Ужас

Васильич
     В конце октября ночные морозы покрыли береговую часть залива кромкой льда. Местные жители радовались: ранний лед откроет путь на материк и даст уверенность в благополучной зимовке. На вертолет, предоставляемый региональной властью, с каждым годом было все меньше надежды. В прошлую зиму он ходил раз в две недели вместо гарантированных еженедельных поездок. Другое дело – ледовая дорога. Она связывала остров с материком. У каждого фермера был свой снегоход «Буран», который за полтора часа мог довезти до ближайшего села на Большой земле – Великой Губы. Путь проходил через Кижи. Когда лед достигал безопасной толщины, фермеры выходили на провешивание зимней трассы: вырубались вехи, прокладываемые вдоль трассы, и на зиму путь был готов. В стороне от трассы было опасно ездить: на многих лудах (мелководье) вода не замерзала всю зиму из-за подводных ключей. Местные жители знали все такие луды наперечет.
     Последняя «Комета» прибыла на остров 7 ноября. Она, прорезая стянувшийся на заливе лед, высадила последних пассажиров – и до мая навигация закрывалась. Власть обрадовала население, что из-за дележа собственности в этом году вертолета не будет, но обещала дать «кукурузник» - легкий самолет АН-2. Для него надо было расчистить площадку на льду залива.
     А тем временем в местном магазине заканчивались товары первой необходимости: спички, соль, сахарный песок. Заведовала магазином Галя Морозова. Городская женщина, получила в Петрозаводске высшее образование, работала экономистом в конторе, но личного счастья не было. Встреча в Кижах на экскурсии с деревенским парнем изменила всю ее судьбу. Казалось, крушение страны и крах системы не влиял на счастье молодых. Они быстро поженились с Володей Морозовым, который в Гарницах жил с родителями и работал мастером на техучастке. Галина переехала на остров и приняла местный магазин.
     Зимнюю трассу установили в первых числах декабря, и 13 декабря Галина с мужем отправились за продуктами в Великую Губу. К «Бурану» были прицеплены сани, на которые грузился товар. Выезжая из Великой Губы, они позвонили родителям: «Все в порядке! Выезжаем!» Это было в 10 часов вечера. Но ни в полночь, ни утром они не появились. Глава администрации поднял молодых мужиков на поиски пропавших. Их следы были обнаружены быстро: морозовский «Буран» вышел из трассы и прямым ходом въехал в полынью в 10 квадратных метров. Место было неглубокое: сквозь прозрачную воду было видно, как молодые сидят на «Буране» - он впереди, она сзади, обняв мужа за стан. Сани с продуктами даже не развалились.
     Хоронили Морозовых всем селом. Они лежали в гробах в свадебных нарядах, лишь завывание матери Володи разбивало тишину.
     А в новостных сводках тем временем стали появляться тревожные сообщения о неблагополучии на Кавказе. И никто не знал, что генеральский штаб готовит план новогоднего штурма Грозного, результатом которого станут гибель молодых необученных солдат и кровяные потоки по улицам чеченской столицы. Страна уходила в ужас…