Прямая дорога

Полина Радова
Прямая дорога.
Действующие лица.
Вадим – молодой человек до 30лет, сотрудник крупной фирмы.
Иван – его коллега.
Марьяна – молодая женщина.
Муж Марьяны – фермер.
Сцена 1.
Платформа маленькой железнодорожной станции, примерно середина весны, поздний вечер. Справа деревянное строение с закрытым окошком билетной кассы и расписанием поездов. В центре скамейка без спинки, рядом урна для мусора. На заднем плане чернеет лес, дорога, уходящая вглубь его, едва видна. Молодые люди сидят на скамейке и ждут электричку.
Иван (затягивается сигаретой, смотрит на наручные часы)  Десять… Когда там точно электричка?
Вадим  В десять электричка… (смотрит на наручные часы) Опаздывает, что ли?..
Иван  Похоже... Ты документы все подготовил? Утром сразу нести сдавать, времени не будет переделывать, и так впритык приедем из-за твоих шашней!..
Вадим  Да знаю я, Вань! Все я подготовил, говорил же!
У Ивана звонит телефон, играет нежная мелодия.
Иван  (в трубку, чуть раздраженно) Да, привет. Нормально все. Слушай, давай не сейчас! Завтра буду дома, тогда и поговорим! Все, пока. (убирает телефон, помолчав, снова обращается к Вадиму) Говорил… Говорить ты мастер, это точно… Что уедем сразу, как контракт подпишем, ты тоже говорил. (иронично) И когда ты успел документы подготовить? Ты же всю дорогу занят был?..
Вадим  (в тон Ивану) А одно другому не мешает, знаешь ли! Ты, Вань, человек женатый, тебе не понять. Отвык ты от активности, дома все готовое – чего стараться! А мы, холостые и свободные, вынуждены совмещать полезное с приятным!
Иван  М-м.. Ну-ну… Не заиграйся только, многостаночник!
Вадим  Ой, вот не надо меня учить!.. Где я нас подводил-то? Документы я подготовил, расписание поездов - узнал! Чего не развлечься? Особенно когда так принимают!.. Специально праздник устраивают!
Иван  Да-а, принимали – так принимали! Еще бы, этот контракт им бабла принесет столько, сколько они и не видели раньше.
Вадим Вот и я говорю! Благодарность этих колхозников вполне закономерна.
Иван  Ну, фермер, я думаю, не сильно будет благодарен, если узнает… Не переборщил бы ты, Вадя! Контракт хороший, партнера можем потерять. Осторожнее надо личную жизнь с работой смешивать!..
Вадим  Не узнает… Откуда ему узнать?.. Марьяна умница. Как она его все эти дни за нос водила!
Иван  Н-да… Ну, тебе виднее… (смотрит на наручные часы, встряхивает рукой) Что за… Встали, что ли?..
Вадим (бросив короткий взгляд на Ивана, оглядывается на железную дорогу) Черт, где электричка? Холодно… (смотрит на наручные часы, стучит по ним пальцем) Слушай, и мои стоят!.. Десять часов точно уже было!
Иван  Может, там (кивает на расписание) информация какая есть?..
Иван встает, выбрасывает окурок в урну и идет к кассе, смотрит расписание, вглядывается внимательнее. Вадим, сидя на скамейке, наблюдает за происходящим.
Иван (не отрывая глаз от расписания) Вадя… А это ты видел?..
Вадим  Что там?..
Вадим встает, подходит к Ивану и смотрит расписание.
Иван  Красные буквы справа…
Вадим  Блин…
Иван (с вызовом) А сегодня какой день? Четверг, Вадя! Не суббота и не воскресенье, а четверг! А это значит, Вадя, что не будет сегодня электрички!
Вадим сокрушенно ерошит волосы, поворачивается и натыкается на взгляд Ивана.
Вадим  Что?! Вон она, в расписании стоит! Не было там никаких букв, я у Марьяны распечатку смотрел!
Иван  Узнал, говоришь, расписание?.. Ну, молодец, совместитель!.. Вадь, ты понимаешь, что будет, если мы завтра прямо утром не сдадим в бухгалтерию документы по контракту?..
Вадим (выдохнув) Черт…
Иван  Ага, именно. А мы и не сдадим уже, потому что к утру мы до Москвы не доберемся. В лучшем случае к вечеру, а завтра – пятница, короткий день! Озвучить тебе сумму премии, которую нам уже не насчитают в этом месяце?..  Хотя зачем, это ведь такая ерунда! Главное, что ты развлекся хорошо!
Вадим  А что я-то сразу виноват?! Что-то я не видел, чтобы ты сам расписанием озаботился!
Иван  Я свою часть работы – сделал, Вадя, в отличие от тебя! (помолчав) Ведь говорили же мне, что с тобой обязательно проблемы будут!.. Не зря с тобой никто работать не хочет!.. Нет же, надо было самому на грабли наступить!..
Вадим  Кто это тебе говорил?..
Иван  Не важно, кто, Вадя! Важно, что из-за твоей безалаберности мы встряли по самое не хочу!
Телефон Ивана снова играет нежную мелодию.
Иван (раздраженно в трубку) Да! Надь, не сейчас! Сказал же – завтра! Все! (отключается и обращается к Вадиму) Ну, какие будут предложения?.. Я так понимаю, возвращаться надо, в село, к фермеру…
Вадим  Как - возвращаться?.. Нельзя нам возвращаться! Что мы им скажем?.. Иван  Не хочется дураком выглядеть? Еще бы, крутой столичный парень! Да уж, хороши мы будем – так лохануться… Точнее не мы, а ты, я твои грехи на себя брать не собираюсь!..
Вадим Да ты, чуть что не так, сразу готов лапки сложить и сдаться! Конечно, зачем пытаться исправить положение, когда можно с чистой совестью других обвинять!.. Ваня, нам в Москву надо, ну и что, что электрички нет! Попутку поймаем!
Иван  Какую попутку, Вадя? (разводит руками) Ты здесь видишь оживленное движение?.. Или хотя бы дорогу?..
Вадим  Шоссе в четырех километрах отсюда, пойдем туда, там точно поймать можно!
Иван  Ты-то откуда знаешь, где у них тут шоссе?
Вадим  Марьяна говорила!..Вон та дорога (указывает рукой на дорогу, уходящую в лес) через лес идет… Там районный центр. Говорила, что там ее подруги живут, и она к ним ходит иногда, когда совсем быт заедает… Кино там, танцы, кафе… Говорила, что леса боится ужасно, а все равно идет, потому что другой дороги туда нет…
Иван  (помолчав) Через лес не реально. Там грязи, наверное, по колено…
Вадим  Боишься ботиночки испачкать?.. Можешь возвращаться и объясняться с колхозниками! А я не считаю, что все кончено. Вполне еще можно успеть! 
Вадим идет к выходу с платформы, Иван его останавливает, хватая за рукав.
Иван  Вадь, ты рехнулся?.. Ночь на дворе - какой лес?!
Вадим (вырывается) Вань, ты премию хочешь получить? Или ты хочешь только попинать меня от души?.. Или ты просто в лес идти боишься, как Марьяна? Она говорила что-то такое, что боится не выйти… Ты подумай, четыре километра – не так много, пару часов всего… Там попутку реально поймать, к утру – в Москве, и контракт успеем сдать, и премию получим. Не знаю, как ты, а я на эти деньги рассчитывал, вообще-то! Руки опустить мы всегда успеем, а сейчас - действовать надо!.. Не хочешь – я один пойду.
Иван (глубоко вздыхает, косясь на лесную дорогу) Блин… Ладно, Вадя. Пойдем через лес. Очень надеюсь, что ты снова ничего не напутал!
Вадим, кивнув, уверенным шагом уходит с платформы.
Иван  (выдохнув, с чувстом) Ч-черт!.. (уходит за Вадимом)

Сцена 2.
Веранда с большим окном в деревенском доме. Направо дверь в дом, налево – на улицу. Марьяна стоит у окна, прислонившись плечом к стене, смотрит на улицу. Муж Марьяны входит, смотрит на Марьяну, потом медленно подходит  и прислоняется плечом к стене с другой стороны окна.
Муж. (вздохнув) Ну, и слава Богу!.. (помолчав) Гости эти… Весь дом вверх дном!..
Марьяна. (тихо) Завтра уберу…
Муж. Да я не то…(помолчав) Ну, вот и нам с тобой повезло, Марьяна!.. Да нет, заслужили мы этот контракт. А что, деньги – дело хорошее!.. Сколько в селе можно сделать… Да и людям…
Марьяна.  Да… Хорошо…
Муж. Заживем теперь…
Марьяна. Да…
Муж Марьяны, вздохнув, отходит от стены, поворачивается к окну спиной.
Муж. Зря ты это сделала, Марьяна…
Марьяна поворачивается и смотрит на мужа. Тот, мельком взглянув на нее, снова отворачивается.
Муж. А ты думала, я не понял ничего?..
Марьяна отходит от стены и отводит взгляд.
Муж. Да я не то, что… Я понимаю, тут – не для тебя… Только по нему же сразу видно!.. Да ладно… Нельзя так, Марьяна. Уехал – и черт бы с ним, а теперь что? Посчитаться-то надо… Но не так же…
Марьяна Он заслужил… Они оба заслужили.
Муж. А что ж ты мечешься тогда?.. Ведь места себе не находишь с тех пор, как уехали!.. Ты и сама понимаешь, что не выбраться им… Таких, как они, лес не отпускает. Их же, кроме как из денег деньги делать, и не волнует ничего! Смотрит вроде на тебя, улыбается, о семье расспрашивает, о здоровье, а сам уж обсчитал все, по глазам видно!..
Марьяна. (нервно усмехается) А что же ты не остановил, если так нельзя?..
Муж. (поворачивается к Марьяне) Да я и подумать не мог, что у тебя духу хватит. Ты же все эти дни только не светилась разве, позвал бы он тебя – уехала бы без раздумий! В Москве-то жить повеселее… Думал, уедет – и забудешь… А ты, значит…
Марьяна. (поворачивается к мужу) Да. Значит. Он не… Его просто не любил никто… Раньше…
Муж. (отводит взгляд, отворачивается) Вот потому и нельзя… С него что взять? Отпустить с миром, пусть бы жил, как знает… А теперь… Покоя тебе не будет, Марьяна.  Наказать его хотела, да и себя наказала заодно…
Марьяна. Ты… Прости  меня…
Муж. Ты вот что… Может, не поздно еще, может, в лес не ушли пока?.. Ты бы разобралась с этим… Хочешь с ним – дело твое. Только чтоб уж точно.
Марьяна. Я поняла… Спасибо тебе.
Муж. В лес не ходи только…
Муж Марьяны торопливо уходит в дом. Марьяна какое-то время взволнованно оглядывается, потом быстро смотрит в окно, и, словно решившись, быстрым шагом уходит на улицу.

Сцена 3.
Довольно широкая лесная дорога слабо освещена луной. У дороги поваленное дерево с очень кривым стволом. Слева появляются Иван и Вадим, запыхавшиеся и взволнованные.
Вадим (увидев поваленное дерево, отчаянным жестом ерошит волосы) Да что же это такое, а?!.. (с пробивающейся истерикой в голосе) Да не бывает же так!..
Иван, переводя дыхание, подозрительно оглядывается вокруг и подходит к дереву.
Иван Не бывает, это точно… Что-то тут не так, Вадя. Или ты и сейчас скажешь, что это другое место, просто похожее?..
Вадим Часа четыре уже идем!..  Дорога, вроде, прямая – как?.. Давно уже должны были выйти к шоссе... Может, Марьяна с расстоянием напутала?..
Иван Точно!.. И еще предупредить забыла, что прямая дорога тут кругами ходит!.. Вадя, глаза разуй! Мы – заблудились!
Вадим Да не могли мы заблудиться!.. Мы же прямо все время шли!.. Черт, холодно-то как!..
Телефон Ивана играет нежную мелодию, Иван отвечает очень раздраженно.
Иван Да! Надя, сколько можно? Сказал же – потом! Да, некогда! Все! (отключается, обращается к Вадиму) Так мы к шоссе не выйдем. Нам нужна помощь.
Вадим (истерично, разводя руками) Да чья?!.. Молиться нам, что ли?!..
Вадим безнадежно опускает руки, какое-то время он и Иван молча смотрят друг на друга. Вадим горько усмехается и присаживается на ствол дерева, Иван, выдохнув, опускает голову, потом начинает нервно ходить туда-сюда.
Иван Черт… Ладно. Давай подумаем… Вспомни, что тебе Марьяна говорила. Про лес, про райцентр, про дорогу – все вспоминай.
Вадим (зябко ежится, трет замерзшие руки) Вань, я уже все сказал… Говорила, что километра четыре через лес, по прямой… Что ходит туда, когда быт заедает и муж достает…
Иван Ты не говорил, что у нее с мужем нелады…
Вадим Были бы лады, чего бы она ко мне кинулась?..
Иван А ты и рад – чужих жен утешать…
Вадим А мне не сложно, знаешь ли!.. Женщине много не надо, пару теплых слов – и она для тебя все сделает!..
Иван Действительно, о чем говорить?!. Тебе же напрочь не знакомо понятие ответственности, отношений… Потребительство одно!
Вадим Кто бы говорил об отношениях!.. Тебе жена третьи сутки названивает, поговорить хочет – ты знаешь, что у нее стряслось?.. Она от тебя только и слышит – «некогда» да «не сейчас»!.. Вань, нам сейчас больше поговорить не о чем, кроме как о бабах?.. Нам о своих проблемах надо думать, а не о чужих рассуждать!..
Иван (раздраженно) Ты давай не отвлекайся… Вспоминай, может, поворот какой она упоминала? Или живет здесь кто-нибудь?..
Вадим Да не помню я… Она много чего болтала, я не слушал особо… Какие-то бредни про умный лес, который не всех отпускает… Говорю же, покивал ей, она и рада стараться – и мужа на праздник уговорила, и устроила все, и расписание поездов узнала!..
Иван (настороженно) Расписание узнала?.. А ты его проверял?..
Вадим  Да нет… А… зачем?..
Иван и Вадим переглядываются.
Иван (напряженно) Значит, Марьяна уговорила тебя остаться, сама все устроила, и она же отправила нас на несуществующую электричку. А в результате мы оказались здесь… (опасливо озираясь) Вадя, что там за чушь про умный лес?..
Вадим Ваня, не сходи с ума! Ну, ошиблась девушка, бывает. Да, я сглупил, не проверил. Это не повод в панику впадать! Надо дальше идти, может, и правда, скоро уже… Или позвонить…
Вадим ошарашено замолкает, Иван резко поворачивается к нему и замирает.
Вадим Позвонить!..
Иван (в волнении, доставая телефон) Кому только звонить?.. В милицию? Марьяне?.. (нажимает кнопки, встряхивает телефон, смотрит вверх и по сторонам) Да что такое?.. Сети нет…
Вадим (нервно, доставая свой телефон) Как нет, ты же только что с женой говорил!.. Сейчас… (копается в телефоне) Черт, у меня тоже не ловит…
Марьяна, очень взволнованная, торопливым шагом выходит слева, замечает их и останавливается поодаль. Иван и Вадим замечают ее сразу. Они удивлены и напуганы, Иван даже отступает на пару шагов.
Марьяна  Вадик!.. Наконец-то… Слава Богу…
Вадим  (вставая) Марьяна?.. 
Иван  Вадя. Не подходи к ней. (Марьяне) Что происходит? Это ведь ты все?
Марьяна  Да, я… То есть, нет, это…
Иван  Что – нет?! Что это за шутки с расписанием?
Марьяна  Ваня, я… Объясню… Только…
Иван  Так, ладно, Марьяна, не надо ничего объяснять, и так все ясно. Просто выведи нас к шоссе, к райцентру вашему, куда там еще, где можно попутку поймать…
Марьяна  Я не могу, Ваня… Не могу выйти…
Вадим  Ты же говорила, что ходишь через лес. Я думал, ты дорогу знаешь… Как ты могла заблудиться?..
Марьяна  Да не заблудилась я, Вадик! И вы тоже – не заблудились! Вадик, ну я же тебе рассказывала про лес…
Иван  Так, спокойно. Теперь давай, мне про лес расскажи.
Марьяна (подходит к поваленному дереву, садится) Он не отпускает тех, кто… Ну, что-то делает не так…
Иван   Что-то делает не так? Это что же?.. Марьяна, конкретнее!
Марьяна  Да не знаю я! Люди говорят, что каждый сам про себя знает, стоит ли идти в лес… Мне вот не стоило… Простите меня.
Вадим  Так это правда? Это ты специально, да? С расписанием…
Марьяна  Да… Ты говорил о премии, о сроках, много говорил… Я была уверена, что вы пойдете через лес, но в село не вернетесь…
Вадим  А… Зачем? Зачем, Марьяна?!
Иван  Кто бы спрашивал – зачем?! Ты не понял еще?! Да все, как обычно, из-за твоей чертовой потребительской безалаберности! (к Марьяне) Ладно… Как отсюда выйти?
Марьяна  Я не знаю… Я никогда раньше… Всегда свободно выходила… Наверное, надо понять, что делаешь не так? А потом… Не знаю…
Вадим  О! Ну, в этом мы тебе, Марьяна, охотно поможем! Нехорошо так людей подставлять, Марьяна! Уж не знаю, что ты там вообразила, но я тебе ничего не обещал!
Марьяна  Да, не хорошо… И не обещал… Вадик, я пришла сюда, чтобы помочь. Помочь вам выйти. Тебе… Вадик, не во мне дело,  ты прав – не обещал…
Иван  Понять, что делаешь не так… О-бал-деть!..
Вадим  Вань, ты не видишь, что ли, что она нас дурит? Тоже мне, ангел мщения!..
Иван  Вадя, мы с тобой по прямой дороге полночи кругами ходили…
Вадим  То есть ты ей веришь?.. Ваня, ну тебе-то я, по старой дружбе, помогу в первую очередь!.. Жене позвони! (указывает на Марьяну) Перед ней ты именно в этом виноват, я тебе точно говорю! Сколько дней она наблюдала, как ты половину свою раз за разом отфутболиваешь? Вот и решила проучить! Что тут не понятно!
Иван (Марьяне)  Это так? Марьяна, он прав?
Марьяна  Ваня… Это не важно… То есть… Не важно, почему я это сделала с вами. Для вас – не важно, только для меня… Я и сама не понимаю! Я ведь пришла все исправить!.. Почему?..
Вадим  Потому что не надо думать, что ты умнее всех!
Марьяна  Я попросила прощения, Вадик! Я теперь только хочу, чтобы вы не умерли здесь, ясно?! Ну почему же ты меня совсем не слушаешь?.. Ты же сам видишь – дорога не ведет вас вперед! Нас… Дай угадаю – часы стоят, телефон не ловит! Правильно?.. Вадик, подумай, ведь это уже точно не моя работа! У меня тоже самое, вот!
Марьяна достает мобильник и протягивает Вадиму, тот, скептически хмыкнув, отворачивается.
Марьяна  Ты должен сам понять, почему тебе не выйти - именно тебе! Просто надо слушать… Людей, себя… Каждый только сам может понять, что делает не так… Вадик, ну постарайся, пожалуйста!
Иван  Как же я ей позвоню?.. (достает мобильник, проверяет) Сети ведь нет… Может, там что-то важное было… Что я ей скажу? Занят был… Как обычно…
Марьяна и Вадим поворачиваются к Ивану.
Вадим  Ваня, ты что?.. И правда поверил? Она нам тут сказки рассказывает, лапшу нам на уши вешает, а ты, как дурак, ведешься? Ваня, хочешь знать, зачем она пришла? Спасти нас, как же! Спасительница нашлась! Она пришла на панику нашу полюбоваться! Убедиться, что не зря старалась, что проучила нас обоих, как следует!
Марьяна  Вадик…
Вадим (Марьяне) Знаешь что, мы и без твоего спасения прекрасно обойдемся. Говоришь, каждый про себя только сам все понимает? Так вот, я знаю, что все твои сказки – это полный бред, и застряли мы здесь из-за твоих козней.
Марьяна (вставая) Да… Каждый – сам… Решает.
Вадим  Ваня, нам надо идти, не слушай ее. У нас контракт, премия горит, помнишь? Если хочешь жене позвонить, все равно надо выйти в зону приема. Мы же в лесу, Ваня, ну какая тут сеть?!.
Иван  Да…
Вадим  Вот и я говорю!.. Просто шоссе немного дальше, чем я думал, понимаешь! Наверное, уже совсем близко! И деревья в лесу все похожи, ну!
Иван  (убирает мобильник) Да, идем…
Вадим  Ну вот и отлично!.. (Марьяне) По прямой дороге мы отсюда выйдем и без твоей помощи. Знаешь, а ты хорошо сделала, что пришла! Я мог бы еще долго голову себе всякой дурью забивать… Спасибо, помогла разобраться, что к чему!
Марьяна  И тебе спасибо, Вадик. За то, что помог разобраться.
Вадим  Вот и отлично!.. Счастливо оставаться!
Вадим подталкивает Ивана, вместе они уходят направо.
Марьяна  Ваня!..
Молодые люди оборачиваются.
Марьяна  Удачи тебе, Ваня!..
Иван и Вадим уходят, Марьяна остается одна.
Марьяна  Каждый – сам.
Оглядывается по сторонам и садится на ствол поваленного дерева.
Марьяна  Каждый – сам…

Сцена 4.
То же место, то же поваленное дерево. Начинает светать. Марьяна сидит, обхватив себя за плечи и опустив голову. Муж Марьяны сидит рядом с ней.
Муж  Долго так сидеть будешь?.. Может, пойдем уже?.. Утро скоро…
Марьяна  Боюсь. А вдруг опять?..
Муж  Ну, я тебя почти сразу нашел… (помолчав) Так и знал ведь, что ты в лес пойдешь!.. Получилось хоть?..
Марьяна  Нет… Может, только Ваня…
Муж (вздохнув) Разделиться бы им… С тем, вторым, и ему не выйти. Хотя, если разделятся, второй точно пропадет. А так, может, и нет…
Марьяна  Он сам так решил. Все бесполезно… Как же так?..
Муж  А вот так, Марьяна. Насильно, как говорится, мил не будешь, и ума своего другому не вложишь… А уж с лесом и подавно не нам тягаться.
Марьяна  Я понимаю.  А все равно, жалко их…
Муж  (помолчав) Ну, так пойдем, что ли?..
Марьяна  (помолчав) Я не знаю, как дальше… Ну, мы с тобой…
Муж  (помолчав) Так не горит, вроде?.. Разберемся… Как говорится, поживем – увидим!.. Поднимайся давай…
Муж Марьяны встает и идет налево.
Марьяна  Ну, пойдем… (встает) А ты чего пришел-то?
Муж  (останавливается и оборачивается) А кто в доме убрать обещал?.. Бегай за тобой…
Марьяна  (иронично) А-а…  А я уж подумала…
Муж  (смущенно) Ты давай, меньше мозгами, а больше ногами шевели!.. Подумала она…
Марьяна  Ладно. Давай попробуем – прибраться!..
Марьяна уходит налево, муж, усмехнувшись, идет за ней.