Тупик Саммеровского переулка

Юрий Бровер
Я по специальности весьма далёк от архитектуры; никакого отношения к ней не имею, если не считать того, что мой двоюродный брат,  москвич, был заслуженным архитектором РСФСР. Но я очень люблю старые и старинные постройки, долго  могу их рассматривать  и получаю огромное удовольствие при этом.  Значительно меньше  интересуют великолепные современные здания, которыми наполняется Харьков. Ну, не волнуют они меня!
Много осталось у меня в Харькове точек притяжения. В памяти хранятся отрезки улиц и виды многих зданий, маленькие и большие события, связанные с этими местами. Вот какие «объекты» чаще других будоражат моё воображение и память.
Улица Энгельса, дом 6. Начиная с 1944, года почти регулярно, проходили мы мимо него по дороге на толкучку Благовещенского базара – Благбаза. Как там, на толкучке, было интересно - прямо музей под открытым небом!  Старые книги, марки, монеты, всяческий антиквариат, радиодетали .
 Дом выделялся своей необычностью, стеклянной поверхностью, загадочной заброшенностью, маленьким куполом на углу и огромной трещиной на торцевой стене. Он  пустовал после войны, а раньше там находились складские помещения и что- то вроде ВДНХ Украины
Значительно позже влюбился   в дом 14 по улице Маршала Бажанова (б. Черноглазовская, б. доходный дом товарищества  Гельферих- Саде)  Чуть наискосок от  него стояло давно снесённое здание 49-й мужской средней школы, в которой  учился в 1944-1945 годах. Но тогда я не обращал внимания на него. А красоту, оригинальность здания и «остатков былой роскоши» интерьера оценил лет 50 спустя. Много замечательных, интересных домов на близлежащих улицах М. Демченко и Потебни.                Не так давно я узнал из Интернета, что оба мои любимца построены по проектам  архитектора  А.И.Ржепишевского, о котором  раньше я и не слышал.
И, наконец, о районе Рымарской улице.  Мы жили на Сумской  28, детский сад был на Рымарской, напротив Оперы. Переходил я Сумскую, останавливался у  аптеки № 16 и некоторое время любовался милиционером-регулировщиком - виртуозом. Он стоял на перекрёстке улиц и артистично манипулировал жезлом, да ещё со свистком в губах! Затем долго рассматривал в витрине аптеки большие стеклянные шары красного и синего цвета. На стекле витрины была надпись АРОТНЕКА и некоторое время я называл аптеку аротнекой . Вот не помню, ходил ли я сам на « работу», или меня сопровождали.
 Если идти    по левой стороне Рымарской  к  центру, то сразу за поворотом находился районный ЗАГС, из которого в сентябре 1959года я вышел женатым человеком. Метров на тридцать ниже – ОВИР; в 2002 году провёл я там в очереди  на оформление документов для  выезда в ФРГ не самые приятные часы моей жизни. Ещё ниже больница, в которой умерла  тётя, прожившая со мной и мамой 38 лет.  Затем тыльная часть театра им. Шевченко и напротив крутой спуск Классического переулка, где жил мамин дядя с женой, добрые и гостеприимные люди.
 На правой стороне Рымарской, если идти от Сумской, до появления грандиозного, но мрачноватого здания оперного театра,  стояли:  серое здание Управления связи, затем – аллея Сада и несколько симпатичных   жилых домов, принесенных в жертву  искусству. Далее на самом повороте улица упиралась в  розоватый   дом с трещинами и проход во двор, где сразу бросался в глаза старый- старый трёхэтажный дом из красного кирпича.  Возле  двери висела мемориальная доска из цветного металла Герою Советского Союза легендарному подводнику 
И. И. Фисановичу.  В лихие времена  её не стало. Зато на углу появился современный очаг культуры- ателье под  названием  « Татуировка». Новую доску установили в более людном месте поблизости от филармонии.  Доску установили высоко от земли в целях безопасности и выполнена она вроде бы из гранита, который  металлоломщики  не принимают.
К дому в тупике Саммеровского переулка  в 2007 году (во время моего последнего  свидания с Харьковом) можно было подойти двумя путями.                Свернуть в арку проезда между филармонией и величественным, великолепным домом № 19 на Рымарской; впечатление от его главного фасада  несколько теряется из-за невозможности взглянуть на него с приличного расстояния. Да и цвет мрачный.  А вот торец  чрезвычайно живописен благодаря красному цвету кирпича, выбитым окнам и вообще нежилому виду. Дом построен по проекту всё того же  А. И. Ржепишевского, он и жил в нём некоторое время.  Ещё дом известен тем, что в нём находилась поликлиника, в которой за умеренную  плату вели приём лучшие врачи города.
 Далее чуть-чуть свернуть налево и мимо ужасающих разрухой тылов филармонии, через запущенный двор  добраться до дома на фотографии. Пройдя через арку, вы окажетесь в тупике заповедного Саммеровского переулка.
     Можно туда попасть и другим путём. Пройти вниз по Рымарской, свернуть  в переулок Кравцова, дойти до первого угла и  вы в начале Саммеровского, вся длина которого составляет  120 метров.  В угловом двухэтажном, теперь трёхэтажном доме жил один из первых харьковских коротковолновиков Леонид Леонидович Черняк.  Я иногда посещал его, восхищался его превосходной по тем временам связной радиоаппаратурой, помогал устанавливать антенны. Но в Саммеровский переулок ни разу не заглядывал.
Впервые попал я в  переулок  благодаря « вещему» сну. Почитайте  http://www.proza.ru/2011/07/05/1341.
В последние годы харьковчане, в том числе историки проявляют растущий интерес к переулку. Лень и неохота заниматься плагиатом, поэтому рекомендую открыть http://kharkov.comments.ua/article/2012/10/20/000528.html и почитать.
Дом в тупике…   Как этот древний, неухоженный старик ещё хорош собой!  Кем были его жильцы-купцы, военные? Возможно учителя, врачи, артисты - ведь гимназия, больница и театр были рядом.  Живы ли их потомки?  Как менялся социальный статус жильцов после всяческих катаклизмов? Менялись  ли хоть раз двери и оконные переплёты с  момента постройки? Как выглядели дворники?   Простор для фантазий на различные сюжеты.
И главный вопрос, какое будущее уготовано этому и другим домам переулка?
Неподалёку Исторический музей и скорее всего ему не хватает выставочных площадей. Подарите музею эти дома, если они ещё сохранились, а то будет поздно. Посмотрите на фотографию, как уверенно надвигаются   « хмарочоси» на историю города!