Круглый стол в Горбачев-фонде

Борис Сидоров
      26 сентября 2007 года в Горбачев-Фонде в Москве прошел круглый стол на любимую либералами тему «1937-2007: Память и ответственность», организованный Международным фондом социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фондом) и Международным обществом «Мемориал». Небольшой конференц-зал с трудом вместил примерно 120 человек.

      Собрались дети и внуки оппозиционеров 20-х и 30-х годов, и уже подросшие детки диссидентов времен Брежнева. Деды и отцы некоторых (В.А.Антонов-Овсеенко, А.Р.Медведев, Б.П.Шеболдаев, В.М.Примаков и другие) в свое время отметились на внештатной службе в проклинаемом внуками НКВД, активно участвовали в подавлении, как сейчас выражаются, «народных протестов», во многом другом, что их дети и внуки сегодня упрямо приписывают одному  только Сталину.

      Хозяин сходки – М.С.Горбачев – всего за шесть лет сумел угробить СССР и КПСС, Варшавский договор, СЭВ, социалистический лагерь,  предать наших друзей за рубежом, стать лауреатом Нобелевской премии и лучшим немцем всех времен.

      Главной заботой участников круглого стола явились не российские проблемы сегодняшнего дня, а события полувековой с лишним давности. Они и сегодня озабочены, как бы еще покруче заклеймить умершего шестьдесят лет назад Сталина, как заставить российский народ поверить, что именно Сталин и есть первопричина и источник всех бед и проблем нашей страны. Народ почему-то в это никак не хочет поверить и собравшиеся еще раз обсудили, как все-таки им убедить населяющих страну «быдло-совков» в своей правоте.

      Предложений выступавшие высказали много. Предлагалось усилить работу по составлению полного списка всех жертв, а также списков их палачей,  установить все места расстрелов и захоронений, увеличить количество памятников и мемориальных знаков,  музеев, максимально обеспечить передачу памяти о репрессированных следующим поколениям россиян.

       С большим сожалением говорилось о том, что у нас нет государственно-общественной программы ни по созданию Книг памяти, ни по розыску затерявшихся мест захоронений. Многие памятники так и остались закладными камнями, поставленными в 1989-90 годы. Звучали призывы добиваться от государства подобно тому, как был составлен список участников Отечественной войны, составить аналогичный список репрессированных.

       Сожалели и о том, что сегодняшние школьные учебники направлены не на то, чтобы память была, а на то, чтобы она отодвинулась на какие-то дальние очаги сознания».
 
       Предлагалось, что бы в каждом городе обозначить соответствующими знаками заведения и тюрьмы НКВД: «В этом здании в 1937 году было уничтожено столько-то человек».
Печалились - нет устройств, которые держат память. В 1989 году 38-39% россиян считало, что главным событием ХХ века были сталинские репрессии. Проходит 10 лет, 1999 год – от этих 39 осталось 11%.
 
       На полном серьезе выступающими утверждалось, что конец 80-х – 1990-й – были годами «совести общества», но, как они видят сегодня, не надолго этой «совести» хватило.

      Нужны, по их мнению, простые вещи. Первое – юридическая оценка деятельности Сталина и вообще советского режима. Он должен быть однозначно признан преступным. Второе – мемориализация. Желательно разместить на Лубянке сотни табличек: «здесь, в этой камере, погиб Такой-то. В этой тюрьме сидело столько-то людей. Отсюда увезли на казнь …, и т. д.».
 
Им было бы интересно посмотреть, каково будет тем, кто сегодня защищает безопасность страны, работать в таком здании, со всех сторон увешанном подобными табличками.

        Звучали рассуждения о необходимости для российских историков продолжить начатое Солженицыным и Шаламовым обсуждение вопроса о национальной вине и ответственности СССР и России во Второй Мировой войне (наравне с нацистской Германией).

       Ну и конечно не обошлось без того, чтобы не затронуть вопрос о бандитизме сегодняшней власти, путинского режима.

       Надо несколько слов сказать о месте сбора этой тусовки.

Горбачев-фонд был  открыт в 1991 году в Москве по адресу Ленинградский проспект, дома 49-55 и, если верить отчетам, представленным на его сайте, является безобиднейшим и бесполезнейшим учреждением. Но есть у фонда и американский аналог. В Сан-Франциско, на территории бывшей военной базы США Пресидио (Presidio), с 1992 года обосновалась резиденция Gorbachev-Foundation, она же “Всемирный Форум”. Фонд Горбачева был задуман и открыт в СССР Советом по международным отношениям – CFR (Council on Foreign Relations) – американской независимой и очень влиятельной частной организацией.

Тот же CFR в октябре 1994 года принял решение о преобразовании Фонда Горбачева во Всемирный Форум (ВФ). Перед ВФ была поставлена задача поэтапного движения к созданию “глобального государства” и “интегрированного глобального управления”, а также подготовки мирового общественного мнения к мысли о “прогрессивности” и “необходимости” этих шагов”.

Вступительное слово перед участниками тусовки на правах хозяина произнес бывший главный коммунист СССР и мира в целом Михаил Сергеевич Горбачев. Первый и последний президент Советского Союза вспомнил о том, как 8-летним ребенком он слушал рассказ своего деда. Его арестовали за «связь с троцкистами» и приговорили к расстрелу, но в начале 1939-го отпустили, так и не сумев выбить из него признания. Рассказывая о пытках в НКВД, дед говорил о том, что верит в советскую власть и в Сталина: «Сталин ничего не знал, это все местные органы».

       «Но теперь-то я знаю, – добавил Горбачев, – сколько подписей поставлено его красным, кровавым карандашом!» К сожалению, это историческое знание так и не вошло в сознание всего российского общества. Портреты Сталина вернулись, забвение жертв террора снова становится частью государственной идеологии. «Сталинизм, оказывается, надо выдавливать не по капле, а стаканами и ведрами».

       В заключительном слове М.С.Горбачев со свойственной ему склонностью к словоблудию «уточнил» свои позиции по отношению к Ленину («Я защищаю Ленина не безоговорочно, но защищаю, потому что он понял ошибочность первоначального пути и пошел по пути НЭПа») и к действующему российскому президенту («Если всю его деятельность положить на весы, то все же я думаю, что позитивный элемент перевешивает»).

      Основное обсуждение включало две дискуссии. Первую дискуссию – «Память и наследие (Большой террор в сегодняшнем общественном сознании и в национальной памяти)» – вел Александр Даниэль («Мемориал»).

Кто такой Александр Даниэль? Даниэль А.Ю. (р.1951). В терминах тусовки он – диссидентский ребенок, своего рода «принц крови». Сын известных советских диссидентов и политзеков Юлия Даниэля и Ларисы Богораз, сам участник диссидентского движения и историк диссидентского движения, член Правления Международного Мемориала и научный сотрудник НИЦ "Мемориал", активный борец с «путинским режимом». Его дед Марк Наумович, боролся с царской властью, второй дед, а также отец и мать – с властью советской. То есть  в России уже появились потомственные диссиденты, своего рода трудовая династия на ниве борьбы с властью.

Отец - Даниэль Юлий Маркович   (1925-1988) — поэт, прозаик, переводчик, диссидент. Родился в семье литератора М.Даниэля (Марка Наумовича Мееровича, участвовавшего до 1917 года в рабочем движении). С 1958 года публиковал за рубежом повести и рассказы (под псевдонимом Николай Аржак), критически настроенные по отношению к Советской власти.  Наиболее характерна для прозаика Аржака повесть-антиутопия «Говорит Москва», рассказывающая о введении в СССР Указом Президиума Верховного Совета Дня открытых убийств, единодушном одобрении инициативы со стороны трудящихся масс и непросто дающемся отдельным гражданам неприятии чудовищного «праздника». В 1965 году арестован и в 1966 году приговорён за эти публикации к пяти годам лагерей.

Мать - Богораз (по паспорту Богораз-Брухман)  Лариса Иосифовна (1929-2004). Родилась в семье репрессированного экономиста, дядя – революционер. В феврале 1966 совместно с М.Розановой вела стенограмму судебного процесса по делу Синявского и Даниэля, записи впоследствии легли в основу «Белой книги по делу А.Синявского и Ю.Даниэля».     Приняла участие    в демонстрации   семи диссидентов на Красной площади 25 августа1968 года против ввода советских войск в Чехословакию. За это четыре  года (1968 - 1972) провела в ссылке в Иркутской области. В 1989 году стала одним из сопредседателей воссозданной Московской Хельсинской группы, оставаясь им в течение нескольких лет. В 1993-1997 годы входила в правление российско-американской  Проектной группы по правам человека.

Выступающие тоже были личностями не ординарными:

Выступил, например, председатель правления Международного «Мемориала» Арсений Рогинский (р.1946). Отец - Борис Рогинский - ленинградский инженер, работавший на заводе "Электросила", в 1938 был репрессирован, после освобождения из лагеря отправлен в "вечную ссылку" на Север (за что простой заводской инженер был приговорен  к вечной ссылке найти так и не удалось). В 1951 Борис Рогинский был повторно арестован и погиб в заключении. Реабилитирован в 1956 году.

Но вот Солженицын в книге «200 лет вместе» пишет об одной еврейской семье Нехамкиных: «Революция выбросила Нехамкиных на гребень волны. Они жаждали мщения: мстить всем – аристократам, богатым, русским – лишь бы мстить! Это был их путь к самоутверждению. Не случайно свела судьба питомцев этого славного рода в ЧК, ГПУ, НКВД, прокуратуру. Большевикам для осуществления их целей нужны были «бешеные» и они нашли их в семье Нехамкиных. Один из этой семьи, Рогинский, достиг даже «сияющих вершин» - был заместителем прокурора СССР, «но в годы сталинских чисток, как и многие, был спущен под откос и попал в лагерь, где превратился в дешевого стукача…Остальные братья Нехамкины  не были столь известны широкой публике. Сменив свою фамилию на более привычную для русского уха, они занимали весьма высокие посты в органах».
 
       Среди выступающих также была директор санкт-петербургского Научно-исследовательского центра «Мемориал» активнейшая правозащитница Ирина Анатольевна Флиге  (урожденная Федорова, в 1981-1999 гг. – Резникова).

       И руководитель отдела социально-политических исследований Левада-центра Борис Дубин. Следует сразу же заметить, что Левада-Центр – это российская негосударственная исследовательская организация. Партнеры, заказчики и спонсоры центра — международные институты, российские и иностранные компании, исследовательские, образовательные и некоммерческие организации, в том числе UNICEF, UNDP, ILO, WHO, World Bank, NED, OSI и др.

Ведущие сотрудники Левада-Центра являются членами международных профессиональных ассоциаций ESOMAR, ОИРОМ, постоянными участниками конференций и круглых столов фонда «Либеральная миссия», Московского Центра Карнеги, Горбачёв-Фонда, общества «Мемориал», публичных лекций «Полит.ру», Московской высшей школы социальных и экономических наук, общественного центра им. А. Д. Сахарова, Ходорковских чтений, международных конференций и симпозиумов.

Левада-Центр включен в список независимых аналитических центров Европы, представленный Freedom House. Данные Левада-Центра были использованы при составлении The Economist Special Report on Russia. Совместно с Левада-Центром на Радио Свобода еженедельно выходит передача «Общественное мнение: граждане России у микрофона Радио Свобода».

То есть, Левада-центр тоже является активным участником пятой колонны Запада в России.

       Сам Дубин Б.В. (р.1946) - руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-Центра», заместитель главного редактора журнала «Вестник общественного мнения»; социолог, переводчик англоязычной, французской, испанской и латиноамериканской, польской литературы, преподавал социологию культуры в Институте европейских культур РГГУ и Московской высшей школе социальных и экономических наук. в 1970 году закончил филологический факультет МГУ по специальности «Русский язык и литература, французский язык». Работал в Государственной библиотеке СССР имени В.И.Ленина, Институте книги при Всесоюзной книжной палате, с 1988 г. — сотрудник ВЦИОМа, с 2004 г. «Левада-Центра». Лауреат ряда премий за эссеистику и переводы. Кавалер Ордена Заслуг (Франция, 2008).

Своими мыслями с собравшимися поделилась руководитель  молодежных и образовательных программ «Мемориала», многолетняя заступница за безвинно страдающий чеченский народ Ирина Щербакова (по отцу Шиндель). Она же доктор исторических наук,  гостевой профессор Центра изучения истории двадцатого века Йенского университета.

Выступил редактор журнала «Отечественные записки», в прошлом – преподаватель истории и один из авторов альтернативного учебника русской истории Никита Соколов (р.1957), окончил Историко-архивный институт. Работал в Историческом музее, преподавал отечественную историю в ИАИ-РГГУ, с 1996 до 2003 – работал редактором в полит-отделах журнала «Итоги» и «Еженедельного журнала». Опубликовал на русском языке воспоминания генерала-монархиста В.И.Гурко и «Учебник русской истории» С.Ф.Платонова.

Не обошлось без короткого спича лидера партии «Яблоко» Григория Явлинского.

В прениях выступил историк, автор первой отечественной монографии о сталинизме («К суду истории») Рой Медведев. Отец Роя и Жореса Медведевых — Александр Романович Медведев, советский военный деятель, полковой комиссар, соратник Тухачевского. В 30-х годах служил старшим преподавателем кафедры философии Военно-политической академии имени В. И. Ленина. Состоял внештатным сотрудником НКВД. 23 августа 1938 года был арестован. 5 июня 1939 года постановлением Особого совещания осуждён к 8 годам ИТЛ. Срок отбывал на Колыме, где и скончался 8 февраля 1941 года. 1 сентября 1956 года был реабилитирован.

Выступил директор Музея ГУЛАГа Антон Антонов-Овсеенко (р.1920 г.). Историк, писатель. Сын видного революционера и партийного деятеля В.А.Антонова-Овсеенко, прибывшего в 1917 году в Россию из США вместе с Троцким. В 1989 году были опубликованы документы, которые, свидетельствуют о том, что предложение применить против восставших тамбовских крестьян боевые отравляющие вещества исходило от Полномочной комиссии ВЦИК, которую возглавлял именно В.А.Антонов-Овсеенко. После ареста отца мать была арестована (как жена врага народа) и покончила с собой в тюрьме в Ханты-Мансийске.

Первую часть дискуссии завершил историк Никита Петров. .(1957 г.р.) — российский историк, доктор исторических наук), заместитель председателя Совета Научно-информационного и просветительского центра общества «Мемориал». Специализируется на истории советских органов безопасности. После августа 1991 — эксперт Комиссии Верховного Совета РФ по приему-передаче архивов КПСС и КГБ на государственное хранение. В 1992 — эксперт Конституционного Суда в процессе разбирательства «Дела КПСС». Защитил докторскую диссертацию 10 июня 2008 в Амстердамском университете по теме «Сталин и органы НКВД—МГБ в советизации стран Центральной и Восточной Европы. 1945—1953 гг.». Считает, что СССР «несет равную с Германией ответственность за развязывание Второй мировой войны». Выступает за признание «советского режима преступным», характеризовал его «тоталитарной человеконенавистнической системой». Кавалер польского ордена Заслуг.

        Вторую дискуссию – «Конструкции прошлого и социальная ответственность» – вел директор музея общества «Мемориал» Никита Охотин (р.1949). Изучал историю русской литературы и общественной мысли в Тартуском государственном университете, с 1988 – научный сотрудник Общества «Мемориал», в 1989–1995 – председатель Научно-информационного центра «Мемориал». 1997 – 2001 – координатор архивных проектов Института «Открытое общество» (фонд Сороса), с 2001 по настоящее время – директор Музея «Творчество и быт ГУЛАГа» при Международном обществе «Мемориал», зам. председателя НИПЦ «Мемориал».

В прениях по второму вопросу выступил Валерий Подорога  (р. 1946) — российский философ, доктор философских наук. Живёт и работает в Москве. Заведующий сектором аналитической антропологии Института философии РАН. Профессор РГГУ. 1994—1995 годах — приглашенный профессор научно-гуманитарного центра в Северной Каролине, Корнельского университета, Дюкского (США); Страсбургского университета (Франция); Лейпцигского университета (Германия).

Выступил также Алексей Миллер (р.1959) — российский историк, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН, с 1993 года приглашённый профессор Центрально-Европейского Университета (Будапешт).
Среди выступивших:

Социолог Ольга Здравомыслова, исполнительный директор Горбачев-Фонда, руководитель Общественно-политического центра Фонда, доктор философских наук.

Психолог Наталья Кигай (Институт США и Канады РАН).

Александр Аузан (Институт национального проекта).

Виктор Шейнис (Институт мировой экономики и международных отношений ).(р. 1931) — российский политический деятель, экономист, политолог, член Политического комитета партии «Яблоко». В 1957 году Шейнис написал статью «Правда о Венгрии», критикующую ввод советских войск в Венгрию. В 1958 году за этот поступок был исключен из комсомола и аспирантуры. В 1993 награждён венгерским орденом.

Евгений Ямбург .(1951) — советский и российский педагог и общественный деятель.  Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО (с 2000), директор Центра образования № 109 (Москва).

Директор Музея и общественного центра им. А.Сахарова Юрий Самодуров (р.1951) — российский правозащитник, бывший директор Музея и общественного центра им. А.Д.Сахарова (с 1996 по 2008 год). В 2004 году в Таганском суде Москвы прошли слушания по делу о выставке «Осторожно, религия!», организованной в Музее Сахарова. Прокурор требовал для Самодурова трех лет лишения свободы. В марте 2005 года федеральный судья Владимир Прощенко вынес приговор, признав Самодурова виновным в разжигании религиозной вражды и приговорив его к штрафу в сто тысяч рублей.

        Учитывая, что на данном «форуме» выступали, главным образом, представители «Мемориала», хочу напомнить сведения об этой организации. «Мемориал» — неправительственная организация, основной задачей которой изначально было исследование политических репрессий в СССР. Сейчас это содружество десятков организаций в России, Германии, Казахстане, Латвии, Армении, Грузии и на Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную, просветительскую работу.

       Основные источники финансирования деятельности: Фонд Сороса (США), Фонд Форда (США), Фонд Джексона (США), Колумбийский университет (США), Агентство США по международному развитию, USAID (США), Эдвард Клайн и Издательство им. Чехова (США), Фонд поддержки демократии (США), Фонд им. Бредли (США), Фонд Гугенхейма (США), Общественный архив рассекреченных материалов (США), Фонд им. Ханса Бёклера (ФРГ), Френсис Грин (Великобритания), Фонд им. Стефана Батория (Польша), Ассоциация «Дорога свободы» (Швейцария) и т.д. – как на подбор все самые большие "друзья" сначала СССР, а потом и России.

       Среди выступивших – три кавалера высоких орденов Франции, Польши, Венгрии. Есть доктора исторических и философских наук, приглашенные профессора западных университетов.

      Я довольно подробно рассказал об участниках этого круглого стола, каждый из которых больше всего на свете озабочен вопросами увековечения памяти жертв репрессий 1917-1953 годов. Писал и думал: а ведь кроме репрессированных в те годы в СССР жили и погибли за Советскую власть генерал-инженер Дмитрий Карбышев, летчик Николай Гастелло, бывшая школьница Зоя Космодемьянская, политрук Василий Клочков, детдомовец Александр Матросов, партизан-разведчик Николай Кузнецов, генерал армии Николоай Ватутин, артиллерист Яков Джугашвили – и тысячи им подобных. Способны ли на такое участники круглого стола в Горбачев-фонде?  Или они, в случае чего, повторят «подвиг» генерала Власова? И не понадобится ли еще один 1937 год, для того, чтобы очистить страну от подобных правозащитников и борцов за справедливость?