О Лидии Корчагиной. Нинель Эпатова

Нинель Эпатова
 Нинель Эпатова
О Лидии Серафимовне Корчагиной.
 
Предисловие
Лидия Корчагина, ( 1. 08. 1938  - 3.07. 1993 года)
Поэт, журналист, писатель, член Союза писателей России автор таких стихотворных сборников для детей, как : « Мастер», « веснушки» и др, А также последнего сборника  « А сердце ждет тепла». Стихи Л. Корчагиной публиковались также в детских журналах, коллективных сборниках
Путевку в литературу ей дала сама Агния Барто. Агния Барто высоко ценила поэтический талант Лидии Корчагиной. Она тепло отзывалась о стихах Л Корчагиной:
« В моей группе было  много интересных поэтов. И среди них я хотела бы отметить Лидию Корчагину. Понравилась её детскость, непринужденность, душевность Лидии Корчагиной, её умение пошутить. Меня привлекает её тяготение к народной поэзии»
Кроме того Л. Корчагина автор многочисленных рассказов и очерков для взрослых, в том числе и о героях и ветеранах ВОВ.,.

1. Невольный возврат в прошлое
В  октябре - месяце 2013 года я  случайно в интернете  прочла следующее сообщение:
Кировский край, Киров – мы любим наш  город. читаем калужских писателей.  (От 31.08.2013 20:59))

«В череде знаменательных дат и персональных юбилеев на 2013год достойное место занимают писатели, чьи имена и творчество тесно связаны с Калужским краем. На полках детской библиотеки №1 (зав. В.Д. Процкая) есть книги наших земляков, которые написаны для детей и подростков. Среди них писатели и поэты: Сергей Питимиров, Владимир Кобликов, Валентин Берестов, Николай Лукичев, Лидия Корчагина. Книги писателей, о которых мы хотим рассказать, адресованы детям. … Лидия Серафимовна Корчагина – автор веселых стихов для малышей. Сама воспитанная на стихах Корнея Чуковского и Самуила Маршака, Лидия Корчагина пишет стихи для ребят в фольклорной, сказочной форме. Ее стихи удивительно легко запоминаются. Это в основном – игровые стихи, стихи – «считалочки», «потешки», так любимые детьми. Герои книги Л. Корчагиной «Мастер» – мальчишки и девчонки, которые учатся познавать мир, любят трудиться, помогать старшим.»
Это сообщение вернуло меня в прошлое и заставило воздать должное талантливому поэту, журналисту, незаслуженно забытому. Это надо же! В Кирове помнят, а в Обнинске, где Лидия Корчагина жила с 1970 года и по 1990год и светила в нём своим творчеством. даже и не вспомнили про её 75 - летний юбилей. . А ведь Лидия Корчагина внесла заметный вклад в создание литературы и культуры города Обнинска. Я была знакома с ней  и ёё творчеством  еще при  жизни Л. Корчагиной и  мы были  с ней в дружественных отношениях. И решила я собрать  воспоминания  у живущих поныне современников Лидии Корчагиной, у всех тех с кем пересекались её жизненные пути в Обнинске.  Для этого 25 октября  2013 я провела вечер памяти Л. Корчагиной в городском Клубе ветеранов, где звучали её стихи и воспоминания о ней. Вечер удался на славу. Кроме того я взяла интервью у некоторых её друзей и коллег. Все собранные мной материалы, имеющие, на мой взгляд ,и краеведческую и историческую ценность для города Обнинска   и для история литературы России я помещаю в этом рассказе.
2. Воспоминания Лидии Селиверстовой, племянницы Л. Корчагиной( дочь её родной сестры Маши).
«Л Корчагина родилась1 августа1938года в деревне Дурасово, Горьковской области, в семье крестьян. Закончила техникум холодильной промышленности в г. Ленинграде. Там познакомилась и вышла замуж за моряка- военного врача Корчагина Ивана Семеновича.( ныне покойного)Родились у них и выросли два замечательных сына: Андрей Иванович И Иван Иванович. Муж военный , поэтому почти 10 лет Лидия Серафимовна прожила на севере( Североморск, Ягельное.) Еще там начала  она писать стихи. С1970 года жила в Обнинске. Работала на радио Обнинска, тогда это была обычная квартира, по улице Курчатова дом 1 Б. Много печаталась в газете
« Вперёд». Её репортажи передавали по радио Калуги. Писала стихи, большая часть из них для детей. Но есть стихи и о войне, о России , и о природе. Следует отметить стихи, посвященные её отцу воину, который погиб в 41 году - пропал без вести. И она очень хотела найти место его гибели, место захоронения, обращалась в архив, делала запросы и нашла место  могилы отца. Для этого ездила в Черниговскую область нашла могилу, где на обелиске было выбито имя отца (Этому событию посвящены стихи: : « Где то святое место» , «Я дочь погибшего солдата»!.

3. Вот как вспоминает о Л. Корчагиной и о её жизненной трагедии Самохина Майя Тихоновна, работавшая на Радио Калуги в то же время, когда там выступала Лидия Серафимовна:
« Мы в одно время работали на Радио Калуги, выступали в разных программах. Поэтому дать оценку её выступлениям на Радио я не могу. Но зато могу дать ей  самой высокую оценку как человеку. Мы с ней были большими друзьями. Лидия Серафимовна была очень хорошим другом и отличалась необыкновенной щедростью. Могла отдать всё, чем владела. Бывало, приеду к ней в гости, а она не только угостит на славу по принципу: « всё, что есть в печи, на стол мечи», так еще откроет шифоньер и предложит взять любой наряд , говоря: « Бери что хочешь, любое платье, тебе пойдет!» (у нас с ней были приблизительно одинаковые размеры одежды). Когда в конце 80-х в Обнинске создали свою первую компанию телевидения (приблизительно 88 год), то у неё почему- то оказались проблемы с трудоустройством, после того, как её несправедливо уволили с работы, потому что кто-то её оклеветал и партийное руководство и Горкома Обнинска, и Обкома КПСС Калуги отнеслись крайне несправедливо к судьбе Лидии Корчагиной.
И вот приехав на Радио в г. Калугу, Лидия Серафимовна обратилась за помощью к журналисту, Панферову Рудольфу Васильевичу, который в то время был редактором вещания Радио - Калуги, прося замолвить за неё слово в обкоме КПСС Калуги, чтобы она смогла снова  устроиться на работу. Но тот категорически отказался помогать, так объяснив  сложившуюся ситуацию.:
«В Обком КПСС Калуги на Вас, Лидия Серафимовна, поступил негативный материал, что-то там на Вас наговорили. Поэтому там речи о помощи в вашем трудоустройстве и быть не может. Всё, уже решено и обращаться, туда бесполезно».
И так, начиная с 1988 года Лидия Серафимовна оказалась без работы и почти без средств к существованию  Единственным средством к существованию остались мизерные гонорары за выступления на Радио - Калуги, да редкие небольшие выплаты за выступления на сценах Обнинска.  Не найдя нигде и не у кого поддержки она в 1990 году обменяла квартиру на Ленинград и уехала туда жить».
Примечание: Записано со слов Самохиной16.10. 2013 года
4. Воспоминания Николая Исаева. Работника Первой в мире АЭС с 1963 по 2008год,поэта, окончившего обнинский техникум, а затем Литературный институт имени Горького в 19.., с 196
«С 1974 года по 1983 я был назначен от Горкома КПСС общественным редактором на радио - Обнинск. Студия радио- Обнинск располагалась тогда   в обычной квартире  на улице Курчатова дом 1 Б. В мои обязанности входило редактура всего материала, запись на магнитную ленту, т.е. подготовка материала для передачи в эфир Материал создавался путем взятия интервью, которые брала Лидия Корчагина. Она умела найти подход к каждому человеку, каждого разговорить. Ходила на приемы  за материалом и к большим    должностным лицам, ходила и по домам к ветеранам. Темы передач были самые разнообразные и  всегда очень интересные., потому что интервью давали часто  необычно  интересные люди. Например такие, как А.Цыб, или директор технологии Романов  и многие другие. Однажды интервью дал человек, родственница которого была секретарём у Сергея Мироновича Кирова. Передачи по Радио- Обнинск вели два раза в неделю: во вторник и в четверг. Кроме того по собранным материалам Л. Корчагина публиковала свои статьи в обнинской  газете «Вперёд; К сожалению., при работе у Лидии Серафимовны часто возникали конфликты, обусловленные в основном плохим состоянием техники на которой приходилось работать. Из – за этого часто срывались передачи за что Л. Корчагиной попадало прежде всего от Нонны Семёновны Черных, которая будучи в то время редактором газеты «Вперёд» являлась одновременно и редактором Радио- Обнинск.. Но особенно доставалось Лидии Серафимовне от секретаря Горкома КПСС по  идеологии – Марии Федоровне Исуповой. В то время Горком КПСС города Обнинска контролировал все  городские СМИ и газеты, и журналы , и радио. Точно, что вызвало трагедию жизни Л. Корчагиной, за что её уволили отовсюду и перестали печатать её материалы в обнинской газете  «Вперёд», я сказать не могу. Зато смело сказать могу о том, какой увлечённый до глубины души творчеством прекрасный  человек, талантливый журналист, поэт,  была Лидия Серафимовна Корчагина. Она любила людей и всегда была готова броситься на помощь ближнему. Лидия Серафимовна Корчагина была очень добрый  и доверчивый человек. Хорошо помню нашу первую встречу с ней. Сижу у редакции газеты «Вперёд».которая располагалась в то время на проспекте Ленина , в  доме, где находилась милиция. Идёт мимо незнакомая дама и везёт коляску с ребёнком, как впоследствии оказалось с сыном Ваней. И обращается она ко мне, к незнакомому человеку  с просьбой:
« Покараульте, пожалуйста моего ребёнка, пока я побуду в редакции»
И доверила мне, незнакомому мужчине своё дитя, пробыв в редакции почти полчаса. Удивительная доверчивость. На мой взгляд, её необычные доброта и доверчивость объясняется тем, что она из провинции, а там больше учат добру, чем в больших городах. Кстати Лидия Серафимовна иногда брала на Радиоузел своего младшего сына Ваньку, где он зевал от скуки. Ныне Иван Иванович, тот самый  Ванька, преподает в военном училище в г. Ленинграде. Лидия Серафимовна тоже вела литературное объединение. Причём вела профессионально и корректно разбирая стихи, которые читали участники  лит. объединения. А ими были:
1. Коваленко В. А.
2. Колосов Н. П.
3. Сергей Кондратьев.
4. Иван  Югов.
5. Джон Лебедев.
6. Я, Николай Исаев и другие..
Собирались мы в студии Радио- Обнинск на улице Курчатова
дом 1 Б.Очень жалко, что так рано оборвалась жизнь такого талантливого, светлого человека.

5. Воспоминания Лили Ильиничны Абрамычевой, руководителя клуба ЮНЕСКО, начальника отдела Физико- Энергетического института по руководству работой 22-х  детских дошкольных учреждений (1964 – 1994) год):
«25 октября 2013 года в городском Клубе ветеранов г. Обнинска состоялся вечер памяти Лидии Серафимовны Корчагиной, организованный и великолепно проведённый её коллегой по перу Н. М. Эпатовой. И я выступила на этом вечере  с моими воспоминаниями о Л. Корчагиной.
С  Л. С. Корчагиной меня многие годы связывало творческое сотрудничество в период её работы на  Обнинском радио. Любимой темой этих передач были дети и люди, посвятившие себя работе с самыми маленькими гражданами, будущим России. Лидия Серафимовна тщательно готовила  эти передачи перед выходом в эфир и каждый раз переживала какой отклик  найдёт эта тема в сердцах людей прослушавших её передачи. Часто по радио звучали её стихи, в них, как в зеркале, отражалась большая душа, доброта, любовь скромной поэтессы   к каждой травинке,  к каждому человеку. За период наших общений мне особенно запомнились две  наших встречи, оставившие глубокий след в моей памяти. Л.С.Корчагина никогда не купалась в лучах славы властей, часто была гонима и подвергалась «проработке» за свою свободу в творчестве, за несгибаемый позвоночник, за желание служить людям, а не лицам Не один раз Л.С. Корчагину вызывали на беседы в ГОРКОМ  КПСС.  Там работало множество хороших сотрудников, но были отдельные личности завистливые, злобные, не терпевшие громких успехов других, «кроившие» на «свой лад» и по своей прихоти судьбы других людей и поэтому остались такими в памяти многих. Нет пророка в своём отечестве. Мне это хорошо знакомо: за годы моей работы в идеологической комиссии, как кандидата в члены Горкома КПСС, бывало, что я просила Председателей Комиссии  при отчётах не давать оценку моей позитивной работы, чтобы не накликать беду на свою голову. Как я уже отмечала выше, не один раз и Л.С. Корчагину вызывали на беседы в ГОРКОМ  КПСС. После одной такой беседы, в верхах данной власти Лидия Серафимовна зашла в Педцентр  в очень удручённом состоянии, в отчаянии. Мы с ней долго говорили, всеми средствами я пыталась её успокоить. Потом мы с ней  пошли по улице Ленина. При приближении к зданию власти Лидия Серафимовна обратилась ко мне со словами:
«А  сейчас мы расходимся в разные стороны»
Эти слова я сразу не поняла, а на мой вопрос 
« Почему»
Она ответила:
«Увидят меня с Вами вместе, и начнётся гонение на Вас».
Меня удивило, что  даже в таких тяжёлых обстоятельствах, она думает прежде всего о другом человеке. С моей стороны ответ был  категоричным:
«Нет!  Мы пойдём вместе и остановимся у здания ГК КПСС и будем продолжать беседу, пусть знают, что я с Вами».
Мы так и сделали. Вторая и по последняя  встреча с Лидией Серафимовной была не только печальной, но и трагической. Мне позвонил её супруг и сказал, что Л. Корчагина лежит в больнице  ИМР ( Институт Медицинской Радиологии) и хочет меня видеть. При входе в палату я увидела Лидию Серафимовну в непривычном для неё состоянии. При нашей встрече она плакала и рыдала, называла фамилию известной в городе дамы в партийной власти и обвиняла её, что  «это она довела меня  до такого состояния». Потребовались мои  усилия, чтобы отвлечь её от данной темы .Я спросила Лидию Серафимовну:
« Расскажите, как Вы там живёте в Ленинграде»?
В блестящих от слёз глазах загорелись искорки радости, на лице заиграла улыбка, и я узнала прежнею, жизнерадостную, активную, пылающею энергией Лидию Серафимовну. Эти воспоминания дарили её жизнь, надежду. Она рассказала, что в  городе Ленинграде  её окружили теплотой и вниманием, признали силу её таланта, в Союзе писателей выделили ей комнату с именной табличкой поэтессы. Там Л. Корчагина  получает бесконечное множество приглашений для встречи с детьми и взрослыми, на которых она с успехом читает свои стихи. В Ленинграде в полную меру оценили её талант . А в Обнинске???
Думается мне, что в нашем городе, который столько лет украшала своим творчество Л. Корчагина, необходимо поместить памятную доску  на доме где она жила.
А я познакомились с Лидией в начале 80-х годов. Тогда я часто одновременно с ней выступала на городских вечерах в Доме культуры ФЭИ и в Городском дворце культуры (ГДК) завода «Сигнал». Особенно знаменательным был вечер во Дворце культуры завода «Сигнал», посвященный 45-летию Победы, в 1990 году, где мы с ней выступали пред ветеранами ВОВ завода  « Сигнал», по приглашению Зои Павловны Сунцовой. ( в то время директора ГДК). К сожалению, это была наша  последняя встреча с Лидией Серафимовной.
Нас обоих пригласили выступать со стихами. Ее детские, веселые, искрометные стихи ветераны войны приняли с восторгом. А я прочла свою подборку  стихов «Время военное – ленточка черная». Лидии Корчагиной понравились мои стихи и меня это очень обрадовало. Она отмечала:
«Есть потрясающие четверостишия, такая сердечная теплота и искренность. Чувствуется, что все пережито, пропущено через себя, хотя кое-где не выдержан ритм, но это уже не так важно.»
Этот вечер был прекрасно организован, с богатым угощением на столах (шоколад, пирожные, бутерброды с икрой, с семгой) и с традиционными фронтовыми «100 граммами». Мы с ней сидели за столиком,  накрытом на восьмерых -  вдвоем, и я вдруг была удивлена тем, что это изобилие на столе вызвало слезы на глазах Лидии Серафимовны. На мой недоумевающий вопрос, она мне с обидой рассказывала, как местные «влиятельные» поэты  и другие власть держащие  в ГОРКОМЕ КПСС выжили ее отовсюду, что она осталась   без работы и кормится только выступлениями. Я при этом вспомнила, как скривилась некая госпожа В. Чижевская, когда я на литобъединении, которое вёл тогда  В. Ермаков, спросила: «Что за поэтесса – Лидия Корчагина»? (Тогда я еще не была знакома с Лидией Серафимовной.). Я была неприятно поражена  её рассказом,
Так как  мне  ее стихи  очень нравились, и при наших совместных выступлениях она имела большой успех. Я как сейчас вижу ее на сцене, -  женственная, жизнерадостная, с короткой стрижкой, читает она свои стихи, очаровывая зал. Было ясно еще при ее жизни, что она настоящий  талантливый поэт. Кроме того мне было известно, что  её стихи для детей, школьники 70—80-х годов наверное, знали все  наизусть . Она собирала огромные аудитории ребят, очень любила выступать перед ними.
 Несколько удивляло  меня и совпадение не приемлющие мои стихи – не принимали стихи хорошей  поэтессы, члена Союза Писателей России – Лидии Корчагиной. Зато они сами, «держатели власти» на городские публикации, печатались во все «периоды» и при всех властях! Лидия Корчагина тогда, при  встрече в 90-м году  пожаловалась мне в общем виде , но тогда, да и теперь я до конца не поняла и не понимаю, что было истинной причиной гонений на Л. Корчагину и за что она оказалась в такой трудной жизненной ситуации, буквально в  непроходимой беде. Об этом ярко свидетельствуют некоторые стихи в её последнем поэтическом сборнике:« А сердце ждёт тепла».
Вот например:
Пусть вонзаются вихри в тело,
Путь их злобствуют, воют уныло.
Не собьют, коли выйти посмела,
Только б сердце вдруг не остыло,
Только б сердце льдом не покрылось,
Только б сердце пылало жаром,
Только сердце сильнее билось,
Только б сердцу прожить недаром.

Теперь, увы! Не так уж много
Ходить мне  по земле родимой,
Но сердце вновь сосёт тревога:
А жизнь  - то не прошла ли мимо?
Беда захватывала цепко,
Мне душу ранили без счёта,
На том фундамент строя крепкий
Себе, под пьедестал почёта.
И уходила я без мести,
Не строя из обиды драмы,
Лишь только боль с тоскою вместе
На сердце оставляли шрамы.

И опять я в беду попала.
Надо мною нависло зло…
Кто-то хочет, чтоб я пропала,
Кто-то хочет, чтоб мне не везло.
От судьбы не молю подачек
И ударов её не боюсь.
Ушибаюсь о неудачи,
Ушибаюсь, но всё ж не гнусь.
Дорога в жизни даже минута
Не люблю в ступе воду толочь,
И для Родины потому-то
Я не падчерица, а дочь!
Итак, вначале 90-х Л. Корчагина  переехала из Обнинска в Ленинград. Однако вначале 1993 года болезнь вынудила Лидию Серафимовну приехать снова в Обнинск и лечь на лечение в ИМР, где она находилась с 4.02. по17.04. 1993 года. Но к сожалению, Л. Корчагина вскоре ушла из жизни, сражённая тяжёлым онкологическим недугом.
Зато какой пышный некролог под заголовком «Памяти товарища» после смерти Л.Корчагиной был помещен в местной обнинской газете… Сразу объявилось много «друзей»- воспоминателей. Этот некролог и подтолкнул меня на стихотворение.

           Нинель Эпатова
                Памяти Лидии Корчагиной
           (24.12.1993 г.)
 
Твои песенки и сказки,
Полны солнышка и ласки:
«Тра-та-та, тра-та-та
Открывайте ворота,
Едет Ваня-добротата…»
Но в судьбе не заладилось что-то,
Пред тобой все закрылись ворота,
И в издательстве, и на работе,
Ты в обиде жила и в заботе.
На Руси это, право, не диво, -
Бить поэтов при жизни глумливо.
Ну а тем, что ворота закрыли,
- Во все годы удачи светили.
При всех властях, при всех программах
Они печатались упрямо.
Коль талантлив, искренен поэт,
То грозит ему один ответ:
«Нет свежих красок, прозаизмы…»
И клюют, клюют его при жизни…
Заболеет бедный от обид,
Раньше времени в могилу угодит.
Вот тогда они Иудиной слезою
Разольются так, как над тобой.
Как тебя посмертно другом назовут
И в своей газете место отведут
Под неискренний и красочный некролог:
«Дескать, путь поэта был недолог… »
Что стихи твои в газету не пускали, -
Вот об этом скажут нам едва ли.
Хорошо еще, что в Радио Калуги,
И отвергнутых берут поэтов в други.
По достоинству тебя там оценили
И издали, и нашли место в эфире.
И все обнинцы, что с детства тебя знали,
Твои книжки и стихи твои читали,
Тебя будут помнить долго, вечно!
В своих песнях будешь жить ты бесконечно!
…Во все дни и во все лета,
Нужна детям песня эта:
«Тра-та-та, тра-та-та,
Открывайте ворота,
Едет Ваня-красота…»
Так выполним последнее пожелание Лидии Серафимовны Корчагиной:
«И для Родины потому-то Я не падчерица, а дочь»!, чтобы она, талантливый литератор, действительно стала родной дочерью в истории литературы и в Обнинске и в России.
Я поддерживаю предложение Л. И. Абрамычевой,  о том, что в нашем городе, который столько лет украшала своим творчество Л., Корчагина необходимо поместить памятную доску  на доме где она жила.