Психологические аспекты в определении степени учас

Станислав Граховский
Психологические аспекты в определении степени участия одного из родителей в воспитании ребенка.
Актуальность данного вопроса определяется множеством судебных процессов, роль которых определить степень участия каждого из родителей в воспитании ребенка и его местонахождения, возникающие после распада семьи. Что мы имеем на старте, двух взрослых людей с разной степенью осмысления своего собственного существования, и набором характеристик личности, как результат не соответствующих  ожиданиям обеих сторон, плюс  ребенок, который, по их мнению (точнее по оценке их собственного Эго), должен обладать качествами, которые присущи себе.
На лицо формат недооценки  противоположной стороны и переоценка собственной. Ребенок принимает роль «разменной монеты» между противоборствующими сторонами. Чаще всего неправильная оценка, точнее непрофессиональная, совместной жизнедеятельности приводит к необоснованным, мелочным претензиям, обеих сторон. Глубинная причина и мотивы для этого утрачиваются и растворяются в самом начале в пылу скандалов и кухонных разборок. Недостаток образовательных знаний в области психологии семейных и межличностных отношений приводит к стандартной позиции «Я прав, потому что я прав!».
Постановка вопроса о воспитании кем-то из таких родителей уже сама по себе не корректна, потому как чаще всего имеет место простое недовоспитание или «педагогическая запущенность» у самих родителей.
Что же такое воспитание? Это процесс выработки и развития в необходимой степени качеств необходимых человеку для адаптации (выживания) в условиях его существования. Каждый родитель должен четко знать, что именно необходимо его чаду и как эти качества в нем создать. Здесь не путать с ограничительным воспитанием, которое само по себе таковым и не является, ограничение должно быть достаточно осмысленно мотивированным и тут же предлагать определенные действия взамен. Половинчатые меры либо просто не работают, либо носят временный характер.
Наличие судебного процесса в решении вопроса о «разделении» ребенка, говорит о «запущенности» психологической составляющей. Т.е. «стороны не нашли взаимопонимания, и договоренности по этому вопросу». «Стороны» идут до конца и как в притче о Соломоне, готовы разделить дитя пополам. Лишь бы сохранить свой самостийный статус, лишь бы не пострадало собственное Эго, у которого забрали что-то «моё».
В данном контексте существует прямая необходимость в проведении  психологической коррекции собственного поведения для обоих разведенных половинок бывшей семьи. Оценка их нового статуса, определение роли каждого в дальнейшем как для ребенка, так и для друг друга.
Бывшие супруги должны не забывать о том, что они также остаются настоящими родителями для своих совместных детей. В этом их статус не изменяется. Для ограничения контакта ребенка с одним из родителей должны быть очень весомые основания, которые чаще всего являются очень субъективными вопросами «отношения» к тем или иным проявлениям личности родителя. Нужно допустить признание возможности наличие «других» качеств и согласие с индивидуальностью другой половины. Наличие любого из родителей всегда лучше, чем его полное отсутствие.
Граховский Станислав Николаевич – к.м.н. государственный эксперт, врач-психиатр, психотерапевт,  действительный член профессиональной психотерапевтической лиги, действительный член ЕАЕН, Почётный учёный Европы, директор АНО «Региональной экспертное бюро».