

- Ты не оригинальна. Все их путают. Эта Маргарита жила совсем в другом веке. Она написала в подражание Боккаччо книгу «Гептамерон».

- Я не люблю Боккаччо.

- Зря. Я бы с удовольствием его перечитал. Но сейчас мне нужно проштудировать «Величие и падение Римской империи». Второй том, пожалуйста.

Инка достала с полки увесистый фолиант. Кирилл уселся за свой любимый стол у окна и углубился в чтение.


…Снег шёл крупными хлопьями. Бедный чебурашка недовольно ёжился – не мог привыкнуть к этому белому чуду. Поводок тоже раздражал его, хотя он и не пытался его перегрызть, как в первое время. «Зачем мне поводок, - наверно, думает он, - я не кусаюсь, я безобидный». Так-то оно так, да больно прыткий ты зверюга, отпустить тебя на свободу – убежишь в мгновение ока на другой конец города. Потом ищи-свищи. Ты уж потерпи немного. Сейчас мы с тобой пройдём ещё квартал вверх, потом квартал налево, а там только дорогу перебежать – и мы дома.

Заверещал чебурашка протестующее – не могу больше, лапки мёрзнут. Сжалилась Инка, верхнюю пуговицу на пальто расстегнула и засунула зверька за пазуху. Чик прижался к груди, запыхтел от удовольствия. Как младенец.

Дома обычная картина – отец с матерью ругаются.

- Тебя опять видели с этой лахудрой!

- Во-первых, она не лахудра…

- Значит, ты признаёшь!..

- Ничего я не признаю…

- Подлец!..

Инка уже привыкла, не обращает внимания. Этот спектакль продолжается не первый год и будет продолжаться, наверно, до бесконечности – пока живы все актёры.

Пробралась потихоньку к себе, - ах, как хорошо, что у неё есть хоть своя комната! – дверь поплотнее затворила, разделась, на диванчик любимый прилегла, в одеяло закуталась – тепло! Можно почитать на сон грядущий.

«С чем сравнить наслаждение, которое получаешь в одиночестве, когда, открыв при свете лампады книгу, приглашаешь в друзья людей невидимого мира?»

Это Кэнко-хоси, японский мудрец. Монах. Тот тоже был монах – которого сожгли… как его.. Доминикус. Бедный Доминикус! Это, наверно, очень больно, когда тебя сжигают…

Спит Инка, подложив ладошку под голову. И чебурашка спит у неё в ногах.

Ночь. Луна. Спит Инка и не видит, как на луну надвигается чёрная тень. Затмение.


Работа, работа… Книги, книги… Один день похож на другой…

- Ненормальная она. Не от мира сего. Уткнулась в свои талмуды, и ничто её больше не интересует.

Замерла Инка, не дойдя до двери. Это Рита с Валерией курят в туалете. Коллеги из соседнего отдела. Курят и болтают. Сколько раз им заведующая говорила, чтоб не смели в рабочее время!

«Это я не от мира сего», - догадалась Инка.

- А этот Кирилл, что ходит к ней – ничего мальчик, правда?

«Кирилл ходит к о  м н е? Какая чепуха!»

- А она на него – ноль внимания.

«Ах, как жестоко с моей стороны!»

Пусть себе болтают. Ей-то что?


А на улице-то весна! Всё цветёт и пахнет. Инка с кошёлкой в руках спешит в овощной магазин – туда, по слухам, завезли диковинный заморский фрукт ньямньям. Она бы обошлась, но ей сказали, что чебурашки просто обожают этот фрукт, а её Чик что-то захандрил в последнее время. Надо его порадовать.

А у бочки с квасом Кирилл стоит.

- Привет, Птица! Как дела?

- Привет. Ничего.

- Ты куда?

- В магазин. А ты?

- Из магазина.

- Ньямньям ещё дают?

- Дают. Только очередь километровая.

Помолчали.

- Что ты сейчас читаешь?

Действительно, о чём с ней ещё разговаривать?

- Шопенгауэра. «Мир как воля и представление».

- О, господи! Уж лучше бы «Заратустру»!

- Я читала. Он мораль отрицает.

- А ты?

- Что я?

- Ты утверждаешь мораль?

Задумалась Инка на мгновение.

- Да.

- Оно и видно. Ну, пока, а то на семинар опоздаю.

Убежал Кирилл.

Нет, не к ней он ходит. Не так бы он с ней разговаривал.

Не так разговаривают, когда… Когда любят.

Нечаянно вырвалось это слово. Потому что весна. А вот сейчас мы загоним его обратно. Туда, в подсознание. Сиди и не высовывайся. Не положено.

Что он хотел сказать этим «оно и видно»?


Задержалась Инка сегодня на работе: вторая смена. А Чик негулянный, ждёт её, не дождётся. Темно уже, ночь на дворе, а гулять всё равно надо. Ну, с Чиком не страшно. И луна ярко светит. Ах, какая луна сегодня – огромная, золотая. Только чёрное пятнышко с краю весь вид портит.

Бежит Чик вприпрыжку, от радости ушами хлопает. Инка еле за ним поспевает. Наконец, остановился Чик – коготки об дерево поточить. А Инке захотелось ещё раз на луну полюбоваться. Подняла голову – и ахнула.

Чёрное пятно уже пол-луны закрыло и дальше ползёт. Да это же затмение! Как интересно!

Кто это писал про лунное затмение? Ну да, Доминикус. Если душа по ошибке попала не в своё тело… и страждет…

Страждет…

А если её душа… Вот сейчас взмахнуть три раза руками и сказать: «Во имя солнца и луны…» Как там дальше?

Не помнит Инка, как там дальше.

Обязательно надо будет перечитать.

- Побежали домой, Чик, а то сейчас будет такая темнотища!

Отец опять пьяный пришёл, мать его пилит, а Инка на сон грядущий Шопенгауэра читает.

«Если ближе и беспристрастно присмотреться к жизни, то она покажется нам как бы нарочно приноровленной к тому, чтобы мы не могли себя чувствовать в ней счастливыми…»

Улететь бы куда-нибудь. Далеко-далеко!

А годы-то идут. Стареешь ты, Инка, стареешь.

Вот уже и Чика нет. Помер Чик от загадочной чебурашьей болезни.

Кирилл аспирантом стал.

Рита с Валерией давно уволились. В торговлю ушли.

А Инка всё в пыльных фолиантах роется.

Что делать? Судьба.

Или ошибка судьбы?


Ночь. Опавшие листья под ногами шуршат. Инка из кино возвращается. Она вообще-то нечасто в кино ходит: не с кем, а одной неинтересно. Но уж очень фильм был соблазнительный. Фантастический. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Совсем в духе Доминикуса.

Как не хочется домой-то идти! Родители опять, наверно, скандалят. Надоело всё.

Даже книги.

Зачем ты попала в этот мир, Инка Птицына? Что он тебе, и что ты ему?

Темно-то как! И фонари не горят.

С л и ш к о м  темно.

Где же луна? Тучами, что ли, затянуло?

Нет луны. Вместо неё – чёрный диск с серебряным венчиком.

Затмение. Опять затмение.

«Подняться на возвышенное место…»

На чердак. А оттуда – на крышу.

«Трижды взмахнуть руками..»

Наверно, это очень смешно со стороны – стоит Инка на крыше и руками машет. Как дурочка. И правда, дурочка – в сказку поверила.

А теперь – заклинание.

«Во имя солнца и луны, кои суть отражения Вечной Истины…»

Не зря зубрила – выпалила без запинки.

Затрепыхались в воздухе белые крылья…


Утром Кирилл в библиотеку пришёл.

- А где Инка?

- Она сегодня выходная.

Это Леночка, её напарница.

Растерялся Кирилл.

Что же с цветами делать?

У него цветы в портфеле – для Инки. В открытую постеснялся нести.

И чего это ему в голову пришло?

Наконец, решился. Расстегнул портфель, достал три алых розочки в целлофане. Помялись немного – ну, ничего.

- У вас не найдётся какой-нибудь посудины?

Дала ему Леночка пустую бутылку из-под кефира. Пошёл Кирилл в туалет, бутылку тщательно прополоскал, воды чистой налил, розы туда кое-как запихал и Инке на стол поставил.


Большая, сильная белая птица летит над плантациями алых роз. Их миллион, и все они принадлежат ей.

Но птице некогда любоваться цветами.

Она спешит на юг, в тёплые страны.


Да знаю я, что у нас такого не бывает! Я же сказал – это было не в нашем мире. В параллельном.