Мурманск подарила мне мама...

Валентина Яроцкая
                Олечке


     Мама подарила мне Мурманск. Наверное, это предложение воспринимается как метафора: разве можно дарить город? А я знаю точно: Мурманск – это мамин подарок. И потому люблю Мурманск больше,  чем любят родные города, чем любят море, небо, землю…
    Суровый северный город, в котором я родилась и  прожила  всего два года из своей   теперь уже длинной жизни…  (Вспомнился Бродский: «Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной…»)  Мурманск  вошёл в мою жизнь  и судьбу  –  через  мамины воспоминания и мои встречи с маминой молодостью. Теперь мама  ушла в мир иной, её  подруги давно состарились, но я  иду по улице Генералова и кожей чувствую: я была здесь, я жила здесь, я  бежала здесь за мамой, ухватившись за подол её платья, я дышала  этим  воздухом…
    Мурманск вошёл в мою жизнь с самого раннего детства, когда память только начала озарять, оформлять жизненные впечатления. Мама  любила этот  город,  она  жила в Мурманске, а потом  жила Мурманском… Через мамину ностальгию  родилась и моя: ничем не объяснимая ностальгия маленькой девочки, совсем не по-детски привязавшейся к материнской мечте, совсем не по-детски затосковавшей о далёком северном городе…
    Из маминых рассказов  я восстанавливала и картину нашей  жизни в Мурманске, и печальную причину, из-за которой пришлось родителям уехать с Севера  на Украину…
    Мама приехала в послевоенный Мурманск в 1947 году. Приехала из далёкой  вологодской деревеньки Лапино и   полюбила  северный  город на всю   оставшуюся жизнь…
     История маминой жизни,  история горького сиротства, вполне объясняет, откуда у девушки из вологодской глубинки родилась такая горячая  любовь к городу, где она почувствовала тепло человеческого общения, где была любима, где прошли тринадцать самых счастливых лет её  трудной жизни. Судьба подарила маме Мурманск, а потом отобрала его… Хотя, впрочем, нет, не отобрала… Это мама сама отдала свой город за  согласие в семье и здоровье дочери… Отдала, но оставила Мурманск в сердце. Навсегда оставила.
     В Мурманск приехала Милюшка с подружкой – на товарняке.  Приехали поступать в школу ФЗУ.  Получить специальность,  работать.  Было трудное послевоенное время, но отогревалось у  Милюшки сердце  в суровом  заполярном городе,  среди девчонок в  общежитии.  Подружиться  так крепко, на всю жизнь,  можно только в молодости, да ещё к тому  же в молодости  трудной,  полуголодной. Делились  всем: платьем и куском хлеба, а потому и привязались девчата друг к другу так,  что  крепче всякого родства  были отношения.
     Потом, уже на Украине,  мама бережно перебирала старые фотографии, на которых девчонки в форменных платьицах  смотрели так  открыто и весело… С  такой надеждой смотрят в  будущее только в молодые годы…
     Фотографий  было много. Мы с сестрёнкой  часами просиживали за ними, проверяя свою память: «Это Тоня… А это Галя… А это Тамара… Катя… Аня… Вера…» Мама часто и охотно объясняла нам, кто снят на фото,  мы   любили мамины рассказы о Мурманске. О полуголодном существовании мамочка говорила всегда весело, никогда на жизнь не сетовала, в каждой подруге своей находила что-то совершенно необыкновенное. Так что мы  заочно уже любили всех  героев  маминых рассказов. И  любили Мурманск, который не сходил с маминых уст:
      – А вот  в Мурманске… Когда мы жили в Мурманске… Когда из Мурманска переехали… Когда я в Мурманске на рыбоконсервном комбинате работала…
      Каждый день открывалась нам с сестрой какая-то страница  жизни в городе, в котором мы родились и который  не запомнили,  потому что уехали родители на папину родину, на Украину, когда нам с сестрой было два и  три года.
      Мурманск… Мурманск… Название города и любовь к нему, впитанная, наверное, с молоком матери, входили в мою жизнь, навсегда поселяя в моём сердце ностальгию: Мурманск… Мурманск… 
       Когда мне было пять лет,  судьба  наградила меня роскошным подарком. Мама взяла меня  с  собой,  отправившись  навестить родной город… О,    какие  незабываемые  , яркие впечатления получила  я  тогда… Эти воспоминания  бережно хранит моя память. И  одно из них: ночное  путешествие по Мурманску…  Мы ехали с Жилстроя в район Семёновского озера,  троллейбус вдруг остановился – сломался… И мы   с мамой   шли пешком по ярко освещённым  улицам,  а за нами  шла  целая толпа курсантов морского  училища,  они  смеялись,  слышен  был  звон гитары. А   когда мы   вернулись к родственникам,  то опять я слышала,  как  под окном звенела гитара… С  той поры   троллейбусы  стали  мне дорогими и  близкими существами, а  звук гитары   обволакивает  сердце  светлой грустью и  наполняет  безудержной  радостью…
     Мурманск, Мурманск… Мурманск, в который мама приехала, когда ей было четырнадцать лет,  одарил её  не только верной дружбой. Не только профессиональным становлением ( мама после ФЗУ работала на рыбоконсервном комбинате сначала рабочей в жестяно-баночном цехе, потом  мастером, была избрана секретарём комсомольской организации – её справедливость и общительность создавали ей  среди сверстниц непререкаемый  авторитет). Мурманск одарил маму светлым чувством  любви…
     Первая любовь… Как правило, люди расстаются, а потом вспоминают с горечью: «А счастье было так  возможно…»
     Я  узнала историю маминой любви не   через те задушевные длинные беседы о Мурманске, которые так любила в детстве   и  которые так сближали меня с мамой. Уже  будучи  взрослой женщиной, услышала от мамы короткие фразы… Недосказанные, горькие. В минуту,  когда в житейской суете закипала вдруг обида на отца, мама всегда говорила: «И зачем я уехала из Мурманска?» В последние годы фраза эта повторялась всё чаще и чаще. Я  умом и сердцем понимала,  что за  этими словами скрывается что-то,  чего я  не знаю…
     Мамина тайна была  доверена  мне уже незадолго до маминой смерти…
     Мама полюбила, как в песне: «Парней так много холостых на улицах Саратова…» Полюбила женатого… Наверное, полюбила на всю жизнь,  судя по тому, что свою  тайну мама хранила свято и ни разу не назвала мне имени  этого человека. Я представляю себе по отрывочным маминым полунамёкам-воспоминаниям, как стояли они на улице Мурманска в промозглый осенний  день ( почему-то именно в осенний,  предзимний: холодный порывистый ветер, нудный моросящий дождь), смотрели друг другу в глаза, и он, взрослый человек,  обременённый семьёй,  общественным положением, ждал от худенькой тоненькой девчушки решения своей судьбы. Мама сказала: «Нет». Эта мамина врождённая справедливость, за которую любили её  подруги,  необъяснимая русская праведность не позволила ей  разбить  чужую семью:
    – Нет, на чужом несчастье счастья не построить…
    О,  мамочка  всегда была мастерица на народные  пословицы и поговорки, недаром мастер в училище  частенько говаривал:
    – Ну, Машкова,  ты  у нас  просто Живое Русское Слово…
    Только ведь сердцу не прикажешь: полюбило, а разлюбить – не в силах. Ни разлюбить, ни забыть… Машковы, видно, все однолюбы были…  Ведь и отец у Милюшки так  же после смерти первой жены  полюбить никого не смог…
      И я  представляю себе  длинные  мурманские лесенки, по которым спускалась мама  после того последнего свидания, в слезах и отчаянии…
Мурманские лесенки
        длинные, как жизнь…
 За перила крепче
        ты, душа, держись:
 Мурманские лесенки
        скользкие, как жизнь…
 Ах, как будет больно –
        головою вниз!
 Мурманские горочки –
        каблуки скользят…
 Под порошей лёгкою –
        ледяной накат…
 Мурманские улочки –
        горький вкус рябин…
 Кто-то в этом городе
        был тобой любим…
     Хотела, было,  Милюшка  и замуж совсем не выходить… Сказала подругам, что возьмёт из детского дома ребёнка на воспитание. Ведь девчата  уже обзавелись семьями,  детишек нянчили. Однако судьба распорядилась по-своему. Милюшка вышла замуж,  чтобы повторить судьбу пушкинской Татьяны: «Но я другому отдана, я буду век ему верна…» Материнское начало взяло верх над чувством невозможной любви. Мамочка вышла замуж за отца с намерением свить гнездо,  вырастить детей и дать счастье полюбившему её  человеку… Она не знала ещё  тогда,  что счастливая семья может быть построена только на фундаменте любви…
      Никогда, никогда не осуждайте своих родителей! Я говорю это, склоняя голову перед мамиными страданиями,  перед отцовскими запёкшимися в сердце слезами… Моя вечная обида и укор родителям: «Почему уехали из  Мурманска?» – это моя  вечная вина перед ними… И моё осуждение за  их крупные и мелкие ссоры – это тоже моя вина перед  родными и  дорогими людьми…
      Я  хожу по  улицам Мурманска, смахивая с глаз непрошеные слёзы, и вспоминаю рассказы   мамы о   нашем с сестрёнкой  появлении на свет  в этом самом дорогом для меня городе, в который  я приезжаю так, как приезжают на свидание к любимому человеку… 
       В Мурманске   мама  и отец  провели  лучшие годы своей жизни…
       История   отца – это повторившаяся множество раз история  человека многострадального двадцатого века. Часто приходилось слышать парню в спину:
       – Не доучился… Будет всю жизнь  батрачить… Отец-то у него  «враг народа»…
       – А что  у Виталия отца оправдали,  так это ещё  бабка надвое сказала… Слышь,  и при Сталине без разбору не сажали,  видно,  не того… Видно,  виноват был отец, вот и загремел на лесоповал…
       –Яблоко от яблоньки…
       – Отец на Севере сгинул,  так и сыну туда дорога…
       – Голь перекатная, в кармане вошь на аркане… Какая девка-то за него пойдёт…
      И доброе  слово за спиной тоже звучало, и в глаза люди  хорошие слова говорили, по достоинству оценивая настырную основательность,  умелые руки паренька. Жалели его сиротское детство… Только ощетинивался парнишка, не верил уже и добрым людям, всё больше замыкался в себе, становился нелюдимым, сильнее хмурил брови, молчал, хотя от природы любил весёлую шутку и острое словцо. Сторонился всех и хотел казаться незаметным, хоть парень был видный: высокий, широкоплечий,  черты лица крупные, под  чёрными  бровями карие глаза – девчата на молодёжных вечеринках подсмеивались над нелюдимостью и застенчивостью Виталия, а сами втайне заглядывались на него.
     Один  только раз за жизнь отогрелось сердце отца возле мамы. И  это  было в Мурманске. Ходил отец  тогда в море  - рыбаком-рабочим на траулере, завидовал тем, кого на берегу ждали, встречали, кому с радостными глазами бросались на шею жёны и невесты. Сам на девчат боялся глаза поднять, а друг по вечерам рассказывал о своих победах над женскими сердцами…  Душа ныла: где она, единственная,  родная, которая ждать будет верно, любить преданно и вечно…
     Товарищ его давно говорил о девчатах с рыбокомбината: дескать, есть там и для  тебя, Витька, невеста. Вот в один из  заходов  траулера в порт и пошли знакомиться. Товарищ-то со своей подругой уже и заявление подавать собирался, со всеми её подружками и Виталия познакомил. Тот на Милю и внимания поначалу не обратил: малюсенькая, как подросток, чёлка на глаза лезет, худющая,  большеротая, на смех всякого поднимает. Подумал,  что пигалица эта, наверное, чья-то младшая сестрёнка. А пригляделся потом,  да узнал Милину историю – сердце защемило. Вот она, душа родная, без отца и матери намыкалась. Тоже, небось, несладко одной, хоть и не жалуется никому, да глаза выдают: горечь в них, хоть и смеётся   задорнее и звонче всех.
     Никаких ухаживаний и признаний не было: через неделю пошёл с другом свататься. Перешагнули порог… Миля как раз стирала – руки в мыльной пене.  Подняла голову:
      – Привет! Вы чего?
      – Замуж за меня пойдёшь? – тут же  брякнул без вступления Виталий, потому как и без вступления еле  себя  пересилил и отважился заговорить. Хотел зажмуриться,  представляя себе, как Милюшка захохочет сейчас и отбреет  его насмешливым словцом.
И услышал  вдруг…
      – Пойду, – очень серьёзно  ответила  Миля, вытирая   фартуком мыльную пену с рук.
      … Писал письма ласковые с моря,  любил свою суженую, как умел: молчаливой, застенчивой любовью. Эти письма мы с сестрёнкой обнаружили в ящике гардероба, перевезённого родителями из Мурманска. Когда мы были маленькими, гардероб казался  нам страшной громадиной. Возле него мы обычно стояли с сестрой после шкодничанья: Оля насупившись, а я с причитаниями,  которыми  хотела побыстрее вызволить себя из скучного стояния: «Мамочка, прости, я  больше не буду!»
       Странно,  потом, когда выросли, ничего грандиозного в размерах гардероба мы уже не  находили. Так, обыкновенный  шкаф… Вот в этом «обыкновенном» шкафу и были обнаружены «необыкновенные» письма. Наш молчаливый, хмурый, замкнутый отец признавался маме в любви, просил беречь дочек… Я знаю,  что чужие письма читать грешно,  но я  благословляю тот миг,  когда  мы  с сестрой  впервые  залезли в эти трогательные письма, чтобы на всю жизнь усвоить мудрый урок: настоящую любовь прячут от посторонних глаз, не выставляют напоказ. Но мы как раз были не посторонними…
      Мамочка милая! Дорогой мой отец! Простите нас, глупых малявок, за эту «шкоду». Мы залезали в шкаф тайком много раз и перечитывали папины письма. Мама их бережно хранила – письма с моря… А потом однажды после ссоры  родителей  письма куда-то исчезли…
       Письма с моря… Только не полюбил   папа  море,  рвался вернуться на Украину, в родные места. Сюда, на Север,  забросила  его солдатская служба, да  задержала  семья…
Уговаривал  маму   уехать в тёплые края. А мама не соглашалась – прикипела к Мурманску   всей  душой, корнями вросла…
      Рождение второй дочери ( меня)  в конце концов  решило судьбу семьи. Я появилась на свет  слабенькой и болезненной,  не помогло  даже  моё  переименование: мама  называла меня  Любовью,  отец, вернувшись с моря, назвал Валентиной –  наверное,  чтобы росла сильной и здоровой. А я всё болела и болела… Мама замучилась со мной, и врач после  моего очередного воспаления лёгких твёрдо и решительно заявил маме:
      – Если хотите сохранить дочери жизнь, уезжайте на юг. В Мурманске она не выживет.
      Отец   уже   поехал на Украину, начал там обосновываться в надежде на приезд семьи. И тогда мама приняла решение: ехать вслед  за мужем, спасать дочь… Так навсегда был оставлен Мурманск…
       Был вокзал. Были слёзы. Были друзья, которые уговаривали не уезжать навсегда, вернуться, когда здоровье дочери войдёт в норму. Говорили все сразу, наперебой:
       – Не уезжай с концами….
       – Виталий  вернётся сам потом…
       – Да поправится  Валюха…
       Я, видимо, сопела у мамы на плече и бессознательно впитывала эту атмосферу прощания, заражаясь ностальгией по городу. Не удивительно, что дальше родилась ничем не объяснимая для  девочки мечта о Мурманске и о море…  Прихлёбывая    чай с малиной и липой ( опять простуда!), радуясь,  что не надо идти в школу, я читала    книгу Анатолия  Мошковского,   слыша  гул Баренцева моря…
«Чем ближе подходили они к проходной, тем явственней долетал до них грохот волн в губе. Он нарастал, становился все отчетливей, и уже можно было различить шипение пены и удары брызг о пирс.
   — Папа, — спросила Маринка, — а море может замерзнуть? Что будет, если оно вдруг покроется льдом?
   — Не замерзнет, — сказал отец, — сюда заходит теплое течение.
   — А этот маяк на сопке не погаснет? Ведь такой ветер!
   — Нет. Не погаснет.
   — Ну, а если такой мороз нападет и такой ураган налетит, тогда море замерзнет, а маяк погаснет? Ну, скажи.
   Отец кашлянул и крепче сжал ее руку.
   — Все равно не погаснет. И не замерзнет».

   
   И я знала,  что не погаснет и не замёрзнет моя  любовь к этому суровому морю, на берегу которого стоит мой  родной   город.  И хотелось  плыть по  этому суровому  морю на корабле! Решено было: стану моряком. Смешной и неосуществимой была эта   детская мечта – стать моряком. При таком-то здоровье… Да и не  брали тогда  девчонок в мореходку,  другие были времена.  Но  как  же я  хотела,  чтобы  в мою судьбу снова вернулся Мурманск!
        Когда я закончила восьмой класс, мама не отпустила меня учиться в Мурманск: ведь  уже не было в живых её родного брата, который мог бы  поддержать племянницу в незнакомом  городе… Родной незнакомый город,  как  же я  мечтала о встрече с  тобой!
        И всё-таки, спустя годы, я  уехала на Север.  В Мурманске  жить не пришлось,  но свидания с  моим родным городом каждый раз   бередят  душу. Я  обращаю взгляд в молодость моих родителей. Я вижу те старые  двухэтажки на Жилстрое, в  одной из которых жили мои родители…
Ряд старых двухэтажек на Жилстрое –
Следы истории, другого   бытия…
В подол вцепившись мамин, я с сестрою
Давным-давно здесь, в Мурманске, жила.
Мелькнуло  время золотой  жар-птицей,
Судьбы обозначая лёгкий след,
В подвалах памяти вдруг всплыли лица
И голоса людей, которых нет.
Меня мой старый Мурманск снова встретил
Троллейбусами, снегом, суетой,
И на Пяти углах колючий ветер
Вдруг ласково мне прошептал о той,
Что здесь жила, любила, песни пела
И писем с моря каждый день ждала…
Она как будто не жила – летела,
Над  нами  расправляя   два крыла.
Я всматриваюсь в маминых подруг,
Они мне с каждой встречей всё дороже,
И  кажется, и  чудится мне вдруг,
Что мамин голос где-то слышу тоже…
Седые волосы и тёплый взгляд,
Что излучает доброту и свет…
Опять мне Мурманск передал, как брат,
Из молодости маминой привет.
     Я иду по родному городу, подаренному  мне мамой…   На улице Подстаницкого  на меня пахнуло ветром  поэзии. Саша Подстаницкий, поэт,  погибший в Великой Отечественной войне, сочинивший самое трогательное признание в любви своему ( и моему!) родному городу, сказал всё-таки не все слова… Я доскажу, допою, долюблю… И за маму, которая подарила мне этот город…

И Ангелом Господним  я   хранима,
И  городом, в котором родилась,
Я  с Мурманском душой срослась  незримо,
И с каждым годом крепче эта связь.

Он  поднимался, жил, с ветрами  споря;
Выстраивал на рейде корабли,
Он усыпал  под грозный рокот моря,
Прильнув к груди неласковой земли.

Путь  кораблей был  долгим и опасным,
Ревели штормы яростней и злей,
Но  моряков хранили от несчастья
Молитвы  тех, кто ждал их на земле.

Гудят причалы, трудятся, как прежде,
Поэты пишут строки о любви,
Живёт мой город с верой и надеждой,
Слагая песни новые свои.

И звуки  чистых  колокольных звонов
Соединяют новь и старину,
За красные кровавые знамёна
Трёхцветный флаг снимает с нас  вину.

Среди  высотных  зданий   современных
И   Спас-на-водах  лебедем плывёт.
О, будьте, моряки, благословенны!
И  да  хранит Спаситель  русский флот!

К великим просветителям славянским
С поклоном низким в Мурманске идут:
Их слово  охраняет наше братство
Во дни раздоров пагубных и смут.

В гранитных сопках  встал  солдат Алёша –
Над городом он  вечный часовой,
Его передовая,  долг  и ноша –
Клочок земли, суровый, но родной…

Я  вновь, как  на  свидание, к тебе,
О Мурманск! Память, и любовь, и вера…
Спасибо, что ты был в моей судьбе,
Мой город, мой собрат, мой  дом, мой  берег!
               
                Мурманск,  2006 год.

Фото из Интернета.