Медленное побеждает быстрое

Кузьмин Алексей
"Медленное побеждает быстрое" - принцип тренировки и совершенствования техники в тайцзи, но применимо к любому тренингу, где оттачивается точность движений.
Разумеется, технический уровень того, кто сознательно замедляет свои движения, отсекая лишнее, должен быть выше оппонента, использующего лишь скорость.
Технический пример: В айкидо атакующий берет захват за одноименную руку и готовится атаковать свободной рукой. Защищающийся поднимает кисть, подготавливая иккё - первый контроль. Он уже через руку чувствует центр атакующего, и может начать опрокидывание, смять его, но немного растягивает прием во времени. Конечно, атакующий либо не чувствует этого по неопытности, либо сознательно дает партнеру работать (что в принципе, и является внутренним соглашением в айкидо). Далее. Атакующий наносит амплитудный удар, с большой скоростью. Защищающийся, имея контроль через правильное положение, начинает вращение, кладя партнера на встречном входе. Он сминает партнера, хоть и действует с меньшей скоростью. Разумеется, атакующая рука оппонента отклоняется от цели, так как на его корпус передается вращение через его же захват. Более быстрое амплитудное движение нейтрализовано более медленным, но приложенным через более короткий рычаг, (или через круг меньшего радиуса).
Защищающийся заинтересован в том, чтобы замедлять свои движения, ради более четкого понимания контроля, степени болевого воздействия, рычагов и осей вращения. Если он будет торопиться, то это будет, возможно, более эффектно зрительно, но меньше будут прочувствованы рычаги, хуже будет чувство контроля центра противника, а степень контроля интенсивности болевого воздействия также уменьшится. Кроме того, сознательное замедление во время тренировки создает резерв времени, необходимый для применения приема в реальной ситуации, когда присутствует стресс, и прочие особенности работы не в зале.

Другой технический пример: Синъи. Защищающийся в левой саньтиши, левая рука и нога впереди. Атакующий тоже в левой стойке, начинает с прямого удара левой рукой (не обязательно стилевой, условно простой прямой удар - чжицюань). Рука атакующего скользит снаружи вдоль руки защищающегося. Защищающийся получает контакт с локтем партнера, и выводит поперечное усилие поперек удара, отклоняя атаку противника в сторону. Длина отрезка поперечного воздействия невелика, гораздо меньше отрезка прямого удара, необходимого, чтобы добраться от начальной точки атаки до корпуса защищающегося. Поэтому и скорость защищающегося меньше скорости атакующего. Далее. После короткого поперечного усилия, защищающийся переходит к продвижению вперед, навстречу приближающемуся сопернику, выполняя хэнцюань - "поперечный удар". Реально, противник наталкивается на кулак, выставленный в удобном для обороняющегося положении. Структура тела защищающегося выстроена правильно, и на атакующего передается либо ударное, либо опрокидывающее воздействие, либо и то и другое, в зависимости от конкретных усилий.
Разумеется, в процессе тренировки защищающийся заинтересован прочувствовать свой резерв времени, чтобы иметь большую уверенность в своей технике, и в способности применить её в реальной ситуации.

Туйшоу. К сожалению, размытость и "бесформенность" техники туйшоу затрудняют описание конкретного технического действия, но в практике толкающих рук работает та же идея. Получить контакт, контролировать поперечное отклонение руки соперника, "придерживая" свое преимущество в более выгодном положении центра и соответственно, в более выгодном угле соединения конечностей. Имея лучший рычаг, использовать воздействие на центр, поперечное отклонение конечностей, успевать следить за изменениями партнера - это вопрос практики. Конечно, в туйшоу есть быстрые выбросы, демонстрирующие преимущество (победу), но преимущество рождается во время медленного контакта, за счет лучшей оценки действий соперника, своевременности, правильных форм.
И мастер заинтересован совершенствовать именно предварительную оценку, чтобы не быть побежденным другим соперником, имеющим лучшие способности к оценке, более искусному в использовании правильных форм. Поэтому замедление своих действий по сравнению с более быстрыми действиями оппонента и является критерием превосходства в оценке, и, соответственно, в мастерстве.

Добавлю еще несколько соображений. Победить, используя меньшую скорость движений, это не значит, что нужно уступать противнику во всем. Как в физике: хочешь выиграть в силе - возьми более длинный рычаг. Хочешь сократить время - выбери более короткий путь. Такая же аналогия и в единоборстве. Попробую чисто физически описать все три варианта:


Слабое усилие побеждает сильное.

Хочешь малой силой победить большую:
1. Используй большую площадь опоры, как учил еще Дзигоро Кано. (Толкают - отступи, и потяни на себя в хорошей киба-дачи, выведи центр тяжести противника за площадь опоры.)
2. Используй свою силу поперек стойки противника - вовремя перемещайся. (Это основа практики свободных толкающих рук).
3. Используй длинный рычаг против короткого. (На захватах это особенно хорошо видно в айкидо, например вращения корпуса в ответ на разноименный захват запястья - тенкан)

Использовать меньшую силу не значит, что нужно стремиться к слабости. Это значит, при каждой возможности, уменьшать необходимое физическое усилие, стараясь провести прием более чисто, минимизировать усилия за счет превосходства в скорости и технике.

Медленное усилие побеждает быстрое.

Хочешь более медленным движением смять более быстро движущегося противника - используй:
1. Большую жесткость в момент касания. То есть - успей выстроить правильные формы тела (например тегатана в айкидо, особенно на ирими-наге; правильная форма руки в синъи или каратэ-до). И не просто выстроить, а дать напряжение мышц, собрать все тело в единую структуру. А для этого разумеется, нужна длительная тренировка. И не тренировка ударов, а тренировка умения вовремя закрепостить тело в правильной форме, умение перейти от одной формы к другой.
2. Лучшую пространственную форму тела, большую эффективную площадь опоры. Можно назвать это таймингом, как в айкидо, можно назвать это хорошим кихоном, можно вспомнить поговорку в ушу,  что столкновение начинающего с мастером подобно столкновению камня и яйца.

Более медленное движение не значит, что обсчет ситуации медленный. Наоборот, обсчет ситуации должен быть более быстрым, мастер должен оказаться в правильной точке в нужное время, и в правильной форме, разумеется. Но со стороны будет иллюзия, что он двигался медленнее. Почему к этому надо стремиться? Это тоже совершенствование техники, умение добиваться результата наименьшими усилиями.


Мягкое усилие побеждает жесткое.

Наверняка большинство занимающихся видело, как нелепо смотрится начинающий борец, который пытается создать максимальную жесткость, в борьбе с мастером борьбы. Мастер по нескольку раз успевает сменить захват, поменять направление броска, перейти на новый болевой, пока противник сопротивляется его предыдущему приему. Очевидно, что для того, чтобы мягкое победило сильное, нужно иметь:
1. Большую скорость осознанных движений.
2. Быстрее менять приемы, быстрее обсчитывать ситуацию.
3. Знать разные варианты приемов, иметь богатый технический арсенал.

И последнее:
Почему это не работает в ММА, боксе, кикбоксе, саньда и прочих спортивных состязаниях.
В спортивном единоборстве в основном, встречаются люди, максимально подобранные по равенству веса, возраста, опыта, силы, набору технических действий. У них нет возможности уступить в одном из пунктов, поскольку нет решающего перевеса в остальных. Они должны предъявлять все козыри, использовать весь технический арсенал, всю скорость, всю силу, всю жесткость. И в спорте выходят вперед другие стратегии. Например, измотать соперника, за счет лучшей силовой выносливости. Разумеется, если уровень спортсменов сильно различается, то тогда преимущество в скорости, силе и технике становится очевидным. Поэтому первый круг соревнований часто зрелищнее финалов.