Роковое затмение

Жанна Ованесова
31 АВГУСТА 1991 г. – 50 лет со дня гибели М. Цветаевой

Есть в Праге великолепный архитектурный памятник – Карлов мост, украшенный барочной скульптурой. Среди бронзовых и каменных изваяний вы найдете скульптурное изображение рыцаря Брунсвика, в чертах которого Марина Цветаева находила удивительное сходство с собой. «У меня есть друг в Праге, каменный рыцарь, очень похожий на меня лицом», - признаётся она одному своему знакомому в далёком 1923 году. Ему, Пржскому Рыцарю, посвятила она стихотворение. О нём вспоминает, по нему, а в его лице по всей Праге и, более того, по всей Чехии тоскует и изливает свою тоску в парижских письмах. В своём посвящении каменного рыцаря поэтесса назвала «караульным на посту разлук». А их (разлук) было немало на протяжении всего жизненного пути поэта длиною в 48 лет…

Когда Марине исполнилось четырнадцать, умерла её мать. Девочка решает уйти в интернат, разлучиться, пусть на короткий срок, с отцом и сестрой, только бы не жить в доме, где всё напоминает о близком и самом дорогом ей человеке. Это было первой серьёзной утратой и первой разлукой.

Вот что пишет о «трагическом отрочестве» Цветаевой известный исследователь биографии и творчества поэта Анна Саакянц: «Одиночество на людях – слишком рано познала юная Марина этот парадокс жизни, раздвоивший её душу… «Уединение: уйди в себя, как прадеды в феоды», - напишет она спустя много лет и будет всю жизнь стремиться к блаженному, в мире не существующему, одиночеству и одновременно, словно спасаясь от него, постоянно искать общения, сетовать, разочаровываться и вновь искать, ненадолго обретать и неизбежно терять, оставаясь в постоянном зачарованном кругу собственной отчужденности».

С раннего детства не похожая ни на кого, замкнутая, постоянно углублённая в свой собственный мир, обуреваемая только ей ведомыми чувствами и мыслями, Марина Цветаева пишет стихи. Ей было восемнадцать, когда она впервые заявила о себе как о поэте. Дерзнула опубликовать первый сборник ещё полудетской поэзии – «Вечерний альбом». На него обратили внимание поэты М. Волошин, В. Брюсов, Н. Гумилёв.

…Моим стихам, как
драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

Этим строчкам, написанным в ранней молодости Цветаевой, уже пришёл срок сбыться. Впрочем, и при жизни Марину Цветаеву признавали поэтом. Другое дело, были ли почитатели её таланта? Увы, судьба относилась к ней слишком сурово. Всю жизнь прошла она одна, без дружеской поддержки, без всякого внимания со стороны, окружённая холодным равнодушием, полным непониманием людей. Может быть, поэт оказался не созвучен эпохе? Сама она говорит с горечью: «Я, которую так долго травили за современность стихов, теперь вечно слышу упрёки  в несовременности тем моей прозы. А вы не думаете, что та «современность» и эта «несовременность» - одно, то есть «Я».

 «Моё горе с окружающими в том, что я не дохожу. Судьба моих книг. Всякий хочет попроще, повеселей, понарядней».  – пишет Цветаева. Так было и в жизни. Слишком серьёзная, слишком непонятная. Необычная, как и её проза, удивительно поэтичная и в то же время запутанно-сложная, философичная.

«Единственная обязанность на земле человека – правда всего существа». К этой истине пришла она путём тяжёлых раздумий, успев хлебнуть немало горя. В голодной Москве, в годы гражданской разрухи, осталась она с двумя детьми на руках. Тогда не удалось спасти младшую дочь. Далеко в эмиграции был любимый муж, и долгих пять лет Цветаева ничего о нём не знала, жив ли?

…Некоторым без кривизн
Дорого даётся жизнь.

Потери и разлуки и дальше следовали по пятам за ней. Выехав с дочерью в Прагу, где к ним присоединился муж, семья выезжает во Францию. Там застряли на целых 13 лет, хотя, по словам Марины, ехала на несколько месяцев. И все эти годы Цветаева живёт мечтой вернуться в Чехию, попасть хотя бы на день в Прагу, пройтись по её улицам. «…Я Чехию чувствую свободным духом, над которым не властны – тела». Полюбив эту землю навсегда, ей уже и не суждено возвратиться туда. Причиной тому – вечное безденежье.

В период эмиграции Марина Цветаева ни на мгновение не изменила себе. Несмотря на заедавший её быт, постоянные поиски денег, она много и плодотворно работает. Русских издателей в эмиграции не волновала судьба поэта. Её творения в тот момент оказались не на потребу читательским вкусам. Окружающие были глухи и слепы, не желая видеть, как нуждается хотя бы в простой человеческой поддержке поэт.

Роковым для всей семьи оказалось возвращение на Родину всей семьи. Сталинский режим не пощадил никого. Репрессированы были и муж, и дочь Цветаевой. Марина с сыном в 1941 году выехала в эвакуацию, в город Елабугу на Каме. Не пережив нищенского положения и всех унижений, выпавших на её долю, Марина Цветаева вскоре покончила с собой.

…Поэтов путь
Развеянные звенья,
Причинности – вот связь
его! Кверх лбом –
Отчаятесь! Поэтовы затменья
Не предугаданы календарём.


г. Тбилиси, 1991 г.