ИВЛ 57 Честные и работящие парни...

Сергей Бурмистров
Честные и работящие парни...

   Начало литературы - политическое или общеобазовательное: описание подвигов фараона или иного царя, сборники религиозных гимнов...
    В Индии, например, древняя литература вся религиозная (как минимум, другой не найдено).
   Волшебные сказки появляются немного позже. Может быть, некоторые сказки и являются тайными инструкциями по магии, продолжая выполнять государственные, образовательно - пропагандистские функции. Но есть вещи нерациональные, с персонажами, которые сами ничего не хотят. Это как у Диккенса: вот маленький мальчик, а вот куча взрослых, каждый из которых что-то свое из мальчика делает.
   Сам герой в такой литературе хочет одного: вернуться к своей старой работе. Отношения к герою могут быть самые разные: начиная от извращеных жен начальников главного героя и кончая гигантскими змеями и крокодилами, которые, оказывается, тоже поголовно все колдуны и экстрасенсы.
   Развлекаловка - иначе это понять нельзя. Вся суть - в удивительном разнообразии внешнего мира; принцип построения - "Что я видел". Демонстрация буйной (по тем временам) фантазии автора.
   Напоминаю: герой при этом сам ничего не делает. Только реагирует на внешние обстоятельства. Реагирует пассивно, без собственого характера ("дают - бери, бьют - беги").
   
   Такой крутой "реализм наблюдателя" мне неинтересен. Хочется психологии в герое, хоть каких-то романтических моментов, наличия в нем мечты или некоего жизненного принципа.
   
   Понять, может быть, можно. Жизнь была однообразная, без ПК и ТВ...
   Вот и фантазировали...

   Даже героические сказки и эпос намного сложнее: там герой активен, чего-то хочет, чего-то добивается. А здесь герой ничего не хочет; сам ничего не делает; психологической составляющей нет - вот что важно.

   Видимо, суть литературы все- таки не в перечислении событий, какими бы они сами по себе ни были. Суть литературы - в отношении героя к ним.