Аише

Кузнецова Анастасия Анатольевна
Осень выдалась в Москве солнечной и теплой. Дворник в ярко-оранжевом жилете лениво сгребал опавшие желто-красные листья в кучу, время от времени подставляя лицо теплому октябрьскому солнцу. В конце двора показался красный внедорожник, сияя на солнце чистыми боками.

Заприметив его, дворник вытянулся в ожидании. Автомобиль неторопливо припарковался во дворе, и из него вышла высокая статная женщина в ярко-красном спортивном костюме.

- Добрый день, Наталья Леонидовна! – почтительно поздоровался дворник.
- Здравствуйте, - приветливо улыбнулась женщина, открывая багажник.

Вдруг раздался негромкий звук хлопнувшей боковой двери и Наталья Леонидовна увидела как худенькая черноволосая девочка, схватив её черную лаковую сумочку, стремительно бросилась бежать.

-Держи воришку!!!- закричала женщина.

Дворник бросил метлу и ринулся в погоню за девочкой. Некоторое время спустя он вернулся, крепко удерживая воришку за руку. В другой руке он держал лаковую сумочку.

- Чуть не скрылась, - победоносно заявил дворник, протягивая сумочку хозяйке.

Женщина поблагодарила его и, достав из кошелька несколько купюр, протянула их дворнику.
Девочка испуганно переминалась с ноги на ногу, на вид ей было не больше пятнадцати лет. Дворник по-прежнему держал ее за руку.

- Что будем делать с воришкой? Отведем в полицию? – спросил он.
- Подожди, - спокойно ответила женщина и подошла к девочке. – Как тебя зовут?
- Аише, -заикаясь от волнения произнесла девочка и огромные черные глаза наполнились слезами.

Не смотря на прохладную осеннюю погоду на ней было лишь легкое длинное коричневое платье и поношенные матерчатые туфли. Девочка поежилась, от испуга или холода.

- Откуда ты, Аише? – снова спросила Наталья Леонидовна.
- Из Айзербаджана,- еле слышно произнесла Аише.
- А что ты здесь делаешь?

Девочка не ответила на вопрос и расплакалась.

- Ясно чего, - пробурчал дворник. – Ворует сумки из машины и таскается по подъездам.

Женщина велела жестом дворнику замолчать и удалиться. Дворник медлил, но Наталья Леонидовна настойчиво махнула рукой, и он нехотя отошел, поднял метлу и принялся разгребать листья, неодобрительно поглядывая в сторону Аише.

- Аише, ты наверное голодна? – голос женщины был настолько добрым и спокойным, что девочка перестала плакать и судорожно закивала.
- Не бойся меня, - продолжала Наталья Леонидовна, - я тебя не обижу. Здесь недалеко есть кафе, пойдем, я накормлю тебя, а ты мне расскажешь, что с тобой случилось. Меня зовут Наталья Леонидовна, - женщина снова улыбнулась и Аише впервые осмелилась рассмотреть ее: на вид женщине было около 35 лет, стройная, ухоженная, в ушах золотые увесистые серьги, на холеных руках яркий маникюр и несколько колец с множеством разноцветных камней, какие Аише видела только в журналах.

Девочка недоверчиво отступила назад, но Наталья Леонидовна мягко взяла ее за руку, открыла дверь машины и усадила ее.

- Ты ведь теперь не убежишь? – спросила она, улыбаясь.

Аише покачала головой в знак согласия.
Наталья Леонидовна села за руль и они направились в кафе. Там женщина заказала большую пиццу, на которую Аише набросилась с жадностью, словно она не ела несколько дней. Насытившись, девочка смущенно опустила глаза.

- А теперь расскажи, Аише, как ты оказалась в Москве? – спросила Наталья Леонидовна и Аише поведала ей свою невеселую историю.

Три года назад, когда ей только исполнилось двенадцать, к ним в аул заехал красавец-мужчина. Он рассказывал о прекрасном далеком городе, где ночью светло от огней как днем, где деньги сами текут в руки. Потом он пообещал Аише увезти ее с собой в этот дивный город, где она будет сладко кушать, мягко спать, ходить в золоте и шелках, а он будет заботиться о ней. Аише слушала гостя, распахнув свои огромные глаза, и уже видела себя рядом с ним в роскошном далеком городе Москве. Но отец рассердился на гостя за такие речи и велел больше не приходить к ним. Тогда Тимур, так звали гостя, подговорил Аише бежать с ним, и она, доверив ему свою судьбу, опозорив семью, ночью покинула отчий дом. Когда они с Тимуром приехали в Москву, жизнь показалась ей сказкой, он очень заботился о ней, приносил сладости и красивую одежду. Но через год все изменилось. Он начал приходить под утро, сначала кричал на Аише, потом несколько раз побил и, в конце концов, выгнал на улицу. Паспорт и вещи остались в квартире Тимура. Тут Аише расплакалась.

Наталья Леонидовна молча слушала ее рассказ. Когда Аише закончила, она взяла ее за руку и сказала:
- Я смогу тебе помочь, Аише. Только ты меня не подведи.

Аише вытерла слезы и с надеждой посмотрела на женщину.

- У меня есть знакомая – тетя Валя, очень хорошая, добрая женщина. У нее свой продуктовый магазин и она давно ищет помощницу. Если ты будешь стараться, она будет тебе платить и ты сможешь жить в магазине, там есть небольшое подсобное помещение. Не хоромы, конечно, но все же лучше, чем подъезды и метро.

Аише от радости потеряла дар речи и закивала головой.

- Только пообещай мне больше не красть.
-Обещаю, - тихо произнесла девочка.

Наталья Леонидовна достала из сумочки телефон, поднялась из-за стола и вышла. Когда она вернулась, Аише выглядела очень взволнованной.

- Все в порядке, -улыбнулась женщина. – Поехали к тете Вале, она ждет нас.

Тетя Валя оказалась пожилой невысокой женщиной пышного телосложения. Она сразу же приняла Аише как родную, обняла ее и заохала:
- Какая же ты худенькая, бедная моя девочка!

Наталья Леонидовна тут же засобиралась и уехала.
Тетя Валя показала Аише свой магазин, кассу, комнатку, где девушка может жить.

- Будем вместе теперь торговать, а то мне одной уже тяжело принимать товар. С тобой дела пойдут повеселее.

На следующий день Аише помогала раскладывать прибывшие продукты, а тетя Валя отпускала покупателей у кассы. Потом привезли свежий хлеб и выпечку, и Аише упаковывала продукты в пакеты, отчего очередь покупателей быстро таяла. На следующий день девушка проснулась пораньше, чтобы промыть витрины, натереть полы и постирать занавески перед открытием магазина. Когда тетя Валя зашла в магазин, все сияло от чистоты.

 - Какая ты у меня умница, Аише, - похвалила она девушку, и та засветилась от удовольствия.

Позже тетя Валя научила ее работать с кассой и дело у Аише заспорилось. Она всегда была приветлива с покупателями и постоянные клиенты вскоре полюбили ее, как любили тетю Валю.
Так прошел первый месяц, и тетя Валя хотела выдать Аише зарплату, но девушка стала отказываться от денег:
- У меня нет семьи, куда мне их тратить? Вы меня кормите, даете крышу над головой. Разве что теплую одежду купить?

Тетя Валя задумалась: действительно, девушка никуда не выходит за пределы магазина, подруг и семьи у нее нет, и оставила деньги себе. А в ближайшее воскресенье, она закрыла магазин на ревизию и вывезла Аише в торговый центр, где купила ей теплое шерстяное пальто, вязаный оранжевый шарф, шапочку в тон и яркие красные сапожки с мехом. Девушка пришла в восторг от покупок и тетя Валя впервые увидела искорки счастья в ее темных грустных глазах.
Вскоре выпал первый снег и ночевать в магазине стало холодно. Тогда тетя Валя, недолго думая, предложила Аише переехать к ней.

- Я одна живу тут недалеко. Дочка уже несколько лет ко мне не приезжает. Квартирка у меня небольшая, но нам с тобой места хватит.

Так и зажили они вместе, днем работали в магазине, вечером, нагрузив сумки продуктами, возвращались домой. Аише наводила чистоту в своем новом жилище, по вечерам она часто готовила плов, пекла пирожки с мясом и рыбой, жарила оладушки, поила тетю Валю душистым чаем. Тетя Валя не могла нарадоваться на девушку.

- Мне тебя бог послал, Аише, - часто повторяла она, когда Аише в очередной раз накрывала стол.

Пожилая женщина часто болела и девушка ухаживала за ней как за родной матерью, варила куриный бульон, бегала в аптеку за лекарствами.

У Аише тоже были свои радости, после рабочего дня в магазине, накормив тетю Валю ужином, она любила смотреть красивые зарубежные сериалы, проживая жизнь главных героев и искренне переживая за них. Раз в месяц тетя Валя вывозила ее по магазинам и покупала красивые платья, теплые кофточки, заколки из разноцветных камушков, сережки, бусики, каких у нее никогда не было.

Так прожили они более пяти лет, душа в душу. Паспорт Аише так и не смогли оформить, да он ей и не понадобился. Далеко от дома и магазина она не отходила, выезжала в город только с тетей Валей, а соседи уже привыкли к ней и не задавали вопросов.

Но однажды тетя Валя простудилась и заболела сильнее обычного. Аише ухаживала за ней, но женщине становилось все хуже. Утром девушка поила ее лекарствами и кормила овсяной кашей, мерила температуру, а потом бежала в магазин. Обслужив покупателей и приняв товар, она торопилась на обед домой, чтобы проверить тетю Валю, кормила ее бульоном, снова давала лекарства и возвращалась на работу. Вечером, забежав в аптеку, покупала необходимые лекарства, возвращалась домой и снова ухаживала за больной. Когда тетя Валя засыпала, Аише прибирала квартиру, стирала одежду и, падая от усталости, ложилась спать. Иногда ночами тетя Валя начинала бредить и тогда Аише проводила ночь у ее постели, накладывая компрессы на лоб. Но тетя Валя увядала на глазах.

- Если я умру, - сказала она после посещения врача, - ты живи тут, Аише, работай в магазине, исправно плати за аренду магазина и квартплату, никто тебя не тронет.

Аише горько расплакалась.
Через несколько дней тетя Валя умерла. Аише рыдала голосом. Соседки по дому помогли с похоронами, позвонили дочери, но та была в командировке и не приехала. Все жалели Аише.
Но девушка взяла себя в руки и продолжала работать в магазине. Вскоре заявилась дочь тети Вали и бесцеремонно выставила девушку за порог дома, подозрительно наблюдая за ней, как она упаковывает вещи – как бы чего не прихватила. Магазин дочка тоже прибрала к рукам, и, обозвав Аише «приживалкой», велела катиться на все четыре стороны.

Аише, волоча тяжелый чемодан с вещами (тетя Валя собрала ей целое приданное, пока они жили вместе), направилась во двор, где она впервые увидела Наталью Леонидовну. Больше обратиться в этом огромном городе ей было не к кому.

Аише поискала глазами большую красную машину, но не нашла ее. И тут у нее замерло сердце от страха. А вдруг Наталья Леонидовна уже переехала в другой район, столько лет прошло!
Девушка поставила чемодан у скамейки и присела. Так она просидела несколько часов, все равно идти ей некуда. Вдруг из подъезда выбежала русоволосая девочка и за ней следом вышла Наталья Леонидовна, все такая же яркая, красивая, статная. Аише вздохнула с облегчением, но подойти не решилась. Наталья Леонидовна сама ее заметила.

- Аише? Ты почему здесь? – взволнованно спросила она, и, отправив девочку играть на детской площадке, подошла к Аише: она почти не изменилась , такая же худенькая, напуганная и беззащитная. Только скулы на лице проступают резче, делая ее лицо старше.

Аише рассказала Наталье Леонидовне про свою жизнь с тетей Валей, как они хорошо ладили, как женщина тяжело заболела и умерла, а потом как дочь ее выгнала.

- Оставайся у нас, Аише, -немного подумав произнесла Наталья Леонидовна. – Будешь мне по дому помогать, за Машей присматривать, - она кивнула в сторону дочки.

Аише согласилась и впервые после смерти тети Вали улыбнулась.
Так Аише снова обрела семью, на этот раз большую и шумную. Квартира Натальи Леонидовны в отличие от прежнего жилья Аише была просторной и красиво обставленной. Аише разместили в детской, вместе с Машей. С девочкой Аише сразу нашла общий язык, заплетала ей разные косички, шила для ее бесчисленных кукол яркие платья, гуляла с ней во дворе. Свекровь тоже полюбила девушку, они часто вместе готовили на кухне и теперь семейный ужин превратился в настоящий пир. Только муж Натальи Леонидовны недоверчиво поглядывал на Аише, и она немного побаивалась его, но вскоре и он смягчился.

Летом вся семья выезжала по выходным на дачу, где Аише охотно помогала свекрови ухаживать за цветами и собирать клубнику. Потом они варили душистое варенье и Аише пекла свои несравненные оладушки.

Когда вся семья уезжала в отпуск за границу, Аише оставалась в огромной квартире одна присматривать за цветами и кошкой. Наталья Леонидовна пыталась сделать ей новый паспорт, но не смогла. Так Аише целыми днями протирала пыль, поливала цветы, расставляла Машины игрушки и ждала их возвращения. Она действительно по ним скучала, потому что эти люди стали для нее новой семьей, смыслом ее жизни, и она была действительно им нужна.

Через две недели, когда они возвращались, Аише снова чувствовала себя счастливой. Маша с порога бросалась ей на шею, потом рассказывала о своих впечатлениях, показывая ей ракушки и фотографии. Девочка всегда привозила Аише сувениры из своих поездок. Потом Аише пекла вкусные пирожки и собирала всю семью за столом.

А потом, когда вся семья ложилась спать, Аише долго не могла уснуть, вспоминая тот день, когда она убежала из дома ради человека, за которым готова была идти на край света, который выгнал ее за порог, как надоевшего котенка, а совершенное незнакомые люди пожалели ее и приютили в своей семье.