Морские путешественники России 19 века

Владимир Довженко
 Вам, дорогие мои читатели,
хорошая тема для школьных и
семейных бесед по истории России.   

      
Летом  2008 года на дне одной из бухт острова Русского, вблизи Владивостока,  обнаружены доказательства о существовании  2000 лет назад  в Приморском крае наших древних предков, которые назывались - юджени. Найдена древняя стоянка жителей обитавших на юге огромного острова Русский. Обломки деревянных вёсельных кораблей, типа галер и каменные якоря к ним, хорошо сохранившиеся на небольшой глубине, которые обнаружили спортсмены дайверы Владивостока. Фрагменты находок поместили в краевом музее имени Арсеньева для обозрения современников. Древние народы, юджени, видимо жили в те времена на месте будущего Владивостока, недалеко от острова Русский, если плыть по проливу Босфор-Восточный около 5 км. Можно предположить, что древние  жители уже тогда успешно плавали на своих морских судах в Японию за продовольствием и различными необходимыми товарами и возвращались домой. Территория от рек Амура и Уссури  до самого моря Японского никогда не принадлежала китайцам и маньчжурам.  Аборигенские народы  Приморского края  прежде тут жили сами по себе.

В 1848 году, капитан  Невельской Г.И. со своим экипажем был послан на Камчатку из Кронштадта  через Атлантический и Тихий океаны на парусно-паровом  транспорте "Байкал"  с грузом вооружения и продовольствием. В том плавании он был уже довольно опытным «морским волком».  В мае 1849 года «Байкал» благополучно достиг гавани  Петропавловска   Камчатского, затратив на весь переход 8 месяцев и 28 дней.    Тогда же Невельской получил  разрешение нашего Российского императора Николая первого (1825-1855 годы) обследовать полуостров Сахалин с твёрдой уверенностью, что полуостров Сахалин мог быть островом.

Невельской обнаружил пролив, между островом Сахалином и материком, на котором находились свободные земли и малочисленные поселения аборигенов.  Пролив этот  был нанесён на карту под названием «пролив Невельского»; а в столицу царской России Санкт-Петербург отослан запрос был о необходимости изучения и присоединения восточных неизвестных земель, расположенных к югу от Хабаровска, к государству Российскому. Очевидна, и была необходимость  строительства  новых военно-морских фортов и портов  для охраны от набегов иностранных военных кораблей из европейских государств. От императора ответ и пожелания иметь морские границы на востоке быстро пришел и оказался своевременными. Заслуги и открытия Невельского высоко оценены правительством России.
            
Следующим этапом было обследование и создание береговых укреплений на тихоокеанском побережье южнее устья реки Амура и заключение мирного договора с Китаем.    В столице России понимали, что без договора с Китаем в те годы закрепиться на Дальнем востоке было  бы  нелегко. Нередко, возникали баталии на морях Тихого океана с английскими,  французскими и японскими военными судами за право господства в Японском и Охотском морях. Они тоже претендовали на безграничное господство и новые колонии. Однако нерасторопность европейских правительств послужила на руку  России и в соответствии с юридическими законами международного  права Россия стала  лидером в разделе спорных морских интересов, а наши мореплаватели  воспользовались этим незамедлительно.

В устье реки Амур и на юге Камчатки уже с 1731 года существовала первая на Дальнем востоке военно-морская база  «Охотская военная флотилия России», которая стала  основой формирования современного Тихоокеанского флота.  С появлением наших новых пограничных постов и военных баз корабли иностранных завоевателей реже стали появляться в наших восточных морях. В августе 1854 года, произошла знаменитая Камчатская битва, в которой, умело, руководил русской эскадрой и всей обороной Петропавловского порта генерал-лейтенант губернатор  Завойко В.С.  Он одержал победу над  англо-французской эскадрой в Авачинской бухте на юге полуострова.
 
Да, это был адмирал Завойко Василий Степанович,  его военные корабли гнали после битвы, обратно  оставшиеся вражеские суда морями по Тихому океану, за границу Японских островов. В тот исторический период  Завойко на своём сторожевом корабле оказался в неизведанной ранее  бухте с нынешним названием «Золотой Рог»  на юге Приморья и вероятно он был одним из первых россиян побывавших тут.  С восторгом обозревал он  живописные  горы  побережья с не тронутой человеком природой. Заливы и моря неизвестного восточного края на Тихом океане, привлекательные для судоходства  озарили его стратегическими мыслями. Об увиденном открытии, с патриотическими пожеланиями он  сообщил графу Муравьёву-Амурскому, губернатору Сибири, и предложил основать главные военно-морские форпосты на этих неизведанных юго-восточных берегах. Почему они не  российские эти ничейные земли, задавали  вопрос  тогда генерал-губернатор и адмирал Завойко  императору России?  Завойко  полагал, что для Российской империи весьма важно было бы иметь главную крупнейшую военно-морскую пограничную базу южнее Петропавловска и Николаевска-на-Амуре, именно в Приморье на берегах Японского моря.
            
В 1854 году первый губернатор Камчатки Завойко Василий Степанович,  был аттестован императором Николаем первым в контр-адмиралы и награждён за оборону Камчатки орденом «Святого Станислава первой степени» и позже орденом «Святого Георгия второй степени» за два кругосветных плавания.  При нём население Петропавловска выросло в четыре раза до 1480 человек.

Завойко Василий 1812  года рождения в девятилетнем возрасте был зачислен в Николаевское штурманское морское училище, отец приписал ему несколько лет, так как сын рос крепким и не по возрасту рослым парнем. Затем воевал отважно мичманом на корабле  «Азов» вместе с лейтенантом П. Нахимовым  и мичманом  Корниловым  в 1827 году в Крымской войне. На борту фрегата «Невка»  15-ти летний мичман  Завойко,   командовал успешно  стрельбой из четырёх орудий по вражеским кораблям; за что и был награждён первым орденом.  И сам Нахимов тоже  с 11лет учился морскому делу в мореходном училище. В народе величают Завойко Василия Степановича крёстным отцом города Владивостока. Он прожил 88 лет, и последние свои годы жил в Петербурге.

В 1860 году командующий Тихоокеанской эскадрой контр-адмирал Попов А.Г.  сформировал первое соединение русских военных кораблей на Дальнем востоке России.
А годом раньше началось освоение нашими моряками южной части Приморья. В 1859 году прибыл  на Дальний восток русский пароход  с парусами на трёх мачтах, под названием корвет «Америка», а командовал  этим корветом капитан Римский-Корсаков, брат известного художника.  На борту парохода находился Муравьёв Н.Н. генерал-губернатор Восточной Сибири и всего Дальнего Востока России; который прибыл с целью изучения  перспективы освоения    южной части Приморья, и примыкающих  к нему заливов моря Японского. Он осмотрел с корабля огромный неизвестный ранее залив материка  в северной части Японского моря и велел назвать огромный залив именем русского императора Петра Великого; а так же  обратил внимание на удобную  бухту на юге полуострова, разделявшего залив «Петра Великого» почти пополам. Тогда же самые крупные острова залива названы были: о. Русский, о. Попова, о. Рейнеке и о. Рикорда. Они являются, как бы,  продолжением 30-ти километровой гряды полуострова, на котором позже возник город-порт Владивосток. Южнее островов великанов, в заливе Петра Великого находятся шесть гористых небольших островов, близко расположенных друг от друга, названы были они островами капитана Римского-Корсакова. На побережье русские моряки тогда ещё не высаживались. Генерал губернатор последовал в действующий уже в то время  военный порт Николаевск-на-Амуре.
   
В 1859 году  вторично  был направлен исследовательский  русский корабль в бухту «Золотой Рог» на место будущего  Владивостока, без высадки десанта на побережье. Им был военный транспорт «Маньчжур» под командованием капитан-лейтенанта Шефнера.   В  береговой части изогнутой линии  бухты красовались холмистые не высокие горы. Одна самая большая  сопка, высотой  около 200 метров над уровнем моря, была названа  «Орлиное Гнездо». Гористая поверхность суши и переходящее в неширокую прибрежную полосу  побережье, показались привлекательными для построек причалов  морского порта, а сама бухта Золотой Рог и пролив Босфор Восточный были доступны для плавания судов с любой осадкой, глубина тут и теперь  до 25-30 метров. 

В июне 1860 года в бухту «Золотой Рог» вновь прибыл военный транспорт "Маньчжур", и доставил на своём борту морских военных строителей, основателей будущего морского порта на этих берегах. На высокой возвышенности побережья бухты, на её изгибе, был выстроен первый бревенчатый дом-казарма с вышкой наблюдательной и бревенчатым забором. Это одноэтажное строение названо было постом номер один на юге Дальнего Востока России. Сорок  человек под началом прапорщика Комарова – таким был отряд первых военных строителей, от 4-го линейного батальона Восточно-Сибирского полка.

Датой основания Владивостока  считается 3-е июля 1860 года, а прапорщик Комаров стал первым начальником российской военной базы - « пост Владивосток » на юго-восточном  побережье России в Тихом океане. Об этом событии рассказывает прекрасная картина неизвестного художника, в  музее Тихоокеанского флота, расположенного на улице  Светланской.  На большом холсте изображена высадка на шлюпах первых военных строителей на пустынное побережье, теперь это корабельная набережная. Одеты они были в белую флотскую робу с красными погонами на плечах и в сапогах. Одни доставляли с корвета на берег ящики с продовольствием и имуществом, а другие уже с топорами заняты были обработкой спиленных стволов древесины для своих новых построек.

Тогда же по телеграфу была послана депеша  императору России Александру Николаевичу Второму: «Государь, пост возведён – владей востоком». Пока шла она по телеграфу от заставы до заставы,  в Петербурге текст её стал выглядеть  иначе: «Государь, пост построен - Владейвосток».  Прапорщик Комаров командовал этим военным  постом  и гарнизоном всего один год, и был отстранён за злоупотребление алкоголем.

Айгуньский международный договор о границах и торговле был заключен Россией с Китаем в мае 1858 года, по которому Приморье и Приамурье вошли в состав Российской империи. Этим договором установлена  постоянная граница между двумя странами по руслу рек Уссури и Амуру. Ничейные территории Приамурья и Приморья признаны владением России на вечные времена.  От Российской стороны  Айгуньский договор подписали генерал-лейтенант Муравьёв Н.Н.  и  советник министерства иностранных дел Перовский. Позже, через два года Айгуньский договор был заменён Пекинским договором. Территория от рек Амура и Уссури  до самого моря никогда не принадлежала китайцам и маньчжурам.  Аборигенские народы Приморья прежде жили  тут сами по себе.

Через 2 года, военные моряки исследователи  назвали большой и вытянутый к югу полуостров, разделяющий залив Петра Великого почти пополам,  именем  первого губернатора восточной Сибири «полуостровом Муравьёва-Амурского», а заливы: с правого берега Уссурийским, и с левого берега Амурским заливом. Этот залив стал активно застраиваться с момента основания, и тут появились  первые хутора-поселения будущего города моряков. Амурский залив огромен и живописен;  25 километров в ширину ; от полуострова Песчаного до полуострова Шкота с мысом Эгершельд  и 30 километров в длину. По щирине, залив Амурский протянулся  от южного мыса Басаргина  в глубину до северного  побережья с бухтой Узловой и устьем реки Суйфун. Первым гражданским жителем и старостой Владивостока в 1870 году стал купец Семенов Яков Лазаревич. И вот в 1880 году в июле 28 числа военный пост-поселение Владивосток возвышен в степень города, с военно-морской базой  для охраны Дальневосточных  рубежей России.

Тогда же удобная гавань по удивительному сходству с гаванью возле турецкого города Константинополя была названа, аналогично, бухтой «Золотой Рог» на юге полуострова во Владивостоке. Первые исследователи  присваивали имена командиров кораблей всем островам, полуостровам, мысам и скалам на суше; а бухтам имена любимых женщин, своих жен, и легендарных корветов. Тут мысом Басаргина и Токарёвским маяком,  на полуострове Муравьёва-Амурского оканчивается наша Российская материковая земля.   

Граф Генерал Муравьёв в прежние годы  был губернатором юга России и ещё губернатором в городах Туле и Новгороде, а затем с 1859 года полтора десятка лет в Иркутске занимался обустройством Сибири,  освоением и заселением крайних районов  Российской империи, Приморья и всего Дальнего востока. Он был членом Государственного Совета России во время царствования императора Николая Первого. Будучи губернатором Сибири, побывал Муравьев и в местах отбывания ссылки декабристами в 1848 году в окрестностях Иркутска.  В 1850 году поднял русский флаг над Приамурьем. За долгие годы правления Муравьёва Николая Николаевича  дальневосточные районы получили огромное экономическое развитие, поэтому ему был жалован императором России титул генерал-губернатора, и он получил приставку к фамилии, стал именоваться Муравьевым–Амурским за огромные организаторские способности и успехи в освоении крайних  районов Дальнего Востока и Сибири. 
В 1860-70 годах был образован Восточный Приморский край,  государства Российского, состоящий из Камчатки, Хабаровского и Приморского края.

Свою последнюю пристань обрёл бывший генерал-губернатор Восточной Сибири граф Муравьёв-Амурский во Владивостоке. Прах его  был перевезён в столицу Приморского края с кладбища французской столицы, в конце прошлого 20-го столетия. На склоне Соколинной горы, в центре города,  чуть выше Академического драмтеатра установлен  был первоначально деревянный  временный Памятный крест, с иконой святого Николая, в сквере над его могилой, рядом с одной из основных автодорог города, на  улице Суханова. Жива и сегодня память времён в сердцах русских людей. Прах графа и губернатора Дальнего Востока Муравьёва-Амурского помещён в склеп, соединяемый  подземным переходом с часовней-храмом воздвигнутой чуть выше, через дорогу, на видовой площадке холмистой вершины горы. Отсюда со 100 метровой высоты над уровнем моря открывается прекрасный вид на Владивосток и морской путь по проливу Босфор Восточный, дальше мимо острова Русского в Японское море и огромный Тихий океан. Позже, под руководством архитекторов и священнослужителей, изготовлен был из серого гранита мемориальный памятный крест  и установлен на месте временного креста. Из храма-часовни в склеп будут ходить для исполнения литургий священнослужители через подземный переход под автодорогой улицы имени Суханова. К площадке с памятным гранитным крестом, от улицы Лазо на крутом склоне,  проложена каменная  аллея  со ступеньками длинной метров пятьдесят. А у входа в аллею установлена плита с её названием «Аллея долгожителей». В этом названии глубокий смысл есть, для преодоления свих физических сил и духовных сомнений.

А первыми Приморскую столицу основали капитан Шефнер и прапорщик Комаров. Их имена живут в названии  одноимённых улиц города Владивостока. Шефнер через годы службы стал полным адмиралом и кавалером 4-х высших орденов России, ("Святого Владимира" и других). Он  жил,  последние годы  жизни в Санкт-Петербурге и похоронен там же на Новодевичьем кладбище, как и многие известные мореплаватели - исследователи новых земель, долго служившие прекрасно и героически во славу нашей России. Да будет им вечная память отважным  русским мореплавателям и флотоводцам.

На главной улице Светланской в центре  Владивостока, напротив Триумфальной арки через дорогу Светлансекой улицы, в 1908 году, в эпоху царской России был возведён памятник адмиралу Завойко на собранные населением города деньги. Памятник этот был поставлен  вблизи  главной улицы города в год пятидесятилетия подписания Айгуньского договора между Российской империей и Китаем. Скульптор миниатюрной версии памятника герою Крымской войны и Петропавловской обороны был талантливый скульптор Кравченко А.В.  Простоял монумент адмиралу Завойко, созданный по эскизам скульптора И.Я. Гинсбурга,  во Владивостоке с 1908 года по 1928 год. В мае 1929 года отправили его на переплавку в судоремонтное предприятие «Дальзавод».  Существует ещё не одна версия сноса памятника этого.  Скульптура Завойко,  царскому адмиралу, побывавшему в этой гавани первым, был выброшен по пролетарским убеждениям в бухту Золотой Рог. Позже искали её историки и морские археологи, но  не нашли по сей день. Так  вот утерян он на дне морском бухты Золотой Рог?  Ещё говорят, что увезли статую японцы и установили в своём городе Кобэ.

Его снесли в 1928 году по решению Владивостокского горсовета.  С 1945 года  теперь на том же постаменте находится  скульптура из чугуна Сергея Лазо по проекту скульптора  Льва Писаревского.  Но почему на чужом месте? В 1922 году японские интервенты обманным путём захватили и сожгли Сергея Лазо  в топке паровоза, молодого командующего революционной дальневосточной армией  приамурских и приморских партизан.

А в наши дни подыскивается достойное место памятнику, молодого героя  гражданской войны Лазо на Дальнем Востоке. И к счастью, разыскалась в Петербурге гипсовая модель скульптуры контр-адмирала Завойко В.С., по которой можно ещё раз сделать земляную форму для изготовления из расплавленного металла скульптуры адмирала. Так вот появилась    надежда, что скоро во Владивостоке бкдет новая скульптура крёстного отца города, адмирала Завойко и установят её на прежнее место против Триумфальной арки в центре города, и теперь навсегда.  А памятник достойному герою Сергею Лазо будет установлен во Владивостоке обязательно.

До 1923  года  сторожевой корабль  губернатора Камчатки ходил в моря под названием «Адмирал Завойко», а  в июле 1918 года был захвачен во Владивостоке японскими интервентами, однако в 1921 году отбит был у японцев частями Красной Армии и снова он  служил России. Он в 1923 году был переименован  в нашем Приморском порту в корабль-яхту «Красный вымпел». Теперь легендарный корабль  прикреплён на 36-м причале  Корабельной набережной Владивостока, навечно, и  является  историческим кораблём-музеем России.


                ТРАГЕДИЯ ПОТЕРЯННОЙ  ЭКСПЕДИЦИИ.

На  самом деле, у нас в России в царское время опасались притязаний Франции и Великобритании  на первенство открытия ранее неизведанных земель в Приморском крае нашего Дальнего  Востока. Откуда, например, появились на морских картах  вблизи от России  имена известных мореплавателей француза  адмирала Лаперуза  или англичанина капитана Джеймса Кука?  Почему пролив между нашим южным Сахалином и северным островом Хокайдо в Японии назван  именем  Лаперуза? В нашей истории нечасто говорят и вспоминают об экспедиции французского капитана Лаперуза, продлившейся меньше четырех  запланированных лет и завершившейся трагически. Известно, что в августе 1785 года по поручению короля Франции Людовика 16-го  капитан и командир кругосветной  французской  исследовательской экспедиции  Лаперуз   на двух фрегатах «Астроль»  и   «Буссоль» отправился в экспедицию с целью изучения неизвестной страны на  побережье Японского моря. Король Людовиг 16-й велел Лаперузу уточнить и расширить ранние открытия английского капитана Джеймса Кука, исправить и дополнить карты побережий.  При всяких неожиданностях сэр Лаперуз должен был действовать с величайшей осторожностью и гуманизмом по отношению к повстречавшимся людям и местному населению.

Через 225 дней его корабли подошли к побережью Тартарии – так называли французы земли нынешнего Дальнего Востока России. Возле острова Сахалина обнаружили они уменьшение глубины и, не заходя в предполагаемый  залив между материком и Сахалином, корабли повернули вправо к Тихому океану, обнаружив пролив между Сахалином и японским северным островом Хокайдо. Этот пролив имени Лаперуза на современных картах мира соединяет Японское море и Охотское в Тихом океане и это мы помним из школьной географии.  Ещё обнаружила французская экспедиция маленький посёлок и огромный залив,  состоящий из пяти бухточек, на северном побережье Приморья  и тогда Лаперуз  их  назвал в честь  Тернея – французского флотоводца и своего учителя. Эти названия до сих пор имеются в Приморском крае.  Вскоре, встретились мореплаватели и с местным населением; нашли они избы аборигенов в Тернее с людьми в одеждах из медвежьей шкуры и в шапках.  На этом побережье моряки Лаперуза встречали на каждом шагу розовые лилии (лотосы),  яблони в цвету, ландыши, стайки пятнистых оленей и медведи.  Наловив рыбы и засолив её про запас, от берегов Тартарии отправился Лаперуз на Камчатку. Откуда послал гонца через Сибирь во Францию со своим отчётом о путешествии. На Камчатке Лаперуза  ожидало  новое  сообщение от короля Франции о присвоении ему воинского звания адмирала и указание плыть к Австралии и затем возвращаться домой во Францию.

От Камчатки на юг экспедиция исчезла в Тихом океане, в районе Соломоновых
островов поблизости  от небольших островков «Тикопия»  и  «Ванакоро», на обратном пути домой. Вероятно, при сильном и ужасном шторме оба корабля Лаперуза сели на рифы и о двухстах членах экипажей почти ничего не  известно. Долгие годы, выжившие моряки (по воспоминаниям местного населения) ожидали помощи и возвращения на родину, однако им пришлось доживать свой век на неизвестных тогда островах по соседству с жителями местных племён. Нашлись только отдельные личные вещи и шпага Лаперуза, а через много лет в 1962 году подводные археологи обнаружили на дне морском  якорь с надписью одного из фрегатов Лаперуза.

Французы не смогли, в том числе и по мотивам пропавшей экспедиции, своевременно оформить свои международные открытия на Дальнем  Востоке.  Как видим, это сделали первыми русские мореплаватели первопроходцы и  император царской России Александр Второй.