Авиньонский Ватикан

Татьяна Шелихова -Некрасова
Отрывок из "Записок славянской тёщи" - ЛЕТО В ПРОВАНСЕ.

Действующие лица: автор и её муж Владимир (В.И). Их беременная вторым ребёнком дочь Анна, с мужем Лукасом и двухлетней дочерью Теей. Жанни - свекровь Анны и мать Лукаса.


    На следующий день, было третье июля, суббота.
    Мой внимательный читатель уже знает, что для француза уикенд, проведённый дома - это пропащий день. Особенно, если у вас имеются гости. Тогда, даже наличие беременной жены, которая дохаживает последние дни, и с которой «это» может произойти в любой момент, не может помешать отдать дань сложившийся традиции. Словом, «уикенд» - это святое.

   Поэтому, после завтрака, Аня:
   - Мама, Люка предлагает съездить в Авиньон. Вы с папой не против?
   - Что ты говоришь? Куда-то ехать сегодня, в такую жару! А ты за себя не боишься, что вдруг начнёшь рожать в дороге? Может, лучше посидим дома, а вечером сходим прогуляться в парк или к морю…

   Но дочь почти возмущена моими сомнениями:
    - Да всё у меня будет хорошо, врач сказал, что срок – после десятого. Ещё целая неделя    осталась. Вы лучше решайте, поедете в Авиньон или нет?
   - Авиньон? Слышала такое название... У меня дети играли пьеску «На мосту в Авиньоне»: –
   «Соль-соль-соль, соль-соль-соль, соль-ля-си-соль, фа-соль-ля-ми» -  напела я мелодию  старинной французской песенки. - Там что, действительно мост какой-то необыкновенный?
   - Не только. В основном туда ездят из-за папского дворца.
   - А разве римские папы ездили отдыхать в Авиньон?
   - Нет, почему только отдыхать. Они там постоянно жили.
   - Это в каком смысле? - не поняла я. - Папы живут в Риме, вернее, в Ватикане.
   - Не всегда так было. Ты разве не знаешь, что в одно время папская резиденция была в Авиньоне?
   Этого я не знала…
               
  И вот, не прошло и трёх часов, как мы стоим на просторной площади перед огромной каменной цитаделью. Это и есть тот самый папский дворец, который ныне служит местом паломничества для огромного количества туристов из разных стран.

   Выстояв довольно длинную, но быстро продвигающуюся очередь, покупаем входные билеты. Не помню точно, как мы попали непосредственно внутрь дворца, кажется, через какие-то длинные сводчатые переходы.

  Внутри папской резиденции – огромные белостенные залы, по которым бродят стайки туристов. Телегид рассказывает об истории этого средневекового сооружения. Но мы не знаем французского, поэтому довольствуемся пояснениями Ани и Лукаса.
               
   Италия, конца тринадцатого - начала четырнадцатого века, являла собой бурлящий котёл. Постоянные междоусобные войны, нападение врагов извне, изощрённая борьба за власть – всё это привело к тому, что благодаря усердным интригам французского католичества, папский престол был перенесён из неспокойного «Вечного» города в провансальский Авиньон.

   Таким образом, с 1305 года по 1370 семь пап: КлиментУ, Жан Х11, Бенуи Х11, КлиментУ1, ИннокентийУ1, Григорий Х1, УрбанУ, в качестве «Главных наместников бога на земле», сменяли друг друга на престоле в славном городе Авиньоне. Естественно, проводя при этом профранцузскую политику.

   Но, как известно, всё хорошее имеет свой конец. И после 1370 года папский престол был возвращён на своё исконное место - в Рим. Но даже столь краткий (по историческим меркам) период возвышения Авиньона, до сих пор приносит немалые дивиденды в городскую казну, за счёт туристический посещений.

   Вот теперь и мы, крохотная частичка от легиона туристов, переходим из одного помещения в другое и пытаемся представить, как всё это выглядело семьсот лет назад. К сожалению, от былой роскоши почти ничего не осталось. За свою долгую историю дворец неоднократно подвергался разграблениям, случались в нём и пожары.

   Но, кое-где сохранились стенные росписи, на развешанных в тронном зале старинных гобеленах ещё можно разобрать рисунок и восхититься благородством красок. Подлинной мебели очень мало, но каменный трон и скамьи остались на прежних местах и до сих пор могут служить по своему прямому назначению.

   Присаживаюсь на одну из таких скамеек и думаю: может быть, семьсот лет назад какой-нибудь кардинал таким же жарким днём сидел у этого окна-бойницы и смотрел, как в безоблачном небе в струях раскалённого воздуха парит одинокая птица.

   А вообще, душновато здесь. От нагретых жгучим солнцем толстых стен пышет жаром, как в сауне. Мне даже становится жаль тех давно ушедших в небытие кардиналов в парчовых мантиях, что толпились в этих жарких покоях в ожидании папской аудиенции.

   Интересно, а как здесь было зимой? Наверное, холодно. Тот же камень стен, остынув, мог сильно выстуживать эти помещения, где, к тому же, было совсем мало каминов. Конечно, в спальне и кабинете папы были камины, их остатки видны и сейчас. Но так то - Папа, не хватало ещё и ему мёрзнуть.

   Впрочем, напрасно я беспокоюсь об «обслуживающем персонале» дворца. Ведь в холодные дни люди могли согреваться в просторной, как спортивный зал, кухне. Посередине её – огромный очаг с вертелом, на котором можно зажарить целого быка. Трапезная, что примыкает непосредственно к кухне, может вместить не менее ста человек. То-то роскошные пиры закатывались здесь!

   Но не только ради «хлеба единого» возводился этот дворец со всеми его вспомогательными службами - настоящий маленький Ватикан. Главным здесь была, конечно, политика. Та политика, которая путём интриг, подкупов и преступлений давала главную усладу нашего бренного мира – Власть. И власть эту папы стремились распространить на весь католический мир, включая и его светских правителей.

   В подтверждение того, что во имя своих честолюбивых устремлений, папы не гнушались делать то, что не вязалось с евангельскими заповедями, служит обилие во дворце тайных помещений, всевозможных подземных ходов.

   Конечно, сейчас, из соображений безопасности, многое скрыто от глаз любознательных туристов. Но кое-куда можно заглянуть через специальные колодцы, а один потайной ход, ведущий непосредственно в папскую опочивальню, открыт для доступа.

   Естественно, я не преминула узнать, каким путём попадали к папе лица, облечённые его высоким  доверием. В огромной спальне, в самом неприметном уголке  - узкая маленькая дверь. Протискиваюсь в неё и попадаю на узкую винтовую лестницу, ведущую куда-то вниз.

    В пылу исследования, начинаю осторожно спускаться по каменным ступеням…  Постепенно, с каждым лестничным витком воздух становился всё более спёртым, не хватает кислорода. Но я неуклонно продвигаюсь вперёд – уж очень хочется узнать, куда ведёт эта потайная лестница?

    Но в конце пути меня ждет разочарование: железная дверь, явно современного производства, не позволяет углубиться в подземные катакомбы. К тому же, сверху доносятся взволнованные  голоса Ани и В.И. – ведь они не знали о моих исследовательских намерениях.
   - Ты хотя бы предупреждай, когда надумаешь куда-нибудь в неизвестное место лезть, - отчитывал меня муж.

    Но я всё равно была довольна. Ведь такое путешествие нигде более просто невозможно. Например,  в современном Ватикане вам никто не позволит лазить по тайным ходам, которые ведут в папскую опочивальню. Хотя подобные секретные помещения, думаю, имеются и у современных понтификов. Ведь, несмотря на минувшие со времён средневековья столетия, общий стиль папской жизни изменился мало.

   А между тем, наша экскурсия продолжается. Аня и Лукас ведут нас бесконечными залами, заводят в какие-то переходы, которые опять выводят в очередные апартаменты. Конечно, всё это очень интересно, но духота…

   -  Ты как себя чувствуешь? Не пора ли уже на свежий воздух выйти, - намекаю дочери на то, что пора бы уж и закончить экскурсию. Но та понимает всё по-своему:
   - Сейчас будет самый свежий воздух, - обещает она, и бодрым шагом начинает подниматься по каменной винтовой лестнице. Боясь выглядеть «старой развалиной» молча шагаю вместе со всеми.

    И вот мы на верхней площадке самой высокой башни дворца. Здесь, действительно, дышится гораздо легче, чем внизу. Сквозь высокие башенные зубцы обозреваем окрестности.
   Вот он, весь в зелени, старый добрый Авиньон! Доверчиво прильнул он к грациозно изгибающейся красавице - Дюранс.
   Непосредственно внизу, под нами - центральная площадь перед папским дворцом.

   Забавно! Солнечная часть этого большого пространства, та, что прилегает непосредственно к дворцу, сейчас совершенно пуста, тогда, как та, что в тени, полна народу. Тем более, что именно там находятся магазины, кафе, рестораны.

   Фотографируем сверху и город, и площадь, и себя на фоне башенных зубцов и синего неба.
    - Ну что, теперь, наверное, можно и передохнуть…
    Дочь соглашается. И вот мы совершаем обратное движение: лестницы, переходы, лестницы…  Так продолжается до тех пор, пока мы не оказываемся на открытой галерее, которая опоясывает внутренний двор папского дворца.

   Уф! Усаживаемся на тёплую каменную скамью и растекаемся на ней, как подтаявшее мороженое. Хорошо посидеть в лёгкой тени, которые бросают на нас ажурные каменные арки.
   - Ну, как, Володя, тебе этот дворец? – спрашиваю у мужа об увиденном.

   Тот отвечает не сразу:
   - Дворец, как крепость: огромные потолки, мощные стены… Ты знаешь, во всем этом есть сочетание дикости, страстей и страха божьего. Ритуалика, направляющая тех людей к святости, которой ни у кого из них на самом деле не было.

   Я задумалась над этими словами.
   - А у меня такое чувство, словно мощный орган прослушала…
   - Кстати, насчёт музыки, - вмешалась Аня. Вы знаете, что именно в этом дворе каждый год проходят всевозможные фестивали – музыкальные, театральные…
   - Точно, об этом по телевизору говорили, - оживилась я. – «Авиньонский театральный фестиваль», неужели он здесь проходит?
   - Именно здесь, в этом дворе, - подтвердила дочь.
   - А где же публика сидит? Прямо на этой галерее?
   - Да, здесь внизу и наверху. Галерея-то, двухэтажная.

    Только сейчас замечаем с В.И., что по периметру всего двора, над нижним, где мы сейчас находимся, имеется верхний ярус с такими же ажурными арками, как и здесь.
   - Ишь ты, прямо, как ложи в театре! – только и могу я произнести.

    В это время Теа, которая хорошо выспалась во время нашего хождения по дворцу, начала рваться из  пут своей портативной коляски. Пришлось дать ей свободу. Недолго думая, девочка побежала во внутренний двор на лестницу, которая вела как раз на верхнюю галерею.

   Легконогий В.И. перехватил беглянку уже на каменных ступенях, которые были без перил. Впрочем, Теа и не особенно стремилась вверх – ступени оказались для неё слишком высокими. Отведя от себя руки заботливого дедушки, она стала самостоятельно аккуратно спускаться вниз.
   В этот момент я щёлкнула фотоаппаратом. «Заблудившаяся во времени», назвала я снимок, на котором запечатлена задумчивая маленькая девочка среди древних камней под вечным солнцем…
   
Фото из интернета
Продолжение "Понт Сен-Беназе"
http://www.proza.ru/2013/11/04/44