Беда измучит, но и жить научит

Людмила Бигич
На большом пшеничном поле жила очень добрая и работящая перепёлка.Она была такой доброй,что никому не могла отказать в просьбах.Утром,только на небе появлялись первые солнечные лучики,перепёлка извещала всем жителям поля:"Пора вставать!Пора вставать!"Все просыпались и занимались каждый своим делом.Полевые мыши и суслики бежали по колосья,запасаясь на зиму,жаворонки подымались в небо,встречая солнышко пением,перепёлки занимались хозяйством так как были многодетными матерями.В нашей перепёлки было всё по другому.Началось всё с того,что однажды прибежала к ней соседка,тоже перепёлка.
- Соседушка,может ты присмотришь за моими детками,покуда я сбегаю к куме на соседнее поле? Больше мне не к кому обратиться.Я быстренько,уверяю тебя.
- Хорошо,присмотрю.-Согласилась наша перепёлка.Целый час она нянчилась с детками,потом покормила их,спать уложила,в гнёздышку в соседки прибрала,кушать приготовила,а соседки всё нет и нет. Наконец-то она объявилась и ещё с порога затараторила:"Ой,извини,соседушка,хотела так быстренько,да кума чаем с пирогами угостила.Такие пироги вкусные были,такие вкусные,ну никак не могла отказать!
-Ничего,так и быть.-Примирительно ответила перепёлочка.-Ну ладно,я пойду.Дома дел не початый край. Она пошла так и не услышав от соседки слова благодарности.
 В конце поля на обочине росла старая скрипучая ива.На ней сорока гнездо себе смастерила.Ну,а так как сорока слыла большой модницей,то чего только в том гнезде не было.Она обожала вещи,которые сверкали и блестели.Если не могла купить себе чего-то или выпросить,то не брезговала и тем,чтобы украсть понравившуюся вещь.О её нехороших привычках знали все,поэтому в гости не приглашали.И если возле чужого гнезда появлялась сорока,то хозяева были не рады этому,или совсем прогоняли не прошенную гостью.В её гнезде не было свободного места от разных вещей.Здесь и разноцветные ленточки,и кошельки,и старые очки,даже золотая серьга,которой сорока очень гордилась.Украшая себя этим добром и сидя на старой иве,сорока громко стрекотала.Это для того,чтобы все обратили на неё внимание,посмотрите мол,какая я красивая.
    Как-то однажды услыхала она о перепёлочке,которая никому ни в чём не отказывает по своей доброте.Сорока сразу же и сообразила:"Зачем я буду спину себе гнуть,когда рядом есть такая соседка?Полечу ка я к ней."И хитрая сорока через несколько минут сидела возле перепелиного гнезда.
- Здравствуй,соседушка!
- Здравствуй,сорока белобока.Что привело тебя ко мне?
- Ой,соседушка голубушка,так я захворала,так захворала!И головушка у меня болит,и в боку колики.Лапку вот подвернула,ступать не могу.Может ты мне помощь окажешь по хозяйству?Сама я как видишь не могу.
- Ну конечно же помогу!Как не помочь?-ответила перепёлка.
    Целый день сорока прихорашивалась на ветке возле своего гнезда тогда,когда наша перепёлочка хозяйничала в её доме.Она прибрала,подмела в доме,каши для сороки белобоки наварила,своим же маслом и приправила.Под вечер так устала,что еле на ногах держалась.Когда сорока зашла в свой дом,то не узнала его.В доме вечно царил хаос,а теперь везде блестело чистотой и уютом.На столе в горшочке вкусно дымилась каша.
- Всё,перепёлко,можешь уже идти.-Сказала сорока.Она скорей ухватила ложку и набросилась на кашу.Больше она не обращала внимания на перепёлку,с аппетитом уплетая кашу.Ложка только мелькала то к горшочку,то к сорочьему клюву.Сорока и не думала приглашать помощницу к столу.А перепёлка взирая на сороку,ещё и жалела её:"Бедненькая,это же надо так проголодаться!"
    Прошло некоторое время.Курочка даже не заметила,как стала всем очень нужной.Её уже и дома нельзя было застать.Только под вечер она добиралась к своему гнёздышку.Даже привычного всем:"Спать пора!Спать пора!" от неё больше не слышали.В её собственном дому чувствовался беспорядок.Печь не топлена,в горшочках не наварено.Не стало времени ни за собственным домом присматривать,ни пироги печь.Ведь теперь перепёлочка всем стала нужна.Но прошло время и переутомление от тяжёлого труда дало о себе знать.Заболела наша перепёлочка.Однажды она не смогла подняться с кровати.Лежит,стонет.А на пороге жаворонок уже поджидает.Прилетел помощи просить.
- Не могу я сегодня.Что-то немощь меня одолела.-Простонала перепёлка.Весть в миг облетела поле.
- Перепёлка заболела!Как же мы без неё?Мы же без неё как без рук!-горевали соседи и родственники.
    Проходили дни за днями,а перепёлка всё никак не могла выздороветь.Никому больше не было до неё дела.Еле приготовит себе кашу,да и снова ложится.Теперь уже никто её не тревожил,но никто и не помог.Все те,кто раньше оббивал её пороги,теперь даже не вспоминали о своей помощнице.Никто не изъявил желания проведать,тем более помочь перепёлочке.Никому не было интересно,есть ли у неё пища,убрано ли в её доме.Теперь в нашей курочки было время подумать,правильно-ли она поступала?За её доброе сердце соседи отблагодарили ей злой неблагодарностью.Она себя почувствовала одинокой и беспомощной.
- Как мне перезимовать?Я себе даже запас на зиму не успела сделать.Закрома мои пустые.Настанут лютые морозы,а у меня есть нечего будет.Не перезимовать мне.-Думала с тоской перепёлка.Но однажды,когда на улице шёл дождь,в дверь кто-то постучался.
- Заходите,не заперто.-Сказала курочка.В комнату забежала серая полевая мышка.
- Позвольте погреться,а то на улице такой ливень!Я из соседнего поля.Измокла вся.Дождь закончится и я уйду.
- Извините,уважаемая мышь,нечем мне угостить вас,печь не топлена.Болею я.-Тихо проговорила перепёлка.
- Ой,да что вы!Не волнуйтесь!Я сейчас помогу вам.-Сказала мышка и кинулась хозяйничать.Она растопила печь,сварила кашу,больную накормила.На душе у перепёлки стало так хорошо и весело,что она начала выздоравливать.Выслушала мышь её историю и уответила:"Я думаю,что вам нужно сменить место жительства,да и свои привычки.Надеюсь,уважаемая перепёлка,вы уже поняли,что не всем нужно помощь оказывать,а только тем,кто действительно в этом нуждается.Да и себя поберечь нужно.Собирайтесь,пойдём на моё поле.У меня там перепел живёт по соседству.Вот он действительно нуждается в помощи.Его перепёлка погибла в когтях ястреба,а перепел остался сам с малыми детками.Тяжело ему одному.Да и перезимовать будет где,всё же не одна.Подумала перепёлочка и согласилась.Так и появилась у неё своя семья и дом.Но курочка помнила о своей прошлой ошибке и теперь не всем бежала помочь.Но со старых привычек у неё одна всё-таки осталась:утром вставать и всех на поле будить,а вечером взывать:"Спать пора!Спать пора!"
    Вот такая история.Пусть же и вам она будет в назидание.