На крыльце

Лидия Рязанова
 - Вот чего не знал, того не знал,- сказал дед Василий,садясь  рядом с внуком на ступеньку крыльца после просмотра телепередачи,- это ж надо, оказывается , курица, когда сидит на яйцах, своим кудахтаньем рост цыплят подгоняет. Вот ведь удумали! Когда клушка  червячка найдет ил беду почует- тут понятно,  почему шумит.А это..,- он сомнительно покачал головой.
 раз
  - Так наукой же доказано, возразил Сережка.

  - Э-э-э, наукой,- протянул старик, но после  короткого молчания добавил:- Вообще-то, конечно, многому она учит, передачка -то эта, ка ее... забыл ...

  - "Что? Где? Когда?"

  - Во-во ! Но разве обо всем прочтешь, все прослышишь?  Мудрость к человеку с годами приходит.

  - Во, дает,- улыбнулся внук,- ты не про себя ли говоришь? А ну-ка скажи, раз ты такой жизнью обученный, ка правильно брюки повесить: в вешалку их просовывать или наоборот?

  - Да ни то и ни другое. Ты же  их прищепками закалываешь, и они вверх ногами висят.

  - Смотри-ка, подметил! Ну , а если бы не было  этих прищепок ? - не унимался Сережка.

  Собеседник его надолго задумался.

  - Видишь, не знаешь. Нужно вешалку вдоль штанин двигать, ане их тащить.

  -Ладно уж, больно грамотные стали. То-то теперь вы, молодые, слова вам не скажи, мол , сами  с усами. Приведет домой невесту: любите и жалуйте, мы свадьбу решили сыграть. Ну поженятся, по на дарят им всего. а то еще и обстановку для комнаты организуют. А он, глядишь , через го-другой в разные стороны:" Характером  не  сошлись"... У нас так не было. Родителей почитали, без них не женились...

 - На себя намекаешь, что ли?

  Вечер стоял по-летнему теплый. Яблоня у крыльца тихо роняла пожелтевшую листву, которая , попав в полосу оконного света, становилась золотой. Отцветали последние осенние цветы: астры, георгины, львиный зев.

  И полился неторопливый рассказ пожившего на свете человека, примостившегося с внуком на ступеньках  крыльца.

  - Как-то поехали мои родители на базар,-начал он,- вернулись поздно, до районного центра  почти 20 километров. Отец  кличит меня:"- Василий, распрягать быков, да в дом  заходи". Вошел я в избу, мать вытаскивает из узла покупки и улыбается. Отец взял один сверток и ко мне: -" На-ка , тебе наряд."

  Развернул, а там шивьетовый костюм, да рубаха новая. Думаю, что-то не так, уж больно обновок многовато, Но надел все как есть, отец оглядел меня, крякнул довольно и  опять мне:-" А теперь садись, хочу с тобой поговорить... Жениться тебе пора. Есть у нас с матерью на примете невеста одна- дочка моего друга"...

  Сел я на лавку, молчу, а са соображаю, на кого это он намекает. В селе у нас батя вроде бы особых друзей не имел. А отец продолжает:- " Был у меня товарищ  закадычный, вместе на гражданской белых били. Тогда и дали слово друг другу: когда наши дети, то есть ты и его дочка, подрастут, поженим вас.Вот. А сегодня на базаре встретились, ну и решили- пришло то время. В следующую субботу  едем  в Зеленое свататься."

  - Да как же, тять ? Ведь Нюська у меня,- возразил было я, но под окриком отца  стих.

  И вот в субботу, продолжал дед Василий, поглядывая, слушает ли внук его, запрягли лошадь, поехали в соседнее село.А там уже ждут: в комнатах чисто, рогачи выскоблены, лавки тоже. Сели сваты под матицу в избе. Кличут красавицу, Мать ее, теща, значит, моя будущая, открывает дверь: -" Ксюша, поди сюда!"

 - Выходит девка. Разнаряженная, а лицо... - Дед , рассказывая , даже закашлялся,- в общем, знаешь, совсем не красавица. Волосы, как огонь, рыжие, веснушек - тьма. Не понравилась.короче, куда ей против Нюськи!

  Проводили нас в другую комнату: знакомиться , значит. Сели мы друг против друга, рта не раскрываем, больше слушаем, ка родители за дверью уговариваются насчет свадьбы.

  Поженили нас.Выделили уголок в отцовском доме, живите , говорят.Да только неделя неделя прошла, другая, а путем -то я с женой своей еще и не разговаривал. А ка наши старики уснут, мы - шмыг на улицу, на гулянье. Она в одном конце села с подружками, я в другом.

  Правда, недолго наши "прогулки" длились. Прознал про них отец мой. Возвращаюсь, как-то, он с кнутом стоит, Роста небольшого, сам щупленький, но размахнулся, да
ка-ак протянет меня по спине, приговаривая:-" В-о-т так тебе, кончай холостяцкую жизнь, не позорь мои седины!

  И зажили мы с Аксиньюшкой.  Оказалась -то она на редкость хозяйственной, а меня почитала как! В селе тоже  пришлась всем  по душе, уж такая она характером добрая была.

 - А когда померла,- дед помолчал,- думал не выдержу, ты же видел, слез не стыдился, И казалось мне, что была самой красивой на свете.

  Сумерки уже плотной завесой опустились на сад. Резче обозначались на земле пятна света, падающего из окон. А двое все еще сидели на крыльце.

 - Вот так-то, Сергей, советоваться со старшими завсегда хорошо. Они  опыту своему жизненному научат молодых. Вон на производстве сейчас наставники- первые люди. Это не зря ведь, пусть молодежь ошибок меньше делает, радостнее Жизнь будет. Так что телек телеком, а нос больно на задирайте...

  - Ужина-ать !- послышался из дома голос Сережкиной мамы, и дед с внуком поспешили на зов.