Прокатилась! Размышления первого лифтонавта

Нина Веселова
Хочется написать что-то тёплое-тёплое и умное-умное, а слова не идут, хоть ты тресни. С каждым, наверное, такое бывает, и нет в том трагедии, главное, переждать неделю-другую. А время, чувствую, не терпит, хоть никто-ничто меня к излиянию и не понукает, кроме собственной совести. Ей хочется предупредить вероятные уколы со стороны недоброжелателей, талантливо делающих из мухи слона. Было ведь, что упрекнули в молчании, когда поднялась неожиданная волна вокруг моего «Счастливого», а я ни сном, ни духом не ведала о творившемся.

Вот и теперь, перелопатив всё на странице ЛИФТа, чувствую сгущающиеся на моём горизонте тучи: гляди-ка, первой позволили «прокатиться», а она и расшаркаться не спешит. Хотя почему я комплексую, и самой не очень понятно. Просто очень не люблю начинённых ядом стрел, выматывающих размолвок и ненужной тяготящей зависимости. Пусть и легко от неё избавиться – просто не заглядывать на сайт, – но куда мы теперь без нашей Прозы, переживающей, как тонко заметил кто-то, «бархатную революцию»! Вот уж и транспорт новый появился, обещающий лёгкое вознесение, и даже очередь при посадке на него образовалась…

А я, из множества равноценных претендентов выбранная милостивым Фуко на роль ПЕРВОГО ЛИФТОнавта, молчу себе-помалкиваю, будто всё случившееся принимаю как само собою разумеющееся! И потому, даже пересиливая  интеллектуальный спад, вынуждаю себя прокричать, что я с вами, мои друзья, бьющиеся за главенство Слова на нашем прекрасном сайте! И я знаю, что всем вам в той запарке, которую вы сами себе организовали, совсем не до выяснения отношений с томящимися от безделья персонами, ищущими, куда бы впрыснуть очередную порцию отравы. Потому и поражаюсь, как в большинстве случаев вам удаётся миролюбиво и плодотворно исчерпать намечавшийся конфликт и сделать из неуравновешенных оппонентов и даже откровенных врагов искренних помощников и попутчиков в новом деле. Одним словом – браво!

Под вашей невидимой защитой и я пребываю, как под родительским крылом, распростёртым надо всем моим будущим. Мне с ужасом вспоминаются долгие годы творческого одиночества, на которое я обрекла себя, в серьёзном возрасте выбрав на жительство деревню. У сделанного почти четверть века назад шага были свои побудительные причины, и я ни о чём не сожалею, сознавая, какой великолепный жизненный опыт обрела, пребывая в глубинке. Но мука безголосья и невостребованности, происходившие из моей уединённости, с каждым годов становились невыносимее.

И тут в жизнь мою ворвался интернет, а с год назад я отыскала и Прозу! Лишь тот, кто пережил подобное, способен оценить всю мощь обретённого товарищества. И лишь тот понимает, что отсюда один путь – к вечному покою… Хоть и подтрунивают некоторые «молодяшки» над нашим седеющим поколением, поселившимся на сайте, мы их великодушно прощаем, поскольку песочек, он со всех со временем сыплется. И главное, чтобы каждый просто-напросто отыскал свою «песочницу», коих на прозарушных просторах полным-полно, и успокоился.

Я часто размышляю об атмосфере сайта и понимаю, что здесь всё – как в жизни. А в ней мы тоже не все со всеми дружим, и кого-то в глубине души недолюбливаем, а потому сторонимся, и даже одеваемся по-разному, и каналы смотрим разные, и за партии голосуем за разные. Значит, и на Прозе должно существовать негласное соглашение не приставать к «чужим», не пытаться всех причесать под одну гребёнку, не нарушать границы сообществ и не давать оскорбительных  оценок представителям иной «цивилизации». Пусть каждый прайд ведёт свою любовную игру, лишь бы сама планета по имени Проза.ру длила своё существование. А уж окончательную отметку нашим усилиям поставит время.

Время же выбрало и тех, кто встал у фундамента ЛИФТа. Многие на протяжении не одного года пытались потрясти основы сайта, чтобы устроить всё на нём по собственному усмотрению. Не стихали публичные и закулисные переговоры по этому поводу. Просеивались реальные и фантастические идеи по переоборудованию «прозаической» планеты, так мало подготовленной ко всеобщему слиянию в экстазе.
 
Признаться, и меня на короткое время захватили блуждавшие меж страниц «прогрессивные» идеи по «дезинфекции» общедоступной площадки. Но все они так или иначе упирались в сакраментальный вопрос «А судьи кто?» И язык не поворачивался сказать «Я!» даже самой себе.  Не только потому, что в творческом мире  никто в принципе не может быть возвышен над другими, но и потому, что взвалить на себя необъёмную ношу отделения на сайте зёрен от плевел может только безумный, отказавшийся от собственного пути.

Безумству сегодняшних храбрых, ставших у истоков бескровной «перестройки», ещё споют песню.  Пройдёт время, волны страстей улягутся, и станет видно, что вместе с регулярно путешествующим ЛИФТом прекрасно уживаются и функционируют все прежние сооружения, и каждое сообщество нашло себе «песочницу» по душе, а поскольку никто не посягает на соседние территории, то и волноваться не из-за чего. Но сегодня все ещё во власти эйфории от разрешения копившихся противоречий и потому порой плохо ориентируются и пугаются, что снова обнаружен «чужой среди своих».

Самым разумным в проекте мне кажется отстаиваемое Квентином Фуко положение о «неподсудности» выдвигаемых произведений. Никто не вправе заявить об их уникальности и образцовости, но каждый имеет право порекомендовать понравившееся лично ему. А дальше пусть решает народ, подхвативший предложенное для прочтения. Казалось бы, точно так же происходит и номинация в нарписы, но там можно только гадать, кто сделал вброс. Подача в ЛИФт открыто персональна и словесно обоснована, что даёт серьёзный посыл к обсуждению произведения, к спору, если требуется. То есть, предопределён разговор именно о литературе, что делает каждое путешествие ЛИФТа учебным семинаром для поднаторевших и уроком ликбеза для начинающих.

Я не углублялась в техническую сторону проекта, поскольку мало смыслю в этом деле и доверяюсь уважаемым мною хозяевам специальной страницы. К тому же, у них много умных консультантов, готовых присоединиться к упряжке. Мне доступно считывать лишь эмоциональные посылы, и потому кажется таким важным рассказать о своих ощущениях первопроходца, в мгновение ока познавшего весь спектр ощущений  – от вдруг свалившейся две недели назад «минуты славы» до сегодняшнего полного забвения, когда соответствующая страница свидетельствует: «Ваших произведений нет в таблице рейтинга».  Так что тому, кто тоскует о недоступности для него в ближайшее время ЛИФТа, скажу в успокоение: и здесь, как в жизни, – всё мелькает со скоростью света, и на смену одним тут же приходят другие поколения, ибо свято место не должно быть пусто. Но сама жизнь, её Проза, остаются.

И «прокатившиеся» на ЛИФТе остаются – наедине с собою. Чтобы тихо продолжать своё дело в благодарности за оставленные во время «подъёма» замечания. Чтобы размышлять о литературе с вновь обретёнными попутчиками. Чтобы путешествовать  в ЛИФТе  с другими «счастливыми» и понемногу стариться, «но беспечально».

В какой-то миг моя старая Прасковья со своим котом на руках примерещилась мне даже эмблемой проекта, расположенной на дверях ЛИФТа, – скромностью я никогда не страдала…
Но главные конструкторы лифтостроения –  незримый Фуко со товарищи –  усмиряют мою  гордыню и заставляют благоговейно смотреть вслед очередным поднимаемым со дна.

И хоть никаких фамилий не впитал в себя мой ничего заметного не говорящий текст, я остаюсь в неизбывном восторге от встреченных мною на сайте удивительно талантливых  людей и в предвкушении новых открытий, гарантированных подъёмным новшеством. А вместо конкретных предложений, на которые не способна, перечисляю странице все скопленные мною баллы.