Джон Гилл. Избранные Божии, сосуды спасения

Инквизитор Эйзенхорн 2
ИЗБРАННЫЕ БОЖИИ, СОСУДЫ СПАСЕНИЯ С ЕЛЕЕМ БЛАГОДАТИ ЕГО

И было так, что когда сосуды были полны,  она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. И он сказал ей: нет более сосудов. И закончилось масло.
4 Цар.4.6

Мы имеем здесь очень примечательный случай. Вдова прибегла к пророку Елисею за помощью в нищете, и эта помощь пришла самым удивительным образом. Ее муж был одним из сыновей пророка.  Кем он был, сказать с уверенностью нельзя . Евреи часто думаю, что он был Овадия, по той причине, что он был богобоязнен: "Раб твой, мой муж умер, и ты знаешь, что раб твой боялся Господа" (2 Цар. 4.1). Об Овадии сказано, что он "боялся Господа от юности его" (4 Цар.18.12), но он был управляющим семьи Ахава, и поэтому никак не мог быть сыном пророка. Как бы то ни было, пророк, муж этой женщины, был мертв. Это постигло всех пророков, как и остальных людей. "Ваши отцы, где они находятся? и пророки, будут ли они вечно жить" (Зах 1.5), Этот пророк, кажется, был не лучшим человеком, и так иногда тоже бывало с такими людьми. Он скончался несостоятельным; его вдова и дети были, следовательно, в большой беде из-за него. Кредитор, который был серьезным человеком, взял двух сыновей вдовы в рабство, чтобы продать их, и заплатить долг, и это было обычным в тех странах в то время. Господь наш упоминает в притче царя, который предъявил счет своему слуге, что был должен ему десять тысяч талантов и никоим образом не мог их заплатить; поэтому он приказал ему и его семье продать все, что те имели, и рассчитаться с долгом. Подобным же образом эта бедная вдова оказалась перед заимодавцем своего мужа. Поэтому она обратилась к Елисею, возглавлявшему пророков в те дни и имевшему глубокое общение с Богом в молитве и дар великих чудес, так что она могла бы заключить из одного или обоих этих обстоятельств, что она может обрести у него освобождение. После того как она таким образом рассказала свой случай: "раб твой, мой муж, умер, и ты знаешь, что раб твой боялся Господа; а теперь пришел заимодавец взять к нему двух моих сыновей, чтобы им быть рабами"; и сказал ей Елисей: "Что мне сделать для тебя?". Что ты   ожидаешь от меня, бедного пророка? "Скажи мне, что у тебя в доме твоем; и она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем".  Тогда он приказал ей пойти и занять у соседей несколько пустых сосудов; и когда она получила столько, сколько могла, чтобы войти в дом, с двумя своими сыновьями, он повелел ей и разлить масло в эти пустые сосуды. Она так и сделала, и елей в ее сосудах чудесным образом умножился, так что наполнились все сосуды, которые онп получила. Когда она наполнила их все, она попросила другие, и один из ее сыновей ответил, что сосудов больше нет. Все они были полны, а умножение масла закончилось. Тогда пророк приказал ей продать это масло, чтобы заплатить долг и жить спокойно. Таким образом, она смогла выбраться из своих трудностей и обеспечить себя и сыновей, и это было прекрасное чудо.
Дав вам краткое изложение этой замечательной истории из Писания, я постараюсь извлечь из нее некоторые выводы.
1. Елей в Писании часто есть выразительный образ благодати Божией.
2. Избранные сосуды спасения, находясь в состоянии природы, остаются пустыми.
3. Когда Творец вкладывает в них елей благодати, они наполняются им.
4. Когда все избранные сосуды будут полны, умножение елея благодати прекратится, и не прежде этого.
1. Я рассматриваю елей в переносном смысле, как выразительный образ благодати Божией. Иногда он используется для обозначения временных благословений. Среди многих описаний Ханаана есть то, что это была земля олив и масла, то есть изобилия всех временных благ, возможностей, удобств и наслаждений. Иногда недостаток елея упоминается как голод; изобилие земных благ описывается как "текущий елей"; так, Иов описывает свое богатство до пришедших скорбей как "излитые реки елея" (Иов 29.6 KJV), то есть он обладал изобилием всех временных вещей. Сегодня, вообще говоря, сосуды, полные такого рода елея, есть дети мира сего, чье сокровище, по слову Иеговы, есть чрево, и все, чего их сердце пожелает. Но иногда слово "елей" может обозначать и духовные благословения, по крайней мере многие из них. Именно об этом в Евангелии исполняется пророчество: "придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться" (Иер.31.12); здесь явно имеются в виду не внешние блага жизни, но внутренние и духовные.  Ибо когда души людей Божьих становятся причастниками Его, они становятся подобными напоенному водой расцветшему саду. Под этим могут подразумеваться те духовные благословения,  которыми святые благословлены на небесах во Христе Иисусе. Счастливы те, кто, как Нафтали, исполнены особой благодати Божией, и полны благословений от Господа. Люди Господа могут сказать, как Иаков: у меня достаточно, или, как в оригинальном тексте, у меня есть все потребное для жизни и благочестия. Если у вас есть интерес во всех благословениях жизни и спасения, то "все ваше, и вы Христовы, а Христос Божий" (1 Кор.3.23).
Иногда елей рассматривается в переносном смысле как Евангелие и его драгоценные истины; поэтому в Зах.4.11-12 вы читали о "двух оливковых деревьев, стоящих пред Господом всей земли", Который исполнил их золотым елеем. Эти деревья есть служители Евангелия, пророки Ветхого Завета и апостолы и служители Нового. Золотой елей, истекающих из них, есть Евангелие, которое они носят в своих глиняных сосудах, и которое  они, через служение словом и таинствами, передают от себя к другим пустым сосудам, предназначенным для этого Господом. Таковы были три тысячи, кто принял слово с радостью, и все остальные, в сердцах которых оно явилось, ибо насаждаемое слово они "получают его не как слово человеческое, но как Слово Божие" (1 Фес.2.13).
Иногда елей также упоминается в переносном смысле, как Дух Божий, дары Духа, и даже наиболее необычные дары Духа, такие, которыми человеческая природа Христа была наделена без меры. Именно о них говорится в пророчестве: "Бог Твой помазал тебя елеем радости более соучастников Твоих" (Пс.45.7). Это апостол Петр понимает как дар Святого Духа, ибо говоря о Христе, он упоминает: "знаю, что Бог помазал Иисуса из Назарета Духом Святым" (Деян.10.38). Этот елей является не чем иным, как Святым Духом, Его дарами и милостями, которыми Христос был помазан больше ближних Своих, и выше многих братьев, среди которых Он является Первенцем. Он получил Духа Божия и Его дары без меры, а они в меру.
Но в других местах елей выражает обычную работу благодати Божией в Его народе. Именно так мы должны понимать его в притче о девах. Неразумные девы не взяли масла в сосудах своих для светильников, как сделали мудрые; они не были обеспокоены этим, как другие. Под этим маслом в сосудах мы должны понимать истинную благодать Божию в сердце, а под светильниками - внешнее исповедание. Это помазание святые получают от Святого, Иисуса Христа, и каждый из них получает благодать от Его полноты, даже  благодать на благодать, обилие благодати и дар праведности. Именно это означает здесь елей; это либо намек на миро для священного помазания, предназначенное по Божию устроению для святых целей, либо на другие дары. Миро для помазания имело особый состав; оно делалось из лучших пряностей, таких, как мирра, корица, сладкий аир, кассия и оливковое масло, с особым искусством, и никто не должен был делать никакого подобия ему. Легко заметить, что каждая из них согласно Писанию означала особую благодать Духа. Эмблемой особой благодати на языке Священного Писания является мирра. Так благодать Христа в Его милости к Своему народу описывается как пучок сладко пахнущей мирры (Песнь 1.13); Он украшен благодатью Духа, Который подобен курению мирры и ладана (Песнь 3.6). О Церкви, когда в ней пребывают   различные милости Святого Духа, сказано, что "с ее руки капала мирра, и с ее пальцев сладко пахнущаяе мирра на ручки замка" (Песнь 5.5). Христос, Возлюбленный ее, приходит в сад Свой собрать Свою мирру и пряности (Песнь 5.1). Особое благоволение, которое Он находит   в осуществлении Своей благодати в сердцах людей, символизирует корица - одна из самых восхитительных пряностей (Песнь 4.14), в те времена очень редкая.  Таким образом, благодать редкая вещь, и ее имеют не все, но те, кому дано. Эта пряность освежает и восхищает людей Господа, исполняя их радости и мира в вере; и это в высшей степени приемлемо для самого Бога, и в самом деле, без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11.6).
Еще одна из основных специй, из которых делался елей помазания - это аир, сладкий тростник, приходивший из дальней страны, как описывает Иеремия (6.20). Это очень правильное выражение для благодати Божией, которая приходит с небес таким образом, что никто не может принять ее, если то не будет дано ему свыше. Такова природа благодати Божией в сердцах людей и особенно в упражнении ее. Это сладкое благоухание Господу. "Пленила ты сердце Мое одним взглядом очей твоих", говорит Христос, имея в виду веру; "одним ожерельем на шее твоей. О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! Насколько лучше твоя любовь, чем вино, и запах мази  лучше всех ароматов!" (Песнь 4.10).  Также благодать Божия упоминается как душистая трава кассия: "Все одежды Твои, запах мирра, алоэ и кассии" (Пс.45.8 KJV). Именно она добавлялась в елей. Если Церковь иногда сравнивается с оливой, то Господь наш Иисус Христос есть истинная Маслина, от которой мы получаем сей елей, или благодать от полноты Его.
Как священный елей помазания составлялся из различных пряностей, так благодать Божия в сердце состоит из веры, надежды, любви и других плодов Духа. Поскольку все они должны были быть соединены и взяты вместе, в соответствии с искусством составляющего масти (Исх.30.25), так благодать Божия восхитительна и дивно устроена, не человеком, но Самим Господом. Благодать возрождения "не от плоти и крови, не от хотения мужа, но от Бога" ; Он "производит в нас хотение и действие по Своему благоволению". Нет ничего, что могло бы уподобиться этому составу, и поддельная благодать не есть благодать вообще.  Притворная вера может быть там, где нет благодати. Там может быть и лицемерная надежда, которая призрачна, и ложная любовь, которая на словах только, а не в деле и не в истине. Поддельной же милости вовсе не бывает.
Природа этого елея такова, что он является святым и долговечным. То, что называется миро для священного помазания, как и благодать в своей собственной природе, и в ее следствиях, свято. Милость Духа Божия составляет те действия благодати на сердце, которые обычно называют освящением. Это благодать каждого святого. Вера святых согласно ее характеру и следствиям действует любовью и производит добрые дела. Она очищает сердце, ибо она связана с драгоценной кровью Иисуса. Тот, кто имеет "надежду благую во благодати", основанную на Личности, правде и жертве Христа, очищает себя, имея дело с Кровью и праведностью Его, и Его любовь столь чиста, что влияет на людей, чтобы им повиноваться заповедям и уставам благословенного Искупителя.  "Если любите Меня, соблюдете заповеди Мои" и, как миро для священного помазания не иссякало  на протяжении многих поколений Израиля, так милости Духа Божия пребывает и ныне, так что теперь пребывают эти три: вера, надежда и милосердие, или любовь. Они продолжаются вечно. Благодать Божия в сердцах Его народа является источником живой воды, текущей в жизнь вечную и бессмертную.
Что касается использования этого масла, то есть единство его и благодати Божией. Елеем была помазана скиния и сосуды ее; это было прообразом человеческой природы Христа, скинии, которую создал Бог, а не человек Святый был полон благодати Духа выше меры, чтобы помазать Его людей, кущи обитания Его, которые названы христианами, потому что они помазаны Господом. Святой елей был также для того, чтобы помазать различные святилища, и, по милости Божией, им помазаны избранные сосуды спасения, сосуды милости, приготовленные славе. Это народ, созданный Господом как сосуды Его.
Этот елей был  предназначен также, чтобы помазать Аарона и сынов его, священников, прообразы  нашего великого Первосвященника, Господа Иисуса Христа, Который освящен более их; и как елей возливался на голову Аарона и тек по бороде и одеждам его, так благодать Божия, которая возливается на голову нашего великого Первосвященника, от Него нисходит ко всем членам Его мистического тела. И как священники были освящены этим маслом, так и все верующие. Ибо они соделаны священниками Богу, "чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом", и в силу этого они представляют святую и приемлемую жертву Богу, которая является их разумным служением.
Древние пророки были помазаны елеем, чтобы указать на них как на людей, которые предназначены для служения; и Господь наш Иисус Христос был помазан для этой цели, по словам Исайи 61.1:  "Дух Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня благовествовать нищим". Таким образом, все люди Господа по благодати Духа сделаны в некотором смысле пророками; помазание, которое они получают, учит весь народ Божий, который много узнает не только читая Слово Божие и слушая проповедь служителей, но и на собственном опыте. Те, кто получил благодать Божию, несут в себе свидетельство истины того, о чем они читают и слышат, и будучи подготовлены таким образом, они вправе учить и других, беседуя с ними.
Кроме того, как цари были помазаны елеем; так Господь наш Иисус Христос по той же причине назван Мессией, или Помазанником: "Я поставил", или помазал", "Царя на Моей святой горе Сион". Таким образом, все святые соделаны царями, а также пророками; они все помазаны, по милости Божией, как цари. И эта благодать "царит в них через праведность к жизни вечной, через Иисуса Христа, Господа нашего".
Таким образом, намек на миро для священного помазания благодатью Божией часто выражается словом "елей". Это намекает также на его восхитительную освежающую природу. В древности и особенности на Востоке елей использовался, чтобы освежить уставшего путника, как и для удовольствия гостей на праздник; на последнее намекает Давид, говоря: "Ты умастил голову мою елеем; чаша моя преисполнена". Таким образом, ученики Христа могут насладиться благодатью Божией, с духовной радостью и восторгом. Господь наполняет их радостью и миром в вере, благодать Божия иногда называется елеем радости, который дается вместо траура. Елей использовался для умащения многих, Эстер использовала также мирру; так благодать делает святых прекрасными. Она сделала дивно прекрасной человеческую природу Христа, о Котором сказано: "Ты прекраснее сынов человеческих". Почему так, если Он пришел как человек? Потому что "благодать изливают уста Твои". Благодать, без меры дарованная Ему, делает Его прекраснее сынов человеческих, и в меру того, как она даруется сынам Адама, она делает прекрасными и их. Прекрасны дочери Царя, являясь в красоте Его святости; елей благодати украшает всю их природу. Те, кто причастны этому, становятся тучными и процветающими,   плодотворными в дом Господа, Бога нашего.
Этот елей исцеляет нашу природу. Поэтому тот, кто видел народ Израиля таким, что вся голова его в язвах, и сердце исчахло, добавляет, что его "раны не обвязаны и не смягчены елеем". Поэтому, когда самарянин нашел еврея, попавшего в руки разбойников, он возлил елей на его раны для исцеления их. Благодать, милующая нас, имеет ту же природу, так что жители Сиона, которые причастны ей, не имеют никаких оснований говорить, что они больны; людям, живущим в ней, будут прощены грехи их. Елей имеет такой характер, что он не будет смешиваться с другими жидкостями;  и благодать не может смешаться с растлением нашей природы. Хотя благодать и грех могут жить в одном и том же сердце, они не будут смешиваться друг с другом, они будут существовать раздельно, как различные принципы. Одно называется законом в членах, другое законом ума; одно ветхим человеком, другое новым,   который создан по Богу, в праведности и святости истины; одно названо плотью, а другое духом, и "они друг другу противятся так что человек не может делать то, что он хочет".
2. Я должен заметить здесь, что пустые сосуды, в которые влит этот елей благодати, суть не что иное как избранные Божии, которые, сами по себе, как пустые сосуды, как бы они ни назывались иначе. Иногда они называются избранными сосудами,  поэтому Павел сказал, что он "избранный сосуд, чтобы носить имя Христово", то есть Евангелие. Действительно, он был избран к более высокому служению, чем большинство святых, избран,   чтобы быть апостолом, чтобы иметь сверхъестественные дары, и совершить замечательную работу, но все святые в некотором смысле также есть избранные сосуды, избранные для того, чтобы насладиться благодатью здесь, и славой в будущем. В результате этого избрания они рано или поздно наполняются благодатью Божией. Ибо те, что были предопределены к вечной жизни, так или иначе знают, что на них есть благодать, которая названа верой избранных Божиих, и они получают не только это, но всю благодать. Они избраны к святости в целом, "через освящение Духа и веру истине", и они безусловно принимают участие в благодати, чтобы наслаждаться вечным счастьем. Их также называют сосудами милосердия (Рим. 9.23), приготовленными к славе, не потому, что они заслуживают милости Бога больше, чем другие, ибо они никоим образом не лучше, чем другие, так как все под грехом; но они суть сосуды милосердия через суверенную добрую волю Бога к ним, ибо Он кого помилует, того помилует. Они сосуды, наполненные милостью Божией, в возрождении, когда они получают эту милость открыто и явно, и она отражается в их обращении. "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил их", оживляет их, когда они мертвы по преступлениям и грехам, и по милости Его рождает их снова, "в живой надежде славного наследия". Точно так же милость Бога даруется им в обращении, когда они становятся "сосудами в почетном употреблении", как говорит апостол (2 Тим.2.21). Люди в невозрожденном состоянии негодны ни на какое доброе дело, но люди, призванные по милости Божией, они готовы на всякое доброе дело. Только они способны и пригодны к этой цели, будучи созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Дух Божий дает им исполнять, чтобы они могли ходить путями Господа, соблюдать уставы Его и поступать по ним.
Некоторые сосуды имеют большие, другие меньшие размеры, но все они рано или поздно будут заполнены. Некоторые из них являются сильными в вере, и имеют в большей мере той благодати, чем другие; некоторые слабы в вере, и имеют меньшую степень ее. Некоторые новорожденные младенцы, некоторые - молодые люди, и некоторые - отцы во Христе, но все они в их естественном состоянии были пустыми сосудами, ничего хорошего не было в них, это были тщеславные люди, как говорит Софар (Иов 11.12), люди пустые, которые родившись разумные, подобные диким ослам. О человеке, из которого изгнан нечистый дух, сказано, что когда тот возвращается в свое обиталище, "находит его пустым, выметенным и убранным". Это касается внешне исповедующих людей, ложных праведников, которые лишены благодати Божией. Ибо хотя они могут быть украшены исповеданием и некоторыми внешними делами,  они пусты от благодати Божией. На самом деле избранные Богом, пока они не возрождены, все "без Христа и без Бога в мире". Они лишены образа Божия, в котором были созданы наши прародители. Бог сотворил человека по образу Своему и подобию, которые состояли прежде всего в праведности и святости, но этот образ значительно поврежден, а подобие разрушено, ибо "все согрешили и лишены славы Божией". "Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы". "Нет ни одного праведного, ни одного".  Человек не имеет ничего, что заслуживает названия праведности, которая была бы способна оправдать его в глазах Бога. Он пуст от правды, и полон всякой неправды. Он пуст от всего, что есть хорошего, ибо, если апостол говорит о себе, что в нем, "то есть во плоти его, не живет доброе", то как можно подумать, что есть что-то доброе в невозрожденном человеке? Он лишен страха Божия, которого нет ни пред глазами его, ни в сердце.  Как сказал Авраам об одном городе, "здесь нет страха Божия", и так  можно сказать, что сердце каждого невозрожденного человека лишено страха Божия и пусто от истинного познания Бога, лишено всякого знания Его, особенно как Он раскрывается во Христе Иисусе. "Нет разумевающего; никто не ищет Бога". Их души говорят: уйди от нас, мы не желаем знать путей Твоих! Они без Христа и лишены знания Его, веры в Него и любви к Нему, и лишены Духа; это "люди душевные, не имеющие духа" (Иуд.19). Таково ныне состояние всех естественных людей. Они пустые сосуды, не имеющие благодати Божией в них.
Теперь мы можем сказать, что люди Господа совершенно пусты, и, как таковые, они приходят ко Христу, чтобы быть заполненными Его полнотой. Никто иначе не может получить от Его полноты, ибо если сосуды полны, то что они могут получить от Христа? Павел говорит тщеславным исповедующим людям в Коринфе: вы полны, вы богаты, как и члены Лаодикийской церкви, которые думали, что они были богаты, разбогатели и ни в чем не нуждались, когда они были бедны, и несчастны, и жалки, и слепы, и наги. Если такие люди и приходят ко Христу, что это означает? Они настолько полны, что они не могут ничего получить от Него и будут отосланы ни с чем, пока не увидят свое тщеславие. Но разумные души, кто видит свою пустоту пред благодатью Божией, если они придут ко Христу, они будут заполнены, ибо Он уделит алчущим все блага Свои.
3. Я сказал о заполнившихся сосудах. Мы сравнили елей с благодатью Божией, а пустые сосуды - с избранными сосудами спасения. Теперь узнаем, что же значат полные сосуды. Я отвечаю: это люди Его, исполненные Духом Святым, как они описаны в Писании. В изначальной Церкви таких людей ставили в диаконы (Деян.6.3), и одним из них был Стефан (Деян.7.55). Если Петр и другие считали их таковыми, это  означает, что у них были превосходные дары Духа, которые позволяли им защищать правду от ен противников, с дерзновением, мужеством и бесстрашием ума, и поскольку уже в то время Церковь состояла из разных народов, которые говорили на разных языках, они были наполнены сверхъестественными дарами Духа, позволявшими им говорить на этих языках. Но в то время как некоторые из них были наполнены дарами и милостью Духа особым способом, другие, хотя и были простыми верующими, могли сказать, что любовь Божия излилась в их сердца Духом Святым, когда они были полны радости и мира в вере, и исполнялись познанием воли Божией во Христе, во всякой премудрости и разумении духовном. Одним словом, об избранных сосудах спасения можно сказать, что они наполнились, когда они получили так много милости от Христа, в Котором обитает всякая полнота, что они готовы вступить на небеса, ибо от полноты Его они получили достаточно благодати в этой жизни, чтобы вкусить совершенство благодати и славы в будущем мире.
4. Когда все сосуды спасения, таким образом, будут заполнены, то благодать перестанет умножаться, но не до этого. Благодать работает сегодня как никогда после падения Адама. Она истекала от начала времен, до потопа, но сколько миллионов сосудов были заполнены, когда благодать стала изливаться в преизобилии! Она по-прежнему течет, и каждый сосуд милосердия рано или поздно будет заполнен. Благодать будет течь, пока не заполнится последний сосуд милосердия. А затем, если мы вспомним слова пророка, будет обший вопль и плач: благодати, благодати!
В целом мы видим самый удивительный факт. Через пророка было совершено чудо в помощь вдове и ее семье. Мы, следовательно, видим, что Бог заботится о родных Своих людей. Пусть же вдовы и сироты будут особенно уповать на Господа! И пусть это будет наставлением для всех нас обратить особое внимание на таковых и их семьи. Мы должны подражать Богу, и, хотя мы не можем творить чудеса, но мы должны делать добро, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn