Мурафа и Мерефа, гидронимы и топонимы - этимология

Сергей Колибаба
Время убивать, и время врачевать (РАФА);
     время разрушать, и время строить
            Екклесиаст 3:3

На Украине есть два населенных пункта с названием Мурафа,  в Харьковской  и Винницкой  области, река Мурафа, приток Днестра, Винницкой обл., а также город и река Мерефа (Харьковской обл.). Расстояние между двумя крайними объектами нас интересующими (Винница-Харьков) примерно равно 650 км, на этой территории с XV-XVII вв. фиксируются перечисленные выше имена, что однозначно говорит о едином языке социально-религиозного пространства (единое ономастическое пространство).  Заявленные топонимы и гидронимы содержат отчетливо выраженную группу согласных букв (знаков)  – М.Р.Ф. (М+Р.Ф.), мы можем предположить, что  это корень слова, на этом основании мы и построим наше этимологическое  исследование.  Цель – установить язык и смысл гидронимов и топонимов, в русском языке они не имеют СМЫСЛА, нет также каких-либо подобных понятий, по которым можно восстановить содержание терминов.

Без правильного истолкования названий местности, топонимов, гидронимов, имен и  терминов невозможно найти ответы о деятельности, быте и нравах заселявших эту территорию людей, теоретически, все, что человек пишет или к чему он прикасается должно давать о нем сведения. Описать имя, термин, значит, оформить из чего-то непонятного, в нечто конкретное и ввести эту информацию в сознание людей; в историко-лингвистических работах затрагивающих период средних веков мало конкретного и много сказочного.
 
Форма (имя)  и содержание имени (понятие), разные стороны одного и того же предмета,  второстепенное и главное, с точки зрения философии имя (термин) – форма, способ существования понятия о вещи. Содержание имени – главная особенность предмета, показывающая его развитие и определяющая его качественные свойства, однако тогда должен действовать древний общий закон – «все течет и изменяется». Следовательно, имя приобретает множественность, и проникнуть в его суть  – невозможно, но в природе закон «все течет и изменяется»  работает до определенного предела – до элементов, свойства элементов: атомов, молекул – не меняются. Если мы используем это обстоятельство в отношении слова, то станет ясно, что "первокирпичик" слова (его атом) – корень, должен оставаться без изменения; корень – общая часть родственных слов, словообразовательное гнездо.

1) Существующая этимология

а) Сайт http://www.v-stetsyuk.name/ru/Topo/Iran.html
г. Мерефа в Харковськой обл. – общ. иран. mar- /mer- «мертвый, умирать» и перс. afy «змея».
с. Мурафа неподалеку Богодухова Харьковской обл. – mor/mur/mar и afi/api в иранских языках имеют одинаковое значение “змея”.

б) 2.1. Индоевропейские гидронимы Левобережной Украины, сайт http://rummuseum.ru/portal/node/86

17) Мерефа (Марефа, Марефе, Марехва) – «река, левый приток Можа (Мжи; бас. Сев. Донца). Научного пояснения нет. Считают, что она принесена из Подолии, с берегов Мурафы» [24, c. 226]. – Последнее вряд ли, но вот связь с тем же корнем, что и в словах Мерло, Морава, Мурафа, а также с группой гидронимов на -kva вполне очевидна. Сравним еще с индоевропейским корнем *H;- - ‘дуть’ [1, с. 677], здесь, вероятно, в значении «болотный запах».

в) Википедия (детский лепет, и чему она только научит?)
«Существует две теории происхождения названия села Мурафа Харьковской области. В былые времена на территории слободы существовала крепость. За стенами которой правил полководец Афа. Вот так и назвали мур Афы. Так же есть предположение, что на этой территории росло большое количество травы «мурава», в народе называемой «спорыш», официальное название которой «горец птичий»».

г) Обобщение и выводы

Исследователи  нам предлагают следующие смыслы: иранский – «мертвый и змея», индоевропейский – «дуть» и «болотный запах», по Википедии -  «полководец Афа», трава «мурава». Авторы этих этимологий никак не объясняют приведенную ими терминологию, официальной версии терминов МУРАФА и МЕРЕФА – нет; «иранцы»  и «индоевропейцы» здесь не жили.
На всякой реке есть болотистые участки, они отличаются размером, если БОЛОТО занимает значительную часть поймы реки, то естественно этот факт надо увязывать  с именем, однако на перечисленных реках НЕТ БОЛОТ, только отдельные незначительные  болотистые участки. 
Термины «мертвый», «змея», «полководец Афа» явно не раскрывают СУЩНОСТЬ понятий МУРАФА и МЕРЕФА – случайно подобранные слова.

Вывод
Этимологии гидронимов МУРАФА и МЕРЕФА – нет, целесообразно обратиться к языку идеологии иудеохристианства - ивриту, ведь эти территории изначально входили в состав Хазарского каганата, затем их начали заселять христиане.
 
2) Логика
 
Мы знаем, что термины МУРАФА и МЕРЕФА обозначают малые РЕКИ и ПОСЕЛЕНИЯ людей на этих реках, населенные пункты сформировались примерно в один исторический период,  во время колонизации Дикого Поля; упоминаются в источниках с конца XVI века. Реки Мечек и Мерефа (на них стоят поселения) упоминаются чуть ранее, в Книге Большому Чертежу (1550): «А по левой стороне Муравскои дороги до верх речки Марефы верст з 20; а Марефа пала в реку в Мож. А от Марефы до верх речки Балгирев верст с 8; а речка Болгирев впала в Мож».

а) Мы выделили  предполагаемое СОДЕРЖАНИЕ  терминов МУРАФА и МЕРЕФА, оно должно быть как-то связано с ГИДРОЛОГИЕЙ РЕК и нести смыслы: река, ручей, болото, источник, качество воды и т.д. 

б) Наша первая физиологическая потребность - вода, человеку для того, чтобы он жил и что-либо производил, создавал, нужно определенное количество чистой питьевой воды. Первое упоминание о важности питьевой воды мы находим в Библии - "Посему источник тот назывался: "Беэр-лахай-рои", источник живого видящего меня" (Быт.16:14); Моисей делает воды источника Мерра (горечь) - сладкими (Исход 15:23); по источникам устанавливались границы поселений, они служили ориентирами для путников, караваны ходили от источника к источнику. Колодцы, источники, ручьи, ключи, реки издавна почитались, у рек и источников строили церкви, монастыри; любой город в своем основании имеет село расположенное у питьевого источника и часто получал своё имя от источника или реки.

Итак, если на этих МАЛЫХ реках созданы ОДНОИМЕННЫЕ поселения, то гидронимы и топонимы,  могут указывать на КАЧЕСТВО ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ (реки или источника) или на какие-то ОСОБЫЕ СВОЙСТВА питьевой воды – очень важные для людей здесь живущих. В терминологии  воду обладающей ОСОБЫМИ СВОЙСТВАМИ, влияющей на здоровье (жизнь) человека обычно называют – ЛЕЧЕБНОЙ (святой) или МИНЕРАЛЬНОЙ (в современной лексике); если нам удастся СОВМЕСТИТЬ понятия гидрологии, еврейского языка и установить наличие МИНИРАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ в населенных пунктах, на реках, или поблизости, то наше предположение станет научным фактом.   

3) История поселений и гидрологические особенности
 
а) Село Мурафа Краснокутского р-на, Харьковской обл. находится на реке Мерчик (приток реки Мерла); источник сероводородной минеральной воды «Мурафа».

Архиепископ Филарет (Д.Г.Гумилевский) в «Историко-статистическом описании  Харьковской епархии (1857-59) сообщает: «В нынешнем 184 (1676) г. … бил челом Вел. Госуд. Его Царскому Вел… подал челобитную Уманский и иных Заднепровских городов черкасов полковник Никита Сененко, а в челобитной их написано: в нынешнем-де 184 (1676) г. пришли мы Вел. Госуд. Его Царского В-ва в новоопостроенный город Мурафу на слободу с женами и детьми под Его В-ва Государя руку 260 человек на вечное житье… Государь укажет, чтоб у них с старыми Мураховскими жителями о льготе споров не было…

Мы уже видели, что население Мурафы увеличилось в 1676 г. 260-ю человеками, перешедшими из Умани; за то не раз Мурафа терпела и разорение. В 1669 г. января 5 «приходили Татарове к Мурафе и многих людей побили и в полон поимали; а от Мурафы те Татарове пошли вверх по Мерчику к Богодуховской гати». Татары нападали на Мурафу и в 1679 г.»… «Первый храм св. Николая построен был в Мурафе около 1675 г. Николаевский мураховский священник Фома Михайлов известен по купчим Хрущовой Никитовки 1677 и 1693 гг.».

Гидрологическое описание местности, http://www.guide.kharkov.ua
«На левом берегу Мерчика, у моста, виден колодезный сруб в виде журавля - источник сероводородной минеральной воды «Мурафа», гидрологический памятник природы, известен давно, в 1866 г. здесь была открыта небольшая водолечебница. Проведенные в 1970 г. анализы мурафской воды показали, что она близка к «Березовской» и кисловодскому «Нарзану».


б) Река и село Мурафа, Шаргородский р-н, Винницкой обл.

Село Мурафа
В 1580-х гг. земли при впадении речки Клекотины в Мурафу приобрёл снятынский староста князь М. Язловецкий, он заложил местечко, вначале оно называлось Райгродом, затем Новогродом, потом Клокотином и наконец Морахвой; в 1629 г. Мурафа была пограничным городом Подольского воеводства (607 жилых домов, 3000 жителей). Первое упоминание еврейской общины Мурафы в респонсах львовского раввина Авраама Коэна Раппопорта датируется 1647 г. и связано с жалобой общины Бара на еврея-доносчика (ивр. мосер - доносчик) из Мурафы. В ходе польско-казацкой войны Мурафа была разрушена, население бежало или было уничтожено, по переписи 1661 г. – 10 домов.

Река Мурафа
http://nado.znate.ru/, авторы ссылаются на Географическую энциклопедию Украины,1989 и
Украинскую советскую энциклопедию, Т. 7., К., 1982, с. 175 (тест авторов)

«Интересными объектами природы есть источники - подземные реки по берегам Мурафы. Возле села Носковцы на левом берегу реки в урочище Тартак есть два источника подземной реки, вытекающие из известняков с большой скоростью - до 20 м / мин. Ширина их русел достигает 1,5 м. Это так называемые усиками колодца. По КАЧЕСТВУ ВОДЫ они не уступают знаменитой "Регине" (природная гидрокарбонатная столовая минеральная вода Винничины, разливается с 1898 года). Эту воду когда-то набирали и везли в Петроград по просьбе больного поэта С. Я.  Надсона.  Предоставлении, что два года проживал в селе Носковцах в имении помещицы-меценатки Ю.С. Пащенко. Вода была лечебной для поэта.
В 1,5 км от этого места, вверху, находится урочище Безова долина, в которой есть небольшой источник с хорошей водой, и ручей, впадающий в реку.
Интересным источником, питает реку Мурафу, есть на правом берегу ручей, вытекающий из подземной реки в урочище Гуральня, что возле села Майское. Вода здесь также ВЫСОКОГО ВКУСОВОГО КАЧЕСТВА. До революции здесь был спиртзавод-винокурня. Далее, через километр от винокурни над трассой Жмеринка - Шаргород, у мельницы, на этом же берегу есть еще один источник-колодец, питающий Мурафу. Вода имеет высокие вкусовые качества. Старожилы с. Майского рассказывают, что раньше евреи из с. Станиславчика и г. Жмеринки приезжали сюда брать воду на чай».

в) Город и река Мерефа

Город Мерефа (имя, очевидно, получил по реке) находится на реке Мерефа в месте впадения её в реку Мжа (левый приток), на территории города в реку Мерефа впадает река Ржавчик (!, в воде железо). К северу от Мерефы в 25 км находится известный бальнеологический курорт «Березовские минеральные воды», верховья реки МЕРЕФА  примерно в 3-4 км от курорта. Храм и целебная «чудодейственная» купель на месте обретения иконы Озерянской Божьей Матери (село Озеряна за окраиной Мерефы).

Справка
Одной из особенностей Березовской минеральной воды является наличие в ее составе лечебной концентрации органических веществ, что делает ее похожей на трускавецкую Нафтусю. Органические вещества, входящие в состав воды, определяют ее мочегонное и противовоспалительное действия. Поэтому Березовская вода показана при лечении больных с заболеваниями органов пищеварения, при гастритах с сохраненной и повышенной кислотообразующей функцией.

Поселение Мерефа основали в 1595 году казаки с берегов Днепра, на реке Мерефа (длина 25 вёрст), как хутор, который затем стал крупной слободой, известно, что в 1655 году в Мерефе уже имелся храм. Мерефа страдала от частых татарских набегов, наиболее крупные из них произошли в 1668, 1675, 1688, 1693, 1694, 1711.

Архиепископ Филарет (Д.Г.Гумилевский), Историко-статистическое описание Харьковской епархии (1857-59)

«На ровном месте, по обоим берегам речки Мерефы, в 24 верстах от Харькова.
Это один из древних городов Слободской Украйны, который по положению своему на юге поселений имел важное значение. Поныне еще видны остатки бывшей здесь крепости; с востока она защищалась болотом, с запада р. Мерефой… Первая церковь во имя Св. Николая построена была в Мерефе не позже 1655 г.».

Выводы
Итак, историческое и гидрологическое описание рек и поселений, носящих имя МУРАФА, МЕРЕФА  указывает нам на ОСОБЫЕ свойства рек – высококачественную и ЛЕЧЕБНУЮ  минерализованную воду, нам осталось найти соответствующие корни иврита.


4) Терминология иврита и библейские образы

В современном иврите употребляется выражение - РИФУИ ха-МАИМ  лечебные воды; приведем термины в форму близкую к к грамматике иврита, выделим корни -  МЕРЕФА = МЕ+РЕФА; МУРАФА = МУ+РАФА.

а) МЕ+РЕФА
МЕ = транслитерация еврейского термина МАИМ множ. воды, родниковая вода; краткая форма - МЕИ; отметим в голландском языке прямое заимствование – majem вода; русское – мыть (окунать в воду).
РЕФА = транслитерация термина иврита: корень Р.Ф., РАФА, РОФЭ  исцелять, лечить, врачевать, врач, целитель, быть исцелённым, исцеляться, выздоравливать, восстанавливаться; исцелять, восстанавливать; исцеляться, выздоравливать, заживлять.

МЕ+РЕФА = МЕИ воды + РАФА лечить; т.е. лечебные воды.

б) МУ+РАФА =  1. см. выше; 2. транслитерация еврейского термина МЕРАПЭ лекарь, лечащий;  или МАРПЭ лечение, излечение. 3. Первый слог МУ - еврейский термин МУМ, конечное М выпало, что часто бывает при образовании сложных понятий.  МУМ физический (и психический) недостаток, порок, калека, дефект (библейский термин, Левит, Даниил) – т.е. вода, ЛЕЧАЩАЯ физические и психические пороки.

Таким образом, очевидно, что гидронимы и топонимы МЕРЕФА и МУРАФА являются заимствованием из библейского иврита, древние жители этого региона, болгары, хазары, русские и малороссы выделили опытным путем МИНЕРАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ, впадающие в реки.  Большое их количество на указанных реках позволило обобщить это гидрологическое явление и обозначить реки ГИДРОНИМОМ – ЛЕЧЕБНАЯ ВОДА.
 
На Харьковщине (и в Виннице) в восьми районах области минеральные источники выходят на поверхность, популярностью пользуются воды харьковско-верхнекиевских отложений, бальнеологическая ценность которых заключается в благоприятном соотношении концентраций основных компонентов, повышенном содержании растворенной кремниевой кислоты, углекислоты, двухвалентного железа и некоторых других микрокомпонентов.

в) Библейские образы

Пророк Елисей находился в Иерихоне, к нему пришли жители города и пожаловались, что по какой-то причине порче подвергалась ВОДА, которой орошали землю, и все, что сажали и сеяли в Иерихоне, она  убивала. 4 Цар. 2:21: «И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду (МАИМ) сию здоровою (РАФА, целительной), не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия».

Притчи 12:18: «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует (МАРПЭ)».

4 Цар. 8:29: «И возвратился Иорам царь, чтобы лечиться (РАФА) в Изрееле от ран, которые причинили ему Сирияне в Рамофе, когда он воевал с Азаилом, царем Сирийским».

Захария 11:166 «Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха, который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить (РАФА), здоровых не будет кормить».

Иов 5:18: «ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют (РАФА)».

Иезекииль 34:4: «Слабых не укрепляли, и больной овцы (РАФА) не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью.

Иезекииль 47:12: «У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание (ТЕРУФА лекарство)».

В заключении приведем  ещё одну замечательную мысль:
Иеремия 51:9, 10: «Врачевали (РАФА) мы Вавилон, но не исцелился (РАФА); оставьте его, и пойдем каждый в свою землю, потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков;  Господь вывел на свет правду нашу; пойдем и возвестим на Сионе дело Господа Бога нашего».