Астхик

Борис Артемов
Марианна Смбатян.Сила духа


...Прекрасная и нежная, словно тающая утренняя звездочка, богиня Астхик, возлюбленная сурового громовержца Ваагна, омывая после ночных любовных утех свое тело в священной реке Арацани, пряталась от нескромных взглядов смертных в сочащейся влагой туманной дымке, оставляющей на лепестках роз драгоценные капли жемчужин и дарующей прибрежным садам обильный урожай…

…Солидный столичный дядечка из Союза Художников ответственный за проведение выставки обескуражено разглядывал акварельный портрет дамы в покрывале. Неужто пятнадцатилетняя девчонка осмелилась копировать работу великого мастера? Впрочем, её Донна Велата получилась куда менее чопорной и куда более человечной. Да и не итальянка она вовсе. Милое простое родное лицо, которое ещё можно встретить в украинской, а может быть, и в армянской глубинке. И от которого так тяжело оторвать восторженный взгляд.
Но разве признаешься в этом даже самому себе? Уж лучше вовсе отказаться от экспозиции этой работы...

ДЕТСКАЯ МЕЧТА
Марианна Смбатян – инвалид с рождения. Спинальная амиотрофия – есть такое редкое и страшное заболевание: необратимые и прогрессирующие проблемы с мышцами. У неё маленькое тщедушное тельце и плохо слушающиеся ручки, которым не под силу поднять и котёнка.
И при этом – брызжущее через край веселье и жизнелюбие. Она – экстраверт до мозга костей, всегда умудрявшаяся собрать вокруг себя друзей, даже если лежала в больнице в отдельной палате.

Она придумывала коллективные планы, организовывала ровесников, и её слушали, как будто она была гораздо старше и мудрее.
Мама говорила, что ей надо быть воспитательницей, или даже администратором. А она хотела работать с лошадьми. Подолгу любовалась их красотой. Но издалека: при её физических ограничениях, она ни единого раза даже не прокатилась на лошади. Зато она могла рисовать этих грациозных созданий. И себя рядом с ними, идущей по искрящемуся под солнечными лучами цветущему лугу.

НАДЛОМЛЕННАЯ БАЛЕРИНА
Если бы не инвалидность, она, пожалуй, никогда не стала бы художником. Сублимация в творчество, вдохновлённая её мастером Юлией Анатольевной Пивень-Фоминой, словно попытка выбраться из ограниченного инвалидной коляской тесного пространства. Создать свой особый яркий и радостный мир. Порой это удаётся.

Для многих, как оказалось, она пример и олицетворение неунывающего духа. Ведь на людях она всегда весело улыбается, даже если в жизни тяжелый период. Наверное, она немного актриса: крайне мало кто знает о её грусти, о боли, о бессонных ночных часах, о том, как тяжело брать себя в руки и хотя бы временно "склеиваться" из рассыпающихся кусочков сознания.

Всё ужасно непросто – движение, общение, живопись. Даже ход мыслей порой хаотичен. Трудно сосредоточиться. Слишком часто кажется, что она совсем одна. Слишком часто она cталкивается с человеческим равнодушием и даже предательством.
Тем больше благодарность хорошим и добрым людям, без которых было бы совсем невозможным день ото дня справляться с переполняющим её отчаянием и неверием в собственные силы. Жаль только, что в силу своей нынешней слабости, она не может всем им дарить благодарность и уделять должное внимание.

ЗАЗЕРКАЛЬЕ
На одной из выставок, в кулуарах, художники долго спорили о её работе «Диалог с душой». Какая из девушек настоящая, а какая лишь отражение?
Одна – задумчивая и романтичная, другая – страстная и порывистая.


Тот спор не был завершён, и она в нём не судья, ведь и сама не знает, кто одержит окончательную победу: бесцельно угасающее бессильное отчаяние или сжигающее непреодолимое желание жить. Она порой горько смеётся: настоящих мастеров частенько признавали лишь после смерти и их работы сразу же становились ужасно дорогими. В моем случае, говорит она, чтобы узнать, мастер ли я, к счастью, долго ждать не придется.

ГОРДАЯ

Ремесло художника не из лёгких. Особенно когда рука едва держит карандаш или кисть. Восхищающихся её работами много, но покупателей мало: богатых горожан можно перечесть по пальцам, а продавать работы по цене рамки или багета унизительно. Проще подарить.
Впрочем, это не только её беда: в провинциальном Запорожье мало покупают картины. Не пользовались здесь успехом и работы эпатажного Никаса Сафронова. Живя в Запорожье, он вряд ли стал бы так знаменит и успешен.

Она не умеет просить, а тем более требовать. У фондов, у меценатов, у людей заказывающих у неё работы и рассыпающихся в похвалах. Она просто умеет рисовать, делая своим творчеством этот мир чуточку светлее.

РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Сейчас в её жизни появился клуб "Равные возможности". В нем собираются и самые обычные ребята, но больше те, кого называют людьми с особыми потребностями. Возможность бывать там приносит ей радость. И даже то, что её совершенно неожиданно выбрали главой клуба, начинает ей нравиться. Общественная деятельность заставляет брать себя в руки. Не оставляет времени на сомнения и слабости.

В середине ноября у неё персональная выставка в городском Художественном Салоне, а значит – забот выше головы.

Но, несмотря на это, у неё есть и другая неотложная работа: она торопится закончить пьесу о людях с особыми потребностями. В неё верят: в планах клуба поставить спектакль по этой пьесе. Вскоре начнутся репетиции.

Имя дарующей людям жизнь древней богини Астхик по-армянски значит – звёздочка. Загорающиеся на наливающемся чернотой небосклоне звёзды, даже самые маленькие, несут человечеству свет и надежду, указывают ему путь. Маленькая и слабая девочка в инвалидной коляске очень похожа на такую яркую звездочку, которая светит, сжигая себя без жалости, чтобы сделать мир чуточку ярче и добрее. Спасти мир – об этом, а не о своей боли, она задумывалась с самого детства.

Очень бы хотелось, чтобы и мир сделал что-то  для неё.
Ведь это так просто. Стоит только захотеть...