Мои друзья - голуби

Евгения Козачок
3-е место в Тематическом Конкурсе "Пернатый".

                "... В необъятность неба, ввысь
                Вихрем сизых пятен
                Стаей голуби неслись
                Снявшись с голубятен..."
                (Борис Пастернак) 
 
 Мой дедушка любит голубей так, как любят настоящих друзей из мира животных и птиц. Даже верный Карат на втором плане. Утром, выйдя на подворье (так он называет по старой привычке участок между гаражами, где  обустроил голубятню и красивый домик для собаки), уделяет Карату несколько минут.  Погладит по голове, покормит - и к голубятне! Вот здесь он может находиться по часу и больше.  Убирает в помещении,  вокруг него, кормит голубей, разговаривает с ними. А потом негромким свистом или взмахом руки поднимает птиц в небо.

Взлетают белым облаком, красуются перед дедушкой  и всеми, кто за ними наблюдет во дворе и с балконов. Соседи, которые имеют машины, утром пораньше выходят из квартир, чтобы перед работой побеседовать с дедушкой  и разделить с ним восхищение красотой птиц в полёте. А голуби, словно на параде, показывают свое умение. Вертуны совершают такие сальто в воздухе, что лётчики бы им позавидовали. Настоящие асы!  Дутыши отделяются  от общей стайки  и демонстрируют парные полёты, образовывая условный круг. Парочка якобинцев тоже  летает чуть поодаль от всех. Но летает рядом, почти крыло в крыло. Этой парой дедушка  особо горд. Якобинцев  ни у кого нет из  городских голубеводов. Их дал дедушке друг из села, где мы раньше жили. Турманы - радуют своим «пением». Мечтает дедушка о породах монах и курчавый. Но мне больше всего нравятся  белые веерохвосты. Они  грацией, нежностью,  верностью и оперением напоминают  невест в белых одеяниях.  Как оказалось позже - ещё и умением дружить. Вычитала, что голуби среди десятка умных животных занимают восьмое место.  Могут запоминать сотни различных изображений спустя многие годы. Помнят свои действия с задержкой в 5-7 секунд.  Особенно славятся этим сизые.  А уж об умении находить свой путь домой,  так и говорить нечего. Но в этом предпочтение почтовых голубей.

Дедушка часто берёт меня с собой убирать в голубятне, давать корм, заменять воду.  Голуби нас абсолютно не боятся.  Однажды он показал мне  два  гнезда,  в которых мамы  веерохвосты высиживали яйца. Хотелось посмотреть, по сколько птенцов прибавится в их семействах, но дедушка не разрешил. Сказал, что если голубки заметят, что гнёзда  нарушены, могут бросить птенцов.  Подгадали момент, когда они на время оставили гнезда, чтобы поесть,  и увидели, что в  гнёздах по два яйца. Я не могла дождаться долгих двадцати дней, чтобы увидеть  птенцов!  Дождалась.  Какие же это были маленькие, беспомощные, слепые создания, скудно одетые в  жёлтый пушок!  Мы с дедушкой вели себя очень осторожно. Решила «задобрить» голубок, чтобы потом они позволяли ухаживать за голубятами. Кормила их зерном. Вначале не принимали. Пугаясь или злясь (я не понимала их поведения),  поднимали на голове перья, закидывая ее почти на спину.

Когда птенцы подросли,  мамы всё чаще стали оставлять их одних. А я тут как тут. Разговаривала с ними, подкармливала. Вначале не умели брать зёрна с ладошки. Привыкли, что мамы кормят  их, подавая  зёрнышко в клювик. Когда полностью оперились, уже не страшась,  ели с руки. Вскоре заметила, что они меня по голосу узнают. Стоит мне заговорить, поворачивают головы в мою сторону и ожидают,  когда к ним подойду.

Через месяц птенцы «стали на крыло». Как я обрадовалась, увидев своих красавцев на жёрдочке около голубятни!  Подняла руки вверх и заговорила. Все четверо наклонили головы вниз, рассматривая меня и узнавая.  Положила на ладошки зёрна  и подняла их на уровне плеч. Стояла, как египетский сфинкс, не шевелясь. Ждала узнавания и доверия. Было жарко. Руки устали. Хотелось опустить их хоть на минуту, но терпела.  И вот двое птенцов  опустились, сели  на  руки и стали склёвывать зёрнышки.  Это были мои веерохвосты.   Так хорошо и  тепло стало на сердце. Даже солнышко заулыбалось.  Перестала замечать «иголки», покалывающие в руках, и усталость в ногах.  Боялась спугнуть их.  Теперь я знала, что голуби приняли меня в свои друзья.

Это счастье иметь таких друзей!   Стоило выйти из подъезда, как они летели ко мне и садились на плечи.  Без зерна  на улицу не выходила.  Дедушка сказал, что меня полюбила молодая семья, образовавшаяся из голубя и голубки из разных гнёзд,  за которыми я ухаживала.  Он определяет по клювикам, где голубь, а где голубка. Я пока не научилась   различать их по этому признаку.  Различала  по характеру. Дала им имена – Соня и Яша.  Яша  озорной, подвижный и хитрец. Соня, спокойная, послушная, ласковая. По плечу тихонько,  маленькими шажками, подбирается к моему лицу и  щекочет, словно целует. А Яшка  иногда может и ущипнуть.  Не больно, но чувствительно.

Узнали  где  наша квартира  после того как  вышла на балкон и позвала их. Прилетают, садятся на верёвку для сушки белья, а потом -  на балкон.  Через стекло заглядывают в квартиру. Бабушка  говорит, что существует примета: если голуби сидят на подоконнике, значит в доме счастье. Конечно же, мы счастливы. И  рады, когда к нам приходят такие гости.   В квартире птенцы  следуют за мной, словно тень, куда бы я ни шла. Полюбили бывать на кухне. Раздолье. Там для них вода, крошки хлебушка и печенья. На балконе из картонной коробки  поставила  для них домик. Вырезала окна,  двери, закрепила жёрдочки, проткнув веточки сквозь коробку. Рядом поставила  воду и  пластмассовую тарелочку с вкусной смесью зерен. Специально для них купила в зоомагазине. Теперь Соня и Яша, не дожидаясь приглашения, являются на балкон -  на завтрак, обед и ужин.  В домик не заходят. Не привыкли к такому жилью.

Зато со мной не разлучаются, если я бываю на улице. Сопровождают  в магазин, на прогулку. Садятся, куда им вздумается: на плечи, руки, голову.  Создается  впечатление, что голуби напали на меня. Некоторые прохожие «спасают», пытаясь прогнать надоедливых птиц. Приходится объяснять, что это мои друзья и вышли со мной на прогулку. Соня и Яша «катаются» на мне. Удивляют всех своей привязанностью и нежным отношением друг к другу.  Когда  сидим с мамой на скамейке, они  пристраиваются рядышком,  чистят друг другу  пёрышки, прислоняются головками и целуются. Потом играют в прятки, догонялки. Взлетают  на дерево и прыгают с ветки на ветку, словно маленькие дети. Но при этом не выпускают нас из своего поля зрения. Стоит нам  встать со скамейки,  моментально возвращаются на мои плечи.

А как они  «гримасничают» перед зеркалом. Распустят свои хвосты, как  павлины, и  ходят по трюмо, повернув головки к зеркалу. Любуются собой. Узнают в зеркале себя и друг друга.  А ведь их никто  специально этому  не учил.

Сложнее стало общаться с птенцами, когда закончились летние каникулы и начались занятия в школе.   Однажды они напугали рядом стоящих со мной одноклассников и классную руководительницу на праздничном мероприятии первого сентября!

Я давно заметила, что Соня и Яша прилетели и кружат над школьным двором высматривая меня. Отыскали. И, не обращая ни на кого внимания, плавно, словно самолёт на посадку, опустились  на мои плечи. Одноклассник Васька, стоящий рядом, замахал руками, прогоняя их. Надежда Михайловна тоже  тихо говорила им: «Киш, киш…»  Но я сказала ей, что это мои друзья и они от меня не улетят. Тогда она позволила на время уйти с торжественного праздника и отправить друзей домой. Директор, вероятно, хотела меня отчитать за срыв торжества, но увидев удивлённые, радостные лица детей, заулыбалась и сказала:

- Вот, дети, видите какие умные птицы – голуби! Нашли Диану среди такого количества людей. Не побоялись музыки и летающих  воздушных шаров. Вот что значит сила дружбы. 

Торжество продолжалось, но дети слушали в пол уха, что говорила директор и смотрели в пол оборота на танец, который исполняли третьеклассницы. Все внимание голубям, сидящим у меня на плечах. А я гордо несла свою ношу, словно генерал награды на параде.

После этого мальчишки не давали мне проходу, расспрашивая о голубях. Просились к нам, чтобы посмотреть не этих чудесных птиц.  Дедушка рассказывал им  о породах  голубей, их повадках.  Показывал  птиц  в лёте. Желающим обещал дать молодые пары. Старых  бесполезно давать. Возвратятся домой.

Надежда Михайловна посадила меня за парту  подальше от окна, чтобы Соня и Яша не узнали, где находится наш класс.  Боялась, что  голуби будут стучать по  стеклу и срывать занятия. Но я же вижу, как они ищут меня, летая во дворе школы. Не дождавшись, улетают.  Бывает, и  вовремя появляются, когда выхожу со здания. Тогда они, как два белых платочка, опускаются  на  плечи или рюкзак.  Дети даже не пытаются обидеть моих друзей. Многие завидуют мне.

…Через год  у Сони и Яши появились свои птенцы. Сидим как-то утром чаёвничаем. Вдруг стук в стекло. Побежала к балкону. Открыла дверь. Позвала всех в комнату, чтобы посмотрели как Соня и Яша  ведут голубят к нам в гости. Все четверо прошлись по полу, потом взлетели на диван. Уселись на его спинке.  Мы все стояли и удивлялись  сообразительности голубиной семьи. Я от счастья готова была петь, а взрослые уже задумались о будущем. Ведь у Яши и Сони через год будут внуки, потом правнуки. Они что же, всех будут в квартиру к нам приводить?  Решили для их семьи рядом с большой голубятней построить маленькую.

Я тоже побаивалась, что мне придётся по несколько голубей носить на своих плечах. Но по-прежнему везде сопровождают меня только Соня и Яша. А остальные только в гости  прилетают.  И я «свечусь» (как сказала моя семья) от счастья, что имею  таких необыкновенных, красивых  друзей как Соня и Яша.
 Люблю я их! И они отвечают мне взаимностью – верной дружбой!

На фото: Моя внучка, Дианочка, со своими друзьями.
30.10.2013 г.