Памяти Козьмы Пруткова

Татьяна Завадская
В 2014 году исполняется 130 лет,  как было впервые  издано "Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова".
Это был 1884 год.  Прошло девять лет после смерти Алексея Константиновича Толстого. Подготовил публикацию Владимир Михайлович Жемчужников, двоюродный брат поэта. В ноябре этого же  года Владимир Михайлович умер в возрасте 54 лет, вскоре после выхода  собрания сочинений в свет.
Под псевдонимом  Козьмы Пруткова А.К. Толстой вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми писали шуточные произведения.
Считается, что начало этого союза было положено в 1849 году, когда братья Жемчужниковы отдыхали в своём орловском  имении. Там Александр Михайлович написал басни "Незабудки и запятки", "Цапля и беговые дрожки", "Кондуктор и тарантул". А затем к их задорной, весёлой компании присоединился Алексей Константинович Толстой, когда они встретились в Петербурге.
Братья Жемчужниковы были сыновьями родной сестры матери Алексея Константиновича. Та рано умерла и Анна Алексеевна Толстая много уделяла времени племянникам. Поэтому частые  встречи и объединившее творчество переросли в кружок, который позднее стал называться «прутковским».
В детстве Жемчужниковы воспитывались в Первом кадетском корпусе в суровой обстановке николаевской эпохи, где мальчиков даже секли, не смотря на их происхождение.
Но юмор и шутки были в крови у братьев. Кадеты, обучающиеся с братьями, вспоминали, что их «смешинки», порой, заводили весь класс. Трудно было успокоиться от смеха во время занятий.
По возрасту они были немного моложе Алексея Константиновича.
Алексей  Константинович  Толстой (1817 - 1875)еще только начинал  писать свои лирические стихи, которые почти все будут  положены  на музыку Римским-Корсаковым и Чайковским. Он  еще  не создал тогда свои сатиры, которые в списках будут ходить по всей России. Только начал работать над историческим романом «Князь Серебряный». Ещё не был написан «Царь  Федор Иоаннович», постановка которого стала началом Художественного театра...
Алексей Михайлович Жемчужников (1821 - 1908)тоже стал известным поэтом и даже академиком, но со временем его забыли. Не суждено ему было прославиться в веках, хотя и его лучшие  стихи  положены  на  музыку. Многие знают песню, слова которой написал А.М.Жемчужников, поют её, но не знают автора:
     Сквозь вечерний туман мне, под небом стемневшим,
     Слышен  крик  журавлей все ясней и ясней...
 Александр  Михайлович  Жемчужников (1826 - 1896)именно он написал первые басни Козьмы  Пруткова. Отличался среди братьев особенным нравом, никогда не унывал и всё переводил в шуточный тон. Он стал крупным чиновником, но и с годами не утратил мальчишеского задора.
Владимир Михайлович Жемчужников (1830 - 1884), самый молодой из братьев, но прожил всего 54 года. Это ему принадлежит заслуга в подготовке к первому выпуску «Полного  собрания сочинений" директора Пробирной Палатки. Это он придумал биографию Козьмы Петровича Пруткова.
Молодые, красивые, богатые, блестяще образованные братья развлекались и шутили, создавая забавные сочинения. В начале своей деятельности они ещё не помышляли о славе. Сочиняли для себя, постановки организовывали в домашнем театре. Несомненно, что самым талантливым из них был Алексей Константинович.
Им написаны "Юнкер Шмидт","Мой портрет","Эпиграмма NI","Память прошлого".Другие  стихи  Пруткова написаны вместе с  Алексеем  Жемчужниковым. Именно Толстой со своей безупречной рифмой, остроумными выражениями и необыкновенным поэтическим даром создал  произведениям Козьмы Пруткова такую популярность. Существует  мнение, что и афоризмы в основном написаны А.К. Толстым.
Благодаря Алексею Константиновичу Толстому союз превратился в талантливого, хоть и вымышленного, писателя Козьму Пруткова. Он завоевал популярность в народе и живёт до сих пор.
Фразы, выражения Козьмы Пруткова употребляются ежедневно. Порой, мы даже не знаем, что повторяем его мудрые выражения, например:
"Что  имеем,  не храним; потерявши - плачем"
"Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает".
"Нельзя объять необъятное",
"Не совсем  понимаю, почему многие называют судьбу индейкою, а не какою-либо  другою,  более на судьбу похожею птицею".
Ну а про «кузькину мать» и говорить не стоит. Это выражение, которое не переводится ни на один язык мира с сохранением его сути. Оно понятно только нам, русским.
Н.С. Хрущёв ввёл  всё мировое сообщество в шок своей «кузькиной матерью»,все бросились переводить. Но, кроме «мать Кузьмы», никто вразумительно ничего не смог сказать.
А это выражение идёт с биографии Козьмы Пруткова, из его детских лет. Отец его был суров, да и мать частенько прикладывала тяжелую ладонь к мягким  частям Кузькиного  тела, внушая  сыну: 
"Единожды солгавши, кто тебе  поверит", 
Кузькина мать была справедливой и строгой женщиной, и в этом следует, очевидно, искать корни столь распространенного русского выражения,
Все мы были молоды, - вспоминал Алексей Жемчужников,- и настроение кружка, при котором возникли творения Пруткова, было веселое, но с примесью сатирически-критического отношения к современным литературным явлениям  и  к явлениям современной жизни.
Они писали  басни, эпиграммы, лирику, баллады, комедии, водевили, драмы. Интересны их работы в эпистолярном жанре. 
Братья сочинили подробную биографию Козьмы Петровича Пруткова. Родился он в начале  XIX  века. День  рождения - 11 апреля 1803 года. Он появился  на  свет  в  деревне  Тентелевой Сольвычегодского  уезда, входившего в то время в Вологодскую губернию, и происходил из незнатного, но весьма замечательного дворянского рода. При крещении его нарекли Кузьмой. А впоследствии он сам себя переименовал в Козьму.
Дед его, отставной  премьер-майор  и кавалер Федот Кузьмич Прутков, оставил потомству  знаменитые  "Гисторические материалы", которые содержат глубокие и остроумные мысли. Козьма Прутков опубликовал записки деда, добросовестно обработав их.
Причастен к литературе был и Петр Федотыч Прутков, отец  писателя, создавший  оперетту  "Черепослов, сиречь Френолог", которая была одобрена Державиным и другими поэтами.
Поэтому Козьма Прутков по наследственной линии тоже тянулся к литературной деятельности, сказывались гены. Сам он выражался так: 
"Отыщи всему начало и многое поймешь".
Образование Козьма Петрович получил домашнее, освоив науки с помощью приходского священника Иоанна Пролептова. 
Начало жизненного пути Козьмы Пруткова прошло в гусарах
"Если  хочешь быть красивым, поступи в гусары", - писал он.
Однако уже через три  года он оставил службу, увидев во сне голого бригадного генерала в эполетах. Этот сон показался ему дурной приметой.
В 1823 году после отставки К.П.Прутков поступает на службу в министерство финансов и проработал там до смерти.
Братья создали образ важного, самодовольного чиновника, занимающего пост директора Пробирной Палатки Горного департамента министерства финансов в Петербурге.
К.П.Прутков безукоризненно управлял Пробирной Палаткой. Подчиненные любили, но боялись  его, поскольку он был справедлив, но строг.
В Пробирной Палате  занимались определением примесей в драгоценных металлах, за наложение клейм взималась пробирная пошлина. 
Так что создатели литературного образа снабдили его существующим родом занятий и определили в восемнадцати комнатную квартиру, соответствующую его статусу.
В Пробирной Палатке Козьма Петрович дослужился до действительного статского  советника и получил орден св. Станислава 1-й степени. Его принципом жизни было "усердие все превозмогает".Он писал: "Мой ум и несомненные  дарования, подкрепляемые беспредельною   благонамеренностью, составляли мою протекцию".
Издатели Козьмы Пруткова говорили, что, "будучи умственно ограниченным, он давал советы мудрости; не  будучи поэтом, он писал стихи и драматические сочинения; полагая быть историком, он рассказывал анекдоты; не  имея образования, хоть бы малейшего понимания потребностей отечества, он сочинял для него проекты  управления".
Для большей оригинальности и юмора и  ввели братья в биографию Козьмы Пруткова деда и отца, тоже  ранее занимавшихся литературной деятельностью.
Ну а мудрые мысли деда "Выдержки из записок моего деда" хорошо описал А.К. Толстой.
До сих пор спорят, писал  ли  Козьма Прутков  пародии, подражал  ли знаменитым  поэтам  или был оригинальным писателем.
Прутковская пародия помогает понять дух, идею произведения, но ирония ее не оскорбительна в веселой обработке А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых.
Несомненно, Козьма  Прутков - одно из воплощений нашего национального юмора. Когда-то Козьма Прутков был еще смешнее, но время стерло во многом его злободневность.
Козьма Прутков был чрезвычайно популярен. О нем писали Чернышевский, Добролюбов, Аполлон Григорьев и многие другие критики. Его постоянно цитируют Достоевский, Салтыков-Щедрин, Герцен, Тургенев, Гончаров и другие русские писатели.
Сам Прутков тоже учился у многих.
В стихотворении о  юнкере  Шмидте,  иронизируя  над собой,  Толстой  прикоснулся  к  большому и глубокому  чувству. В это время он был влюблён в Софью Андреевну Миллер. Он страдает от неясности и двойственности своего положения, так как она была замужем, и мать была против его встреч с чужой женой. Стихотворение "Юнкер  Шмидт" Алексей Константинович написал в 1851 году, вскоре после встречи на балу с женщиной, которая  потом стала его музой и женой.
В 1854 году братья хотели выпустить отдельное  издание  своих сочинений. Лев Михайлович Жемчужников, Александр Егорович  Бейдеман  и  Лев Феликсович Лагорио - три художника трудились одновременно над всем известным теперь портретом Пруткова. Но цензура не пропустила этот портрет и издание сочинений не состоялось.
Большая часть стихотворений и прочих произведений была передана через Владимира Михайловича Жемчужникова в "Современник". Редакция "Современника",увидев литературное богатство, создала особый отдел, который назвала - "Литературный ералаш".
А потом в жизнь друзей вошла война и  другие события, не располагавшие к шуткам и  веселым занятиям... И до 1859 года Козьма Прутков не появлялся на страницах журналов. Но народ продолжал помнить Козьму Пруткова и ждал его произведений.
Через несколько лет после окончания войны имя Козьмы Пруткова снова замелькало в печати. Но молодость прошла, у каждого из братьев уже был выбран свой жизненный путь, у каждого были свои планы.
И они возвращались к Козьме Пруткову всё реже, отражая в произведениях судьбу России после Крымской войны. Кругом кипели предреволюционные бури. Народные заступники, нигилисты, террористы, либералы, демократы будоражили жизнь.
Своим возрождением после войны Козьма Прутков обязан Владимиру Михайловичу Жемчужникову, который поддерживал тесные связи с редакциями "Современника" и "Свистка".
Смерть  Добролюбова  и  арест  Чернышевского   не   остановили   выхода "Свистка".  Он выходит до 1863 года. "Проект" Козьмы Пруткова вместе с  некрологом  по поводу его безвременной  кончины  появились  в  последнем,  девятом,  номере "Свистка".
 К этому времени союз А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых практически уже распался и поэтому Козьма Прутков скончался 13 января 1863 года.
Так братья закончили биографию своего вымышленного писателя, под именем которого печатали свои произведения  все эти годы.
Обстоятельства этого скорбного события описаны в стихотворении покойного "Предсмертное" и некрологе, опубликованном в "Современнике".
В "завещании" Козьмы Пруткова можно прочесть:
"Я... в особенности дорожил отзывами о моих сочинениях приятелей  моих: гр. А. К. Толстого и двоюродных его братьев Алексея, Александра и  Владимира Жемчужниковых. Под их непосредственным  влиянием  и  руководством  развился, возмужал, окреп и усовершенствовался тот громадный литературный талант  мой, который  прославил  имя  Пруткова  и  поразил   мир   своею   необыкновенною разнообразностью...
Благодарность и строгая  справедливость  всегда  свойственны  характеру человека великого и благородного, а потому  смело  скажу,  что  эти  чувства внушили мне мысль обязать моим  духовным  завещанием  выше поименованных  лициздать полное собрание  моих  сочинений,  на  собственный  их  счет,  и  тем навсегда связать их малоизвестные имена с  громким  и  известным  именем  К.Пруткова".
Время показало, что Козьма Прутков бессмертен.
В 2013 году исполнилось 150 лет со дня смерти вымышленного писателя Козьмы Петровича Пруткова, чья биография от рождения до смерти необыкновенно талантливо описана братьями.