Безвременник или зимний крокус

Бокитько Олег
Осенью в Крыму зацветает великолепный цветок, фиолетовый, с яркими оранжевыми тычинками. Когда я впервые увидел, а было это 10 лет назад, в ноябре 2003 года, мне сказали, что это безвременник.

Долгое время я думал, что безвременник – это местное название крокуса, ведь крокусы я видел и раньше, до Крыма. Правда цвели они весной, когда распускались листья, а не в ноябре, когда листья опадают. Но такую особенность я приписал не цветку, а Крыму. Ведь цветут же в Крыму розы под Новый год и подснежники в январе! Да и сирень, порой, в ноябре зацветает, если тепло слишком долго. Даже сейчас у меня на даче на смородине местами цветы распустились. В общем, я не стал особенно вникать, что это за безвременник, цветёт себе, да и ладно. Свыкнувшись с мыслью, что в Крыму цвести может что угодно и когда угодно, я окончательно отнёс безвременник к крокусам и больше о нём не вспоминал.


В прошлом году я ездил на горное плато Ай-Петри в октябре  и очень удивился, что безвременник там растёт не штучно, а целыми полянами.

Честно говоря, если ноябрь ещё можно отнести к чудесам крымской погоды, то октябрь – довольно тёплый месяц и никаких аномалий с цветением весенних цветов в октябре не случается. Просто на Ай-Петри гораздо холоднее, чем у её подножия. Градусов на 10-12.  Поэтому наверху растения чувствуют себя так же, как внизу  месяцем позже.  Тогда у меня и закрались сомнения, что это обычный крокус.

И я полез по энциклопедиям интернета. В Википедии я быстро нашёл безвременник осенний. Какие только народные названия не соответствовали этому цветку! Собачий лук, зимний крокус, паучий цветок, луговой шафран,  чёртов хлеб…. а по научному – лилиецветные, семейство – безвременниковые, род-безвременник, вид -безвременник осенний.


Оказалось, что цветок ядовит, а безвременником он назван за своё удивительное свойство: семена появляются весной, вместе с листьями, а цветок – только осенью. То есть семена – раньше цветка. Вроде как нарушена связь времён – вот и имя – безвременник. На самом-то деле ничего не нарушено. Как и положено, сначала цветок – осенью, потом созревает плод – коробочка с семенами. Но весной. Безвременник осенний,  как оказалось, настолько ядовит, что цветоводам рекомендовано работать с ним в перчатках. Особенно ядовиты повреждённые луковицы ( и правильно, нечего вредить природе! :) )

Но, всё-таки, какая это красота! Ведь я наблюдал безвременник в течении 6 лет, даже не догадываясь, что он ядовитый. Кстати, как и многие другие яды, безвременник используется в медицине. Из него готовят какое-то зелье от лейкемии.  Ещё его используют от раковых опухолей и каких-то других экзотических болезней. В общем – змея на стебельке :)

Одним словом, если им только любоваться, то он, кроме пользы ничего не приносит.

А что всё-таки у него общего с крокусом? А ничего, кроме внешнего сходства. Крокус ( а точнее шафран ) – растение из совсем другой сказки.