Глядя на котёнка

Товий Пурк
Удивительно устроен мир, думаю я, глядя на котёнка. Только недавно он открыл глаза, теперь ходит, и уже бегает. Хочет прыгать. Сделал попытку запрыгнуть на небольшой стул — не получилось. Запрыгнул со второго раза. Некоторое время спустя взял новую высоту, и уже с первого раза.

Как он так быстро научился? Вот такой уж он от природы. А вся его природа находится в небольшом наборе молекул ДНК зародышевой клетки. В этих молекулах содержится программа развития сложного и совершенного организма.

Молекулярный биолог — это программист живого мира. Точнее, не программист, всего лишь хакер. Он разглядывает уже существующую программу и пытается понять её устройство. Нашёл участки программы, являющиеся методами копирования белков, назвал их генами. Но ведь это ничтожная доля всех методов, содержащихся в программе. В частности, где-то спрятан метод «прыганья». Насколько сложен этот метод, можно понять, если попробовать сделать робота, запрыгивающего на стул. Предварительно надо вычислить собственную массу, затем определить координаты конечной точки относительно начальной, и рассчитать векторы сил для отталкивания, затем в реальном времени рассчитать положение ног в завершающей фазе прыжка и динамику амортизирующего их перемещения … и много ещё чего, потому что в первых вариантах программы робот будет кувыркаться, приземляться головой, и всякое такое …

В котёнке метод запрограммирован почти полностью. Недостаёт лишь нескольких параметров, которые не вставлены в метод в целях экономии — это параметры реального мира, и чтобы их подставить в метод, понадобился первый неудачный обучающий прыжок.

Вот биолог говорит: «Я расшифровал геном человека, и теперь могу лечить наследственные болезни, заменяя плохие гены». Это хорошо. Но не забывай, что ты всего лишь хакер, о той программе, в которую вмешиваешься, не имеешь почти никакого понятия. Значит, результат вмешательства неопределённый, и может иметь непредсказуемые последствия.