Борис Самойлович Лившиц

Игорь Коровин
Борис Самойлович Лившиц.

В судьбе сотен человек он сыграл судьбоносную роль. Открыл целое направление в Советской науке.Так что причины «забронзоветь»  очень даже есть. Но все, кто его знал, говорят как о родном и близком человеке.  Однако, о человеке поговорим отдельно и потом.

Одно выражение «научная школа Лившица» говорит о многом.
Во –первых, это высочайшая теоретическая подготовка. Это такая редкость в различных профессиях. До Лившица в Советской школе не  было такого направления «Теория телетрафика». Это было не прикладное направление, направление математики. Марков, Колмогоров, Хинчин были представителями математики. Лифшиц впервые показал , как применить эту математику к практическим вопросам. Он объединил достижения математиков всего мира, включая пионерские работы Эрланга, Энгсета для решения практических задач.
Можно сказать, что он открыл волшебную шкатулку, и окружающее его молодое поколение еще много лет получали очень интересные результаты (работы Фидлина, Мельникова, Болотина и др.). Число его аспирантов  превысило цифру 30 человек.
Надо отметить, что наряду с  теоретическим талантом, он был потрясающим организатором. Наша страна обязана ему выходом из  технической ямы.
Дело в том, что страна разоренная войной не имела ни научного ни материального потенциала. Как когда –то сказал мне  начальник Института, в котором работал всю жизнь Борис Самойлович, Леонид Степанович Фарафонов  « О каком прогрессе Вы говорите, когда после войны не было простого гетинакса (материал для размещения электрических приборов.)».
В это обстановке ставить вопрос о разработке новейшей системы АТС  расценивалось как безумие и дон-кихотство.
В это время уже на основе трофейных немецких систем уже была разработана систем АТС –47 и АТС –54. Это были даже в то послевоенное время  несовременные системы,но людям нужна была телефонная связь.Очереди на телефон формировались на 5-7 лет. Нужна была система для очень массового производства. Забегая вперед, можно сказать, что большая страна - СССР была покрыта станциями, разработанными под руководством Бориса Самойловича. Это масштаб, которого не знал ни один ученый мира. Объем можно выразить в сотни миллионов номеров. Можно сказать, что связь в России в 60-ые – 80 ые годы прошлого столетия определялась этой разработкой. Были задействованы мощности многих предприятий - в Ленинграде «Красная Заря», в Пскове, в Кутаиси, заводы в Чехословакии Восточной Германии  Работали Проектные институты. Влияние этой работы Лифшица невозможно преуменьшить
. Однако задача создания станций с косвенным управлением и отдельным управляющим устройством была фантастической. Это по сути был первый управляющий компьютер.
Борис Самойлович со своими соратниками ( Мовшовичем, Ханиным, Васильевой..… и другими)  взялся за эту задачу.
Потом к ней подключились много людей и организаций, например, ЛЭИС,но Лифшиц был первым. Как и во многом другом. Он руководил внедрением, он разрабатывал учебники и преподавал  в ЛЭИС, его последователи были в  Москве, Новосибирске, Одессе,  Куйбышеве, Риге, Баку, Ташкенте.




Моя первая встреча с Борис Самойловичем состоялась только тогда, когда  уже началась наиболее известная разработка Городской Координатной АТС (АТС –К).
Меня  не включили в эту группу, поскольку я вел другой важный участок , первую советскую механо- электронную АТС.
В фирме «Красная Заря» была организован молодежная группа – Александр Пошерстник, Иосиф Носоновский и Михаил Гурвич. Руководили этой разработкой такие опытные люди, как   Павел Дмитриевич Куташев и Рива Ильинична  Шатрова. Они весьма тесно работали и даже лично дружили с Борисом Самойловичем. Да кто с ним не дружил? Его любили не только в ЛОНИИС е, где он работал, но и в ЛЭИС. Его связывала тесная дружба с Рафаэлем  Антоновичем Аваковым – долголетним заведующим кафедрой.
 Когда я к нему обратился у меня уже были научные наработки по теории автоматов. Но я его лично не знал и у меня не было к нему «ходов».
Я официально записался у его секретаря на прием.
Когда я вошел в кабинет он встал из-за стола и произнес с укоризною: «Ты что не мог позвонить!».
Такая мысль даже не могла зародится у меня в голове. Хотя потом я уже запросто звонил. Но, конечно, только по важным делам. «На трепотню» у него было слишком мало времени.
Он выработал для меня правило, которое преследует меня всю жизнь.
Придешь на 5 минут раньше будешь ждать. Придешь на 5 минут позже, он будет уже занят другим вопросом.

На первой встрече я  изложил ему свою тему. Он вошел в неё сразу, но весьма засомневался.
«Посмотрите чего-нибудь по теории телефонных сообщений» (тогда она еще не называлась теорией телетрафика) .
- Почему Вы мне рекомендуете это отклонение от моего направления?
-  Ты же будешь в окружении специалистов по теории вероятностей. Тебе будет трудно на семинарах слушать и докладывать.
Но я настоял на своем. Конечно, это создавало трудности для Бориса Самойловича особенно при изучении моих статей, подготовке к семинарам. Но он очень внимательно читал мои работы и делал очень полезные замечания.

Семинары.

Семинары Бориса Самойловича были особенной частью жизни его аспирантов и даже я бы сказал ЛОНИИС.
Они были далеки от благообразной картины – ученики докладывают умиленному учителю свои блестящие результаты.
 Это были бои, где отстаивалась истина, вскрывались слабые места. Надо сказать, что они стоили большого количества нервов для докладчика.
Однако самый строгий судья был Борис Самойлович. Он же был самый внимательный и благожелательный слушатель. После семинара он обязательно устраивал разбор «полетов».
 Перед моим моим первым семинаром он  предупреждал: «Не увлекайся  выкладками. Знай аудитория настроена  на телетрафик.»
Я же увлекся и исписал всю доску выкладками, но аудитория необычно молчала.
Когда мы остались наедине Бормс Самойлович вызвал своего серкретаря и сказал ей:
-  Я же тебя просил убрать мел и тряпку.
Ой , Борис Самойлович, закрутилась.
-Вот и провалила человеку семинар..
А потом обращаясь ко мне.
Будь осторожен с этими предметами. Бери их только тогда, когда знаешь, что сказать.
Последняя наша встреча произошла у него дома. Я очень редко виделся с ним. Я уже работал очень интенсивно по настройке новой техники. Он был как всегда занят.
Мне прислали автореферат кандидатской диссертации, где руководителем был человек близкий к Борису Самойловичу.. Для меня было ясно, что надо писать отрицательный отзыв.  Я позвонил ему домой.
Он быстро сказал: «Приезжай».
Я приехал к нему домой и мы за часа 2  вместе наметили, как исправить основные ошибки и расстались под причитания его жены Матильды Самойловны, что я даже не выпил чая.
Ничего не предвещало беды, а через месяц его не стало.