Религия лежит в основе терроризма

Игорь Суриков
   В эти дни в СМИ активно обсуждается высказывание В.В.Жириновского в программе «Поединок» на телеканале «Россия 1» по поводу контроля над рождаемостью в республиках Северного Кавказа путем введения штрафа за рождение третьего ребенка и изоляции Чечни с помощью колючей проволоки. Лидер  ЛДПР назвал высокий уровень рождаемости на Северном Кавказе в качестве одной из важнейших причин роста случаев терроризма в РФ, что связано с миграцией быстро растущего населения Чечни в центральные районы России. Руководство ЛДПР получило в связи с этим заявление руководителя чеченского отделения о выходе из партии.
   По некоторым данным рождаемость в Чечне составляет 3,376 ребенка на одну женщину, в то время как в остальных шести республиках Северного Кавказа число новорожденных на одну женщину менее двух. По другим данным самый высокий уровень рождаемости в РФ представлен в Ингушетии. В любом случае население Северного Кавказа растет существенно быстрее населения остальной России притом, что на Северном Кавказе сосредоточено 12 % населения РФ, которые имеют в своем распоряжении только 2% её территории.
   Предложенные Жириновским способы ограничения рождаемости соответствуют уже применяемым в других странах мерам того же порядка. Это происходило в Китае, где за каждого второго ребенка на семью налагался штраф. Необходимость ограничения рождаемости стоит сейчас перед Индией. Социологи предсказывают, что в скором времени произойдет перенаселение всей Земли, что также приведет к признанию необходимости ограничения рождаемости. Так что проблема контроля рождаемости не так уж проста, как может показаться на первый взгляд.
   Отмечу вскользь, что попытка решения проблемы демографического кризиса в нашей стране путем использования финансовых стимуляторов, а именно материнского капитала, также требует определенных корректировок. Демографического кризиса практически нет на Северном Кавказе. Здесь материнский капитал становится легко достижимой, так сказать попутной целью и иногда приводит к скандалам и коррупции, как это было в Ингушетии. Финансовые вливания на Кавказе усиливают различия во взглядах на рождение детей у мусульманских народов и у христиан. Деньги в виде материнского капитала России уходят и в этом случае в значительной степени на Кавказ.
   Но мне хотелось бы остановиться не на подробном разборе проблемы ограничения рождаемости, а на вопросе о глубоких корнях терроризма, связанных с религиозными представлениями о мире. Жириновский лукавит, когда сводит проблему терроризма к различиям в рождаемости у разных народов. Дело в том, что как проблема рождаемости, так и проблема терроризма имеет свои глубокие корни в религиозных взглядах на мир.
   Вместе с Путиным и другими политиками Жириновский участвует в возрождении религиозных взглядов в нашей стране. Он подчеркивает свою приверженность к православию. Тоже делает и Путин. А именно религиозные представления лежат в основе, в том числе взглядов на вопросы планирования семьи. Так ислам поддерживает стремление к рождению всех зачатых детей и выступает против планирования семьи. Впрочем в менее острой форме за это агитирует и христианская церковь.
   Любые религиозные представления предполагают существование какого-то подобия жизни после смерти. Такие взгляды служат основанием для того, чтобы не слишком дорожить той единственно реальной жизнью, которую нам даровала природа. Воскресение после смерти и награда за гибель во имя Аллаха являются основой возникновения института шахидов, людей готовых отдать жизнь в борьбе против так называемых неверных.
   Даже в советское время, когда велась борьба с религией, на смену ей культивировались представления о нравственности принесения себя в жертву ради торжества идей коммунизма, ради победы советского строя и советского народа. Это те же религиозные представления о мире и те же мотивы противоестественных поступков, связанных с готовностью отдать жизнь за идею. Вместе с тем представляется вполне моральным принесение себя в жертву во имя спасения конкретных людей. Но этот вопрос лежит за пределами круга наших рассуждений о роли религии в возникновении терроризма. Таким образом, мне представляется, что бороться с терроризмом и одновременно укреплять религиозные представления о мире у населения России это значит противоречить самим себе.