Встречая тот далекий 1954-й!

Лев Конторович
Подумать только, пол века прошло! Но как хорошо все помнится.
Порою забываешь то, что случилось два-три года назад, а встречу того далекого 54-го
помню и поныне!

Я учился на 3-ем курсе РКВИАВУ им  К.Е. Ворошилова (филиале Военно-воздушной Академии имени профессора Н.Е. Жуковского). Мы с другом Андреем, тоже младшим техником-лейтенантом, снимали комнату за 300 рублей в месяц. А было это в советском тогда городе Риге…
Квартира, в которой мы снимали комнату, располагалась в доме на улице Ленина 150.
( Думаю, что в любом большом городе была улица с  именем вождя пролетариата)
В квартире, было, пять комнат, три из которых занимала семья нашей хозяйки-Александры Ивановны Гребень, а две другие - семья Медяник.
В большой комнате располагались супруги Гребень с матерью (сейчас уже не помню, была ли это мать нашей хозяйки или ее мужа), а в проходной комнате размещался  непутевый сын семейства - Генка Гребень. В нашу узкую, как кишка комнатушку, можно было попасть только через комнату этого отпрыска.
Семью Медяник представляли - потомственный моряк, капитан Константин Аристархович, его жена Александра Денисовна, работавшая в пароходстве. Кроме того, у них жила племянница-студентка, приехавшая учиться из Батуми. Во второй комнате, принадлежавшей этой семье обитал сын Константина Аристарховича от первого брака-Рудольф.
Приближались новогодние праздники, а мы с Андреем не знали где и как будем их отмечать. Получилось все как-то неожиданно. Наши хозяева ушли отмечать Новый год в гости, и мы решили, что нам никто не помешает отметить праздник в стенах своего временного дома!
Компания намечалась небольшая: мы с Андреем, да соседка-студентка пригласила своих сокурсников-девушку и парня. … Две с половиной пары. Кто-то должен быть еще?!
До знакомства с Андреем, я сдружился на курсе с хорошим парнем-Женькой Поповым (был он родом из Калинина-теперь Тверь) и его земляком из деревни Завидово - Виктором Завидовым!
Завидов поступил к нам с 3-го курса института, а мы пришли со школьной скамьи.
Так вот этот Завидов, как говорили в авиации, давал нам «провозные»…
Ноябрьские праздники 1952-го мы уже отмечали в компании  бедовых арзамаских девчонок. Дома они закончили плодоовощной техникум и по назначению приехали работать в рижский плодовощторг. Честно скажу, что в Москве у меня не было практически никакого опыта общения с женщинами. Да и хорошей, верной девушки тоже не было. Была только детская безответная любовь к Изольде- девчонке с нашего двора!
В компании арзамаских девчат было просто и весело, но не совсем уютно.
Я был из простой семьи, получил неплохое воспитание и главное жил и учился в Москве!
Правда, я никогда не кичился этим. Хотя по жизни не раз убеждался в том, как порою заносчиво ведут себя «москвичи» и как их не любят по всей России…
И все же в этой новой компании я был «не в своей тарелке»…
Однажды в комнату, где отмечала очередной праздник наша дружная компания, забежала светловолосая девушка, которая была несколько старше наших подруг и они ее величали Софьей Карповной.
Как я узнал позднее,  работала она заместителем главного бухгалтера в той же «конторе», что и наши арзамаские подружки  и жила по-соседству…
Мы почти хором предложили ей остаться за праздничным столом, и она согласилась…
Вскоре я узнал, что Софа (так я стал называть новую знакомую) из Томилино и недавно закончила Плехановский. Так в далекой Риге я встретил  свою землячку (Ведь Томилино-прекрасное дачное место под Москвой!)
До сих пор не знаю, зачем я понадобился этой (как потом оказалось, прошедшей уже «огонь и медные трубы») женщине?! Но я-то влюбился по-настоящему, а она крутила «мальчиком» как хотела…
Вот эту мою  «подружку» я решил пригласить встретить Новый год. Она почему-то сразу согласилась. Когда же  я поехал за нею, стала отказываться и не хотела ехать. Я уже привык к ее постоянным «фокусам» и как мог, старался уговорить.… В конце концов, я привез ее в нашу с Андреем обитель.
С самого начала у Софы разболелась голова, и она понуро наблюдала, как девчонки накрывают на стол. Когда все было готово моя подружка вдруг вспомнила, что забыла
прихватить мандарин (в те годы это было редкостью), и скомандовала: « Лева, бери ключи и привези  мандарин, там, в ящике под кроватью!» Я через весь город помчался выполнять указание…
Слава Богу, успел (оставалось пол часа до полуночи). И тут Софочка заявляет: «У меня так болит голова, что я не смогу сидеть за столом!». Что было делать, мы уложили ее на мою кровать, а я закрыл комнату на ключ, который положил в карман. Теперь ее уже никто не побеспокоит!
Софья Карповна мирно спала в нашей комнате, а наша компания в проходной комнате весело встречала 1954-й год…
Не знаю, как это случилось, но я впервые заинтересовался соседкой. Звали ее Рита.
За прошедшие 3 месяца (вселились мы в квартиру в конце сентября) я иногда встречал ее в коридоре. Маленькая, худенькая девушка в каком-то теплом халате почти до пят, быстро пробегала мимо меня. Только тогда, за новогодним столом я разглядел ее. Прежде всего, мне понравилась ее скромность и в то же время какая-то не женская твердость (если сказала  «нет», то нет, если сказала «да», то да!)
Только через несколько дней после этой незабываемой встречи Нового года, я понял,
что в моей жизни произошло важное событие. Мы с Ритой крепко подружились и постепенно стали близкими людьми.
Я, наконец, нашел человека, который не помыкал мною, а ждал с радостью каждую встречу… Все наше свободное от занятий время мы старались проводить вместе: ходили в кино, театр; летом ездили на Киш-озеро и Взморье, а зимой на каток.
Узнав о наших отношениях, Софочка стала названивать Рите по телефону  и отговаривать ее от дружбы со мной, говорила какой я нехороший человек…
Надо отдать должное Рите, которая не поверила наветам и сразу же сообщила об этом мне.
Оказалось, что звонки Софы сыграли не в ее пользу. Мы с Ритой стали еще ближе.
Мне было действительно хорошо с ней. Говорят, что от любви «теряют голову».
Может быть, в каком-то смысле это было так. Но очередную, самую, пожалуй, сложную сессию, я сдал исключительно на «отлично»! Хочу заметить, что отличником я не был!

После летней сессии мы разъехались на каникулы: Рита уехала к родителям на Зеленый Мыс, а я в Москву…
Андрею ехать было некуда, и я взял его с собой. Там он доверительно сообщил моей маме о  Рите. До этого родители не знали о моих серьезных намерениях.
В конце августа  отец собирался  отмечать  пятидесятилетие. А я после отпуска должен был ехать на практику в Таллинн. И вдруг приходит телеграмма от Риты: «Приезжай».
Для меня этого было достаточно, чтобы я поменял билет и срочно выехал в Ригу. Родители, конечно, были недовольны. А отец в сердцах заявил: «Если женишься, на порог не пущу!» ( Кстати, когда в конце октября 1954-го мы поженились, первым, кто прилетел в Ригу, был мой отец! Рита ему очень понравилась и он поспешил обратно в Москву, чтобы успокоить мать…)
Когда-то я услышал шуточную фразу: «Судьба играет человеком, а человек играет на трубе…».
Играл ли я на трубе в ту новогоднюю ночь, трудно сказать?! Но судьба подарила мне на всю жизнь верного друга.
Несколько лет тому назад я  написал:

   Назвав жемчужиной дитя
   Отец отметил твою ценность
   Порою сомневался я,
   Но жизнь-то –строгая судья
   Ее вердикт: ты – драгоценность!!!

В Новом , 2004 году  мы с Ритой будем отмечать «золотую свадьбу». Пролетели пол века совместной жизни, выросли внуки, а мы- настоящие дедушка с бабушкой!
А началось все с встречи того далекого, теперь незабываемого Нового года!!!

                31.12.2003г.