Слёзы гор

Виктор Афсари
               

     В девяностые годы по стране прокатился бум, связанный с экзотическим и странным веществом – мумиё. До сих пор чего только не услышишь об этом замечательном веществе. Будучи врачом и альпинистом, я не мог, разумеется, пройти мимо этого легендарного препарата. Лечившего, а то и спасавшего жизни многих людей. Время наше специфичное и на всём делается “бизнес”, который во многом извратил правду о мумиё. В Средней Азии можно было “достать” настоящее мумиё, тогда как в России встречалось в основном поддельное или суррогатное мумиё. Другой фактор, дискредитировавший это природное лекарство – это то, что мумиё призывали, с целью бОльших продаж, принимать при любых заболеваниях и травмах, выдавая его за панацею. Панацеи не существует, а потому и нарастало раздражение обманутых людей. Мумиё, не являясь официальным лекарством, появлялось в продаже в аптеках. А как проверить лекарство, не имеющее ГОСТа? 

     Мумиё известно с давних пор. Находят его высоко в горах, но также оно может быть и в засушливых и жарких местностях, где очень низкая влажность воздуха. Само слово “мумиё” впервые встречается в трудах ученика Платона и учителя Александра Македонского Аристотеля, который описал его внешний вид, свойства и способы применения при некоторых заболеваниях. Переводится мумиё как “сохраняющее тело”. В разных краях оно имеет разные названия – мумиё-асиль, брагшун – каменное масло, горный бальзам, слёзы гор, горный пот-аракул джибол, асфальтовый бальзам, водный бальзам, горный воск.

     Широко применяли мумиё Абубакр Раби ал-Бухарон в Х веке, Абу Али ибн Сина (980 – 1034), Многие другие арабские врачи. Сари ал Муасим считал, что мумиё это “водный воск” и в городе Фарс был специальный водоём с фильтрами, где осаждалось мумиё и после его высушивания отправлялось в Казну, что и практиковалось до захвата Фарса Тимуром.  Западная Европа познакомилась с мумиё в шестнадцатом веке, когда торгово-культурные связи с Востоком стали более постоянными. Великий итальянский врач Амбруаз Паре (1509 – 1580) был против применения мумиё в больших дозах, так как не знал о его происхождении практически ничего. Д. Паркинсон(1507 – 1560) в своих трудах касался вопросов о лечебных свойствах мумиё. Врач короля Наварры, Гий де ля Фонтен, в 1564году отправился в Египет собирать данные о мумиё. В Александрии ему было показано 40 видов мумиё, приготовленных в основном из тел рабов. В 1872 году французский врач Эйрини д’Эринс защитил диссертацию о “чудодейственном бальзаме-асфальте, добываемом в швейцарских Альпах”. На протяжении многих веков интерес к проблемам изучения и применения мумиё неоднократно то угасал, то вспыхивал с новой силой.

     Во второй половине ХХ века большой вклад в изучение проблем, связанных с мумиё в нашей стране внесли академик А.А.Алтамышев, доктора мед. наук Б.К.Корчубеков, Д.Ш.Шакиров – директор Ташкентского института травматологии и ортопедии, чья докторская диссертация была написана на основании лечения 4500 пациентов с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, Ю.Нуралиев, Н.Денисенко и многие другие.


      Состав мумиё не поддаётся стандартизации, так как, имея общие черты, мумиё из разных мест очень отличается друг от друга в силу различных географических, климатических и физико-химических особенностей местностей, где оно было добыто, а также от различий растительного покрова. Интересно, что даже взятое с одной горы, но с разных склонов оно может значительно отличатся друг от друга, не теряя при этом лечебных свойств. Мумиё встречается в странах Средней Азии, Афганистане, Индии, В некоторых арабских и африканских странах. Также мумиё есть на Алтае, Саянах, в Забайкалье. Некоторые люди утверждают и о его наличии на Урале, имея ввиду Южный Урал. Если это и так, то встречается оно там, видимо, крайне редко и в небольших количествах. Норвежский учёный Т.С.Юнес в 1970 году описал антарктическое мумиё. До сих пор нет единого мнения о появлении мумиё. Всего существует около 30 гипотез об образовании мумиё, от пресловутых мышек-полёвок, до возгонки лёгких углеводородов в природных условиях. Наличие множества теорий говорит о том, что процесс образования сложен и многообразен.

     При всей сложности систематизации мумиё, оно делится на чёрное, красное и белое, последнее встречается наиболее редко. Чёрное и красное мумиё выглядит как смолообразное вещество с характерным стойким запахом и отличаются при разведении в воде, когда одно даёт почти чёрный или слегка коричневатый цвет, а другое в растворе даёт слегка красноватый цвет. Различают также мумиё арчовое, лишайниковое, битумное, минеральное, медово-восковое и мумиё, образовавшееся как результат мумифицирования погибших животных или людей. Все виды мумиё при длительном лежании в природе в той или иной степени подвергаются процессам полимеризации и содержат в себе две группы веществ: Минеральную и органическую. Наличие органических биологически активных веществ диктует и особенности технологического процесса при очистке продукта, исключающие нагрев до высоких температур. При нагревании выше 65 градусов по Цельсию многие активные органические вещества разрушаются, снижая тем самым и ценность самого мумиё. В основе образования всех видов мумиё лежит органическое происхождение.


     Впервые с мумиё я столкнулся на Памире, когда во время восхождений мы включали его приём при прохождении акклиматизации. Затем мы предпринимали самостоятельные поиски этого легендарного вещества в районах Папанского, Кичик-Алайского, Киргиз-Атинского, Кожикиленского ущелий. Находили мумиё на высотах от1500 до 4000 метров над уровнем моря. В городе Фрунзе (Бишкек) во время встречи с Б.К.Корчубековым мы обсуждали вопросы, связанные с очисткой и применением мумиё при различных заболеваниях.

      Мне доводилось использовать мумиё не только для лечения костной системы, но и в послеоперационном периоде при лечении паранефритов и других заболеваний. Надо отметить, что в послеоперационном периоде выздоровление людей шло более гладко. Нельзя мумиё пользоваться направо и налево, оно не является панацеей. И всё же на сегодняшний день мумиё остаётся средством народной медицины и по ряду причин не имеет широкого клинического применения.