1 сентября

Васильич
     1 сентября – первый рабочий день в новом качестве. На линейку собрались все родители со своими детьми. Учительница начальных классов должна сегодня подъехать. На линейке Мария Ивановна красочно представляет меня. Моя дочка Аня идет в первый класс. И 6-летний Антон собрался стать школьником. Но проучившись 10 дней, он начал капризничать – у него появились проблемы с письмом, хотя читать уже умел. По совету Марии Ивановны мы решили отложить учебу Антона на год: у ребенка еще не сформировалась моторика пальцев для письма. И правильно сделали!
     В среднем звене 3 класса: пятый, шестой и седьмой. В пятый класс пришли два мальчугана: Ким и Саша – подвижные ребята, они ни минуты не могли сидеть спокойно, что всегда держало меня в напряжении и заставляло искать подходы на каждом уроке. В 6 и 7 классах по одному ребенку.      Шестиклассник Саша – спокойный, хозяйственный мальчик, но слабо была развита творческая жилка. Он мог выучить «от сих до сих», но задания с творческим подтекстом ему были не по силам. Оксана, дочь Елены Николаевны, - умная девочка, творчески развитая, но капризная. Уроки литературы для нее надо было готовить по-особому: она учебник весь перечитывала заранее, и ей неинтересны были короткие сюжеты. К 9 классу девочка перечитала уже Булгакова, Пастернака, Солженицына. Ее сочинения я отправлял в районную газету, где с удовольствием их печатали. Сейчас Оксана – мама двух детей, закончила филфак.
     Я взял за правило: каждый урок расписывать дословно, ведь работа для меня новая. Все тетрадки тех лет у меня сохранились, хотя я ими никогда не пользовался. Но благодаря этому весь материал школьный надолго вбился в мою голову. Мария Ивановна часто посещала мои уроки – за что ей спасибо. Приезжали по осени и методистки из РОНО, ходили по нашим урокам. Мария Ивановна говорила, что они не как на уроки приезжают, а чтобы дешевой красной рыбой у местных фермеров поживиться.
     После линейки – фото на память, и я с детьми пошел на причал – встречать новую учительницу 1 класса. Приехала Алла Николаевна по предложению Министерства образования. Она студентка-заочница, сбежала от мужа из Горьковской области, ей 23 года. Алла оказалась красавицей – стройная шатенка с голубыми глазами. Опыт работы – только в группе продленного дня. Всем учительским коллективом мы помогаем ей устроиться в квартире, после чего начинается первосентябрьское чаепитие, что становится традицией…

(На снимке:Мария Ивановна, Михаил Васильевич, я, Лилия Александровна со средним звеном школьников)