Удовольствие

Васильич
Последние дни мая наполнились летним теплом. Солнечные лучи хлынули на остров, обогревая землю и воды Онеги. Еще  осенью мне Мария Ивановна дала пару мешков картошки на семена. Рядом с домом я огородил участок земли, Саид на своем тракторе мне пропахал и продисковал целину. Здесь когда-то находились совхозные земли. На острове находилось отделение Великогубского совхоза, еще в советские времена артель из Абхазии построила красивый животноводческий комплекс на тысячу коров. Проблем с сеном на острове не было. Здесь находились трактора подшефного предприятия – Онежского тракторного завода, и каждый год на сенокосе трудились рабочие цехов завода. Говорят, что совхозная ферма могла напоить молоком Петрозаводск. Сейчас ферма пустует, в начале 90-х годов коров разобрали и забили на мясо, трактора выкупили фермеры, а земля заросла лопухами. Глава поселения кивнул мне: «Бери земли, сколько хошь!» Земля на острове пропитана шунгитовыми породами. Еще в ледниковый период отступающие льды протащили узкой полосой на сотни километров шунгитовую скалу, которая, размельчившись, слоем в полметра покрыла окружающие земли. Эта полоса тянется с Шуньги – материкового села, известного большими запасами шунгита. Все четыре года мы жили на острове со своей картошкой.
     Управившись с огородом, я начал строить баню из бревен, которые мне достались из разобранного здания. Муж Тони был хорошим плотником. Он вместе с моим шурином подняли баньку за неделю, мужики прикатили мне старую дежу с пекарни для горячей воды, и жизнь зацвела всеми удовольствиями. Нижний сосед Володя разрешил пользоваться своей лодкой-кижанкой, и я заболел рыбалкой. Если местные фермеры занимались промысловым рыболовством: ставили сети и капканы, и у них всегда были и сиг, и лосось, то я довольствовался рыбалкой на удочку. Достаточно было отъехать сотню метров от берега к камышам у мелкого островка, и улов был гарантирован. У меня было две удочки и семилитровое ведерко, и редко я возвращался домой без полного ведерка. Крупные окуни на 200-300 граммов, плотва. Иногда и лещ попадался. Рыбное меню стало частым в нашей семье. Это и стало хорошим подспорьем: задержки зарплаты все годы жизни на острове достигали до полугода.
     Население острова летом удваивалось. Приезжали отпускники-дачниками, занимались огородными делами. Новые лица быстро отогнали зимнюю тоску. К соседям приехала молодая красивая женщина. Одета по-городскому. И все мужики с моего дома только за ней и увивались. Праздник продолжался две недели. Маша не отказывалась от предложенной рюмки, но никогда не напивалась допьяна. А когда она уехала, мои соседи приуныли. Первым в город поехал Володя. Приехал оттуда мрачный. Пошушукался с остальными мужиками, и вскоре они рванули на теплоходе в город. Выяснилось, что Маша подарила всем моим соседям гонорею. Еще долго они ездили на профилактику, расплачиваясь за полученное удовольствие…