Новые люди

Васильич
     В августе стало известно, что Мария Ивановна все же уходит со школы. Майские события стали окончательным поводом заняться своим здоровьем. Оставил свой пост Главы села и Леонид Адольфович. Супруги решили, что пенсия и подсобное хозяйство будут им достаточными условиями  для полноценного наслаждения жизнью. Они уже присмотрели в одной из деревень на материке уютный домик, где собирались жить остатки своего бытия. С последней «Кометой» они уедут с острова, и я уже больше их никогда не увижу. Недавно на одном социальном сайте я узнал, что два года назад Мария Ивановна скончалась. Леонид Адольфович живет в Украине у сына, который там нашел себе новую жену после развода с Лилией Александровной.
     Директором школы стал Михаил Васильевич. 1-го сентября, после линейки я поехал с ним в Великогубскую школу за учебниками. В приемной директора находились полки с учебниками, и мне разрешили посмотреть там необходимые книги. Михаил Васильевич зашел в кабинет. Дверь была неплотно прикрыта, и я слышал весь разговор великогубского директора с Михаилом Васильевичем.  Она наставляла молодого директора: «Что самое главное в работе директора? Держать в узде учительский коллектив! И ни с кем не сходиться до дружеских отношений! Если какой-то умник начнет возмущаться, искать справедливость, ты к нему пару раз сходи на уроки. Будет, как шелковый. Если пару раз мало, ходи неделю, другую, делай критический анализ уроков – и в школе будет тишина и порядок! Эта система меня пятнадцать лет не подводит!»
Вскоре на остров приехал Николай Анатольевич - отец Аллы Николаевны. Рассказы Аллы Николаевны о чудо-острове заинтересовали его.  Он около 20 лет был директором школы в одном из сел Горьковской области. А сюда приехал учителем математики дорабатывать недостающие годы до пенсии. В нагрузку Николай Анатольевич получил и труды у мальчишек. С ними он воплотил в жизнь свою давнюю мечту: сшил настоящую лодку. Работа длилась всю зиму, а весной лодку вытаскивали из мастерской через окно. Потом она еще долго служила для ходок на рыбалку. Николай Анатольевич говорил, что никогда в жизни не ставил двоек. Это был очень добрый и спокойный человек. Никогда в гневе никто его не видел. Он с удовольствие помогал молодому директору в подготовке отчетности. Как опытный специалист Николай Анатольевич часто посещал уроки молодых учителей, давал добрые советы. А мне однажды сказал: "Знаешь, я никогда не готовлюсь к урокам. Вся математика у меня в голове. Только это секрет!" И еще он постоянно твердил, что русоведы - самые "пахари" в школе. От математика это лестно было слышать. Через год приехала его жена на остров. Она рассказала такую историю. В бытность директором Николай Анатольевич однажды подходил к школе. В этот день был экзамен по математике у другого учителя. Прошло полчаса после начала экзамена. На крыльце сидел 9-классник и курил. Николай Анатольевич подошел: "А почему мы не на экзамене" "Я уже сдал чистый бланк работы - ничего не знаю", - последовал ответ. "Пойдем!" - скомандовал учитель. Он дал школьнику обыкновенную линейку в 20 см: "Измеришь длину, ширину, высоту спортзала, определишь объем и площади пола и стен. Высоту измеряй по канату!" Через час результаты были готовы, и счастливый ученик получил заслуженную тройку.
     Из Вологодской области приехала Инна Владимировна – учитель начальных классов. Она станет и организатором внеклассной работы в начальной школе. Но на самом деле в работу вовлекутся все ребята. Инна Владимировна – хороший режиссер, и на все школьные праздники дети во главе с ней будут делать спектакли, пользующиеся успехом у жителей села. Я буду помогать делать сценарии, требовательная Инна Владимировна будет десятки раз просить переделать какой-нибудь кусок сценария. Сначала это меня будет раздражать, но когда я увижу спектакли, пойму, что с режиссером спорить не надо.
     Остров входил в привычную зимовку…