Джон Гилл. Слава Божией благодати

Инквизитор Эйзенхорн 2
СЛАВА БОЖИЕЙ БЛАГОДАТИ,
ЯВЛЕННАЯ ТАМ, ГДЕ ИЗОБИЛОВАЛ ГРЕХ
Джон Гилл (1724)
На похороны г-на Смита

Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Рим.5.20-21

Явным замыслом этого послания является объяснить и оправдать великое учение о свободе оправдания грешника перед Богом вмененною праведностью Христа. И для того, чтобы явить это учение в его истинном свете, наш апостол принимает на себя эту задачу следующим способом: сначала он доказывает, что все человечество, как иудеи, так и язычники, находятся под властью греха и участвуют в вине его, что все они лишены праведности и не способны добиться ее делами закона, и затем переходит к объяснению того, что  правда, которой грешник оправдывается пред Богом, проявляется независимо от закона, хотя и закон и пророки свидетельствуют о ней; ибо это правда Божия, явленная в Том, Кто есть Бог и Человек;  что наше оправдание вытекает из чистой, свободной и богатой благодати, искуплением во Христе, и что путь, которым оно дается нам, является актом Бога Отца, Который вменяет эту праведность нам и через нашу веру делает ее нашей, и поскольку эта праведность оправдывает нас пред Богом, обилие мира, радости и утешения истекает в наши души. Это сейчас самая суть первых четырех глав этого послания; и теперь в этой пятой главе наш апостол говорит о великой любви Отца, отдавшего Своего Сына на смерть, и невыразимой любви Христа, пролившего Свою драгоценную кровь за грешников, чтобы они могли быть оправданы и спасены от гнева через Него; и также для него это повод сравнить глав двух заветов, Адама и Христа, и показать, как грех и смерть вошли в мир через одного из них, и правда и жизнь через Другого, и как изобилующая слава благодати проявляется в нашем оправдании жизнью Христовой.
И объясняя эту великую доктрину оправдания, он приступает к тому, чтобы устранить все возражения, которые возникают против нее, а именно, что она уничтожает закон, лишает смысла добрые дела и допускает распущенность; это те же возражения, которые появляются и сегодня, и это, как мне кажется, свидетельствует о том, что эта доктрина такова же и сейчас; то есть можно сказать, что учение об оправдании вмененной праведностью Христа, которое мы проповедуем, суть такое же, как и то, которое проповедовал и утверждал апостол, и поэтому возражения, выдвигаемые против нашего учения, касаются и его. Это также утверждает меня в вере, что учение об оправдании делами не есть учение Писания; и если мы читаем в этих словах о возражениях, которые могут быть сделаны против учения апостола, то мы должны сделать следующий вывод: если нет оправдания делами закона, если в мир вошел грех и грехом смерть, которая еще более упрочила свое владычество, когда был дан закон, то с какой целью он вообще был дан? Апостол отвечает, что таким образом умножилось преступление; точно таков же его ответ на возражения в Гал.3.9: "Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений".
Хотя многие считают так, что апостол говорит о состоянии вещей от Адама до Моисея, смысл этих слов таков, что никто не должен думать, что закон был дан для избавления людей от греха, и устранения ущерба, нанесенного им; однако из этих слов видно, что целью, результатом или следствием дарования закона было то, что "стал изобиловать грех", а поскольку греха предостаточно, есть также возможность или повод для проявления преизобилующей благодати, и, таким образом, благодать царствует и изобилует во Христе.
Поскольку время не позволит мне сделать и улучшить эти доктринальные наблюдения, которые нам дает Слово, в этой беседе я буду говорить лишь о следующем.
I. Что такое дарование закона, и каковы цель и следствия его.
II. Почему благодать преизобилует там, где изобилует грех.
III. Благодать царствует в противовес правлению греха.
I. Я начну с рассуждения о даровании закона, а также цели и следствиях его, поэтому надлежит объяснить три вещи на эту тему.
1. Что мы понимаем под законом.
2. Зачем закон.
3. В каком смысле преступления стали изобиловать через закон. 
1. Что мы понимаем под законом. Под законом мы понимаем либо церемониальные, либо нравственные нормы. Церемониальный закон был тенью будущих благ, он служил прототипом Господа Иисуса Христа и был для евреев педагогом, который приводил их к Нему; он состоял в "яствах и питиях, и различных омовениях и обрядах, относящихся до плоти", которые "установлены были только до времени исправления" (Евр.9.10). Сказать это будет не лишним, если учесть, насколько большой смысл несут эти слова. Церемониальный закон был дан на какое-то время, это не должно было продолжаться всегда, и это, как полагают некоторые, отражено в греческом тексте, согласно которому для апостола буквально закон даже не был дан, но он вошел, и это сказано нарочно, чтобы показать, что применение закона было лишь временным. Моральный закон пребывает вовек, как правило жизни, но церемониальный закон был дан на какое-то время, пока не пришла вера (Гал. 3.23, 25), то есть Христос, Который является одновременно и Предметом и Автором веры, ибо когда пришел Христос как суть, тени исчезли; когда пролилась Его Кровь, которая очищает от всех грехов, больше не нужно крови тельцов и козлов, омовений и очищений; когда эта великая Жертва была принята, ежедневная жертва прекратилась; когда духовное таинство совершено, плотские больше не нужны.
Опять же, церемониальный закон был добавлен к нравственному закону, был дополнением к нему и был предоставлен сверх него. Нравственный закон был дан, чтобы  обнаружить зло греха, церемониальный закон был добавлен к нему, чтобы привести веру детей Божьих, в рамках этого устроения, к истинной искупительной Жертве за грех. Опять же, церемониальный закон был признаком того великого зла, которое находится в грехе и требует жертвы Божией, которая должна была быть предложена во искупление греха, и это явно показывает, как велико это искупление и как злостна природа греха, и даже если  учитывать частое повторение тех жертв, а жертва за грех приносилась каждый год (Евр.10.1-4), это показывает лишь, как далеко она оставляла от совершенства приходящих с ней и как невозможно было, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи; понимая это, вы легко увидите мерзкую природу греха, и как она изобиловала и грех стал крайне грешен под законом.
Наконец, назначение закона состояло в том, чтобы привести веру детей Божьих к Личности, Крови, праведности и Жертве Христа, так что он должен был не только показать нам, что такое грех, и как он неугоден Великому Богу, но и как Его преизобилующая благодать появляется в прощении его через Кровь и жертву Христа, так что, "когда умножился грех, стала изобиловать благодать".
Но тогда под законом может пониматься также нравственный закон, который был дан чрез Моисея, и он упоминается в явлении этой благодати и истины, которая пришла во Христе. Закон был дан через Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Иоан. 1.17). Сумма этого закона есть любовь к Богу и любовь к ближнему, как следует из ответа, который Христос дал совопроснику, что задал этот вопрос Ему, сказав: "Учитель, какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь: Вторая же подобная ей: люби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях, утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22:35-37). Следовательно, поэтому апостол Павел говорит, что любовь есть исполнение закона (Рим. 13.10). И это закон, который, как я полагаю, имеется в виду в словах данного текста. Поэтому я должен объяснить:
2. Что подразумевается под входом этого закона. Мы можем рассмотреть закон, как он вошел в мир через Моисея, так как он был преподан через Ангелов, рукою посредника на горе Синай, а также, поскольку это входит в сознание бедного грешника.
Вхождение закона Моисея не предполагает, что не было никакого закона до того, как он был дан, потому что был закон природы, который был внесен в сердце Адама и оставался в нем в его невинном состоянии, сломанные же остатки его можно найти даже у язычников, как ясно из Рим.2.14-15. Кроме того, был также положительный закон, данный Адаму как главе своего завета согласно Книге Бытия: "А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, когда ты съешь от него, ты умрешь". Через нарушение этого закона он погубил себя и всех его потомков, и это было бы навсегда, если бы не вмешательство и действенное посредничество Господа Иисуса Христа. Таков был закон, предшествующий тому, что был дан на горе Синай.
Также нельзя предположить, что закон, который вошел в мир через Моисея, имеет иной характер, чем то, что было написано на сердце Адама, в его состоянии невинности, но только то, что он был дан иным способом, ибо тот был написан на скрижалях сердца, другой на каменных скрижалях; первый был дан человеку, чтобы жить им, другой положен в ковчег, который был прообразом Христа; первый был дан в качестве завета дел, другой только как правило жизни, чтобы показать то, что должно быть сделано, и то, чего следует избегать, чтобы обнаружить природу греха и неспособность твари  сохранить этот закон, чтобы душа, понимая эти вещи, могла обратиться ко Христу, Который исполнил не только весь закон, но и цель его, и Сам стал этой целью и концом закона  к праведности всякому верующему (Рим.10.4). Так, что закон природы, и закон Моисея по сути своей единаковы.
Опять же: здесь может идти речь о времени дарования закона; Бог вмешался, и закон вошел между грехом Адама и жертвы Христа для него; преступление было совершено задолго до вступления закона, и закон вступил задолго до жертвы Христа, которая была предложена за преступление; он вошел в мир между тем и другим. Преступления царили на земле, и после долгого времени был дан закон что таким образом умножилось преступление, и после столь долгого времени, приходит Христос, чтобы искупить это преступление, да преизобилует благодать. Сразу после совершения преступления было дано обещание благодати, и между этим обещанием и его исполнением вступает закон. Но мы можем также рассмотреть закон, как он входит в сознание бедного грешника, частным образом, тайно и как бы украдкой; и это же греческое слово используется, где мы читаем о лжебратьях, пришедших тайно, врасплох, как бы украдкой, "чтобы подсмотреть за нашею свободою". Когда закон был дан чрез Моисея; не входил таким образом; присутствовало десять тысяч святых, то есть , Ангелов. И точно так же, когда Господь говорил десять речений, весь народ видел громы и молнии и звук трубный, и гору дымящуюся; (Исх. 20.18), так что закон не был введен частным образом, но в присутствии ангелов и людей. Но когда закон вступает и входит в сознание человека, это происходит внезапно, почти врасплох, и он сразу же вызывает грех предостаточно. Пример тому мы видим у апостол Павла, ибо, говорит он, "я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер" (Рим.7.9).
Павел считал себя, прежде чем пришла заповедь, хорошим евреем, святым и праведным, находящимся на правом пути к небу, но когда заповедь пришла ближе к его совести, и он постиг совершенство закона и духовность его, и тем самым был сильно убежден в нечистоте своей природы, и несовершенстве его послушания, то грех ожил, начал изобиловать и стал крайне грешен для него и убил его страхом. Поэтому эти слова могут быть отнесены к использованию закона, хотя я скорее склонен думать, что они должны быть поняты из вступления закона Моисея в силу, что мы и рассмотрим теперь.
3. Цель или следствие закона были таковы, что "таким образом умножилось преступление". Под преступлением мы можем понимать как грех Адама, так и любые и все грехи и преступления, но есть некоторые основания полагать, что под преступлением апостол прежде всего понимает здесь именно грех Адама, ибо именно этот грех он трактует в предыдущей главе, а также слово paraptwma, которое апостол использует здесь, означает падение, и таким образом, здесь скорее всего подразумевается то,  мы обычно называем падением Адама, хотя, признаюсь, это слово иногда используется для обозначения фактических грехов и преступлений. Тем не менее будет не лишним поразмыслить, как преступление Адама стало изобиловать после и из-за введения в силу закона Моисея.
Во-первых, вина греха Адама слала изобиловать во всех его потомках, будучи вменена им, ибо перед этим нам сказано, что "как преступлением одного всем человекам осуждение, и непослушанием одного сделались многие грешными".  Теперь апостол утверждает, что там, где нет закона, нет и преступления (Рим.4.15), и что грех не вменяется, когда нет никакого закона (Рим.5.13), и здесь возможно возражение, что как же грех существует и вменяется, и смерть может царствовать им над сынами человеческими, когда не было дано никакого закона? Я отвечаю: был, как мы уже сказали, закон природы, написанный на сердце Адама, по сути тот же самый, что и закон на горе Синай, и он был сломан через нарушение конкретной заповеди, и тем самым грех действительно существует, и справедливо вменяется Богом. Адам был тогда не просто человеком, но и представителем всего человечества, и вследствие его падения этот закон и свет природы стал слабым и тусклым, так что существование и вменение греха не проявлялись через него должным образом, а потому великий Бог счел нужным возобновить закон на Синае, что преступление могло быть более заметным, и вменение его более справедливым, и таким образом, закон пришел после, и потому умножилось преступление.
Во-вторых, вменяется не только вина за грех, но и порча природы Адама распространяется на все его потомство, ибо "кто может родиться чистым от нечистого? ни один" (Иов 14.4). Это растление природы, которое апостол называет грехом, живущим в нас, изобилует во всяком человеке и под законом проявляется все больше и больше, согласно тому, что апостол говорит в Рим.7.8:  "но грех взяв повод от заповеди, поднял во мне всякую похоть" (KJV). Это неотъемлемое растление моей природы воспользовалось возможностью, через запрет закона на грех,  чтобы вызвать во мне похоти плоти и плотские желания ума, и толкнуло меня совершать греховные действия. Таким образом, закон пришел после, и потому умножилось преступление.
В-третьих, благодаря закону Моисея грех Адама стал крайне грешен, ибо он присутствует теперь при отягчающих обстоятельствах. Ибо, хотя вкушение запретного плода может показаться незначительным преступлением, но если вы видите, что это была заповедь великого Бога, и Его Божественная власть и святые повеления были попраны, славное совершенство Его справедливости, истины и силы оказалось в презрении, Его чистый и совершенный образ в человеке, созданном  в праведности и святости истины, подвергся порче, а слава, которую тварь должна была воздать Творцу, будучи обязана служить Ему, была потеряна, то мы можем понять, насколько это было серьезно. Один богослов (Ляйтфут. - Пер.). выразился так, что "единым прегрешением Адам разбил скрижали и нарушил все их заповеди:
1. Он оставил дружбу с Богом и последовал за дьяволом.
2. Он обоготворил самого себя.
3. Он стал призывать Бога напрасно, на самом деле не веря Ему.
4. Он не соблюл покой и состояние, которое Бог доверил ему.
5. Он опорочил Отца своего Небесного, и потому дни его в земле, которую Бог дал ему, не продлились долго.
6. Он убил себя и всех своих потомков.
7. Он совершил блуд от Бога в своем уме.
8.  Он украл то, что Бог повелел ему не брать.
9. Он  засвидетельствовал против Бога, сочтя, что дьяволу можно верить.
10. Он с жадностью возжелал зла, которое стоило жизни ему и всему его потомству".
Таким образом, он нарушил все заповеди. Теперь же дан закон, который, таким образом ,обнаруживает гнусность этого греха, в этих конкретных случаях. И в этом смысле закон пришел после, и таким образом умножилось преступление.
Под преступлением мы можем также понимать любой шонх или все фактические грехи и преступления, а теперь давайте посмотрим, в каком смысле они изобилуют под законом.
Во-первых, закон дает простое открытие и раскрытие их, и позволяет нам видеть их в надлежащем свете, ибо законом познается грех (Рим. 3.20; 7.7), и  апостол говорит нам, что он не иначе узнал грех, но законом, ибо это зеркало, в котором нам при свете Духа является наше внутреннее уродство и греховность нашей жизни, при том, что это не кривое зеркало и не увеличительное стекло; оно не являет грехов больше, чем их есть, или в большей степени, чем они могут быть,  но оно обнаруживает эти грехи так, что мы видим их большими, хотя раньше считали их незначительными, и считаем грехом то, что раньше не считали им, и таким образом, грех изобилует от вступления закона.
Во-вторых, закон делает грех изобильным, запрещая его, так что хотя в законе нет никаких дефектов, но растленное сердце человека таково, что чем больше его сдерживают и что-то ему запрещают, тем больше ему хочется это сделать. Если человек в сильной лихорадке, то чем больше ему запрещают пить, тем больше он жаждет; и поток воды при попытке остановить его поднимается, набухает, бурлит, переполняется и выходит из берегов. Таково порочное и растленное сердце человеческое, и когда Господь повелел Израильтянам идти в землю Ханаанскую, они отказались, но когда Господь запретил им входить, то они побежали туда со всех ног; и когда обрезание было постановлением Божьим, то окрестные народы ненавидели его, а когда оно было отменено смертью Христовой, то его стали рассматривать как необходимое для спасения. О, как отвратительно растление сердца человеческого!
В-третьих, грех, совершенный против закона, становится более тяжким, ибо он совершен против света и знания, м здесь не может быть предлога незнания, как прикрытия для греха, ибо тот, кто знает, что есть Господня воля, и не поступает в соответствии с его, бит будет много (Лк. 12.47), ибо он открыто бросает вызов Небу, презирает и попирает ногами величие и власть Бога, явленные в Его законе, ибо в соответствии с величием Законодателя ни одно преступление не может быть незначительным, и если грех есть беззаконие, то он особо отвратителен потому, что велик Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить (Иак.4.12), и это делает преступление еще более отвратительным. И таким образом, при законе изобилует грех. Сказанного достаточно по первому моменту.
II. Теперь скажем о благодати, преизобилующей там, где изобиловал грех. Во-первых, я постараюсь показать, где и как она приходит; во-вторых, приведу некоторые случаи преизобилующей благодати, которая превышает грех.
1. В человеческой природе грех делал и делает всего предостаточно. Не успел грех войти в мир, он как едкая проказа покрыл и заразил все, всю человеческую природу в Адаме, кровь всех нас, что текла в его жилах, все это было испорчено грехом, ибо поскольку Адам представлял все свое потомство, все оно согрешило в нем, согласно Рим.5.12: "потому как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили".
Грех так изобилует в Адаме и всем его потомстве, что нет никого, происходящего от него обычным путем, кто был бы свободен от него.  Иудеи и язычники все под ним; "нет праведного ни одного" (Рим.3.9), эта болезнь всеобъемлюща и заразна. Сам же Господь наш Иисус Христос, в Свое время взял на Себя человеческую природу, потому что дети причастны плоти и крови, то и Он также принял участие в них (Евр. 2.14), но характер этой природы, которую Он принял, был безгрешным, хотя и подверженным безгрешным немощам; поэтому, как сказано, Он был послан в жертву в подобии плоти греховной, а не в самой греховной плоти, и теперь в этой природе Христос явился как Слово, полное благодати и истины, и потому в Нем обитает бесконечная, неисчерпаемая и преизобилующая полнота благодати, и в Нем мы получаем от нее благодать на благодать. Таким образом, в той же природы, где изобиловал грех, благодать делает гораздо больше и предостаточно.
2. В нескольких силах и способностях души, где изобиловал грех, благодать делает гораздо больше и предостаточно. Грех изобилует во всех силах и способностях души естественного человека, так как эта болезнь является всеобщей для всех потомков Адама, и во всех частях и способностях их душ. То, что сказано о евреях и их состоянии,  верно для каждого человека в его естественном состоянии: Вся голова в язвах, и все сердце слабое, от подошвы ноги до макушки головы нет живого места, но раны и ушибы, и гниющие язвы (Ис.1.5-6 KJV). Люди не только лишены всякой правды, но они исполнены всякой неправды; они пусты от всего доброго и полны всякого рода зла; грех изобилует в их растленных сердцах и переполняет их, они постоянно извергают ил и грязь греха, оттуда исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мтф.15.19). О, как изобилует здесь грех! Сердца людей ожесточены и мертвы по преступлениям и грехам, они упрямы и порочны, их ум развращен, суждения помрачены, ум и совесть осквернены, привязанности испорчены. Как отвратительна эта работа греха, преизобилующего в душе человека!
Теперь скажем, что когда умножился грех, благодать стала преизобиловать в действенном призвании, ибо могущественная и действенная благодать изымает сердце каменное и дает сердце плотяное, новые принципы жизни и любви и всякого рода дары благодати; воля покоряется и приводится в подчинение Хрисиу, суждение и понимание просвещается, более того, ему дается знание Того, Кто есть жизнь вечная, ум и совесть удаляются "от мертвых дел, для служения Богу живому", и его привязанности переходят к горнему. Какое же это удивительное изменение! О, изобилующая, преизобилующая благодать!
3. Это верно для бедных язычников, среди которых грех изобиловал и благодать также преизобилует, и Сириец особенно обращает внимание на то, что грех чрезвычайно распространился в языческом мире и переполнил его, так как у этих народов не было для руководства ничего, кроме тусклого света природы, и никакие положительные законы и заповеди Божии не руководили ими, так не удивительно, что грех должен был так преизобиловать среди них; у него не было ни границ, ни пределов, кроме слабого закона природы, сдерживавшего его; но величайшее чудо, что благодать преизобиловала и здесь. Это была великая тайна, которая в другие эпохи, предшествовавшие евангельскому устроению, не была так известна среди сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, "чтобы и язычникам быть наследниками и членами того же Тела, и причастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования" (Еф.3.5-6).
Как же изобилует благодать Божия в их призвании! Изобилие греха среди них сделало преизобилующую благодать Божию еще более славной; и какова же эта красота и слава свободной и богатой благодати Божией в обращении грешных язычников, о котором говорит апостол! После обширного списка самых мерзких грешников он добавляет: "И такими были некоторые из вас, но омылись, освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1 Кор. 6.9-11). Таким образом, если грех изобилует, то благодать гораздо более преизобилует.
4. Это в высшей степени верно для некоторых конкретных людей, таких, как Манассия, Мария Магдалина и Павел до обращения, которые считали себя худшими из грешников и не могли не восхищаться благодатью, преизобилующей в их обращении. Павел говорит: "я, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, помилован" (1 Тим. 1.13); и поэтому каждый из нас должен так или иначе восхищаться бесконечной благодатью, которая вырвала нас из огня и вывела из царства тьмы в Царство возлюбленного Сына Божьего. Но я продолжу.
Во-вторых, можно привести некоторые случае преизобилующей Божией благодати для нас верующих.
Прежде всего, эта благодать проявляется и обнаруживает себя в обращении и возрождении, изымающем из состояния, в котором находятся виновные грешники, в благословениях, которые затем даруются им, а также в великой милости, которая затем работает в них, и удивительных изменениях, которые затем осуществляются в них и предоставляют столько свидетельств изобилующей Божьей любви и благодати по отношению к ним. Бог и Отец Господа нашего Христа "возродил нас снова к упованию живому, по великой Своей милости" (1 Пет.1.3 KJV). Это действительно милость, благодать изобилующая и преизобилующая! То, что Сам Бог, безотносительно к нашей воле или делам, возрождает нас Словом истины (Иак.1.18) и животворит нас, когда мы еще мертвы по преступлениям и грехам, является примером Его свободной, богатой, суверенной, неописуемой и вечной любви, примером и раскрытием Его благодати и милости к бедным грешникам, которые были в сердце Бога вечно, были в Его завете и в даровании Христа, но до сих пор бедная душа ничего не знала об этом. Эта река Божьей любви и благодати течет из вечности в вечность, и ныне она явлена в действенном призвании, которое входит в сердца грешников и обильно насыщает их, в меру того, сколько они вообще могут получить; так что когда грех умножился и стал изобиловать, благодать еще больше преизобилует, и пример этого мы имеем у самого апостола Павла, который говорит в 1 Тим.1.14, что благодать Господа нашего излилась на него обильно с верою и любовью во Христе Иисусе и переполнила его, так что он получил больше, чем мог принять, и все же бежал за ней снова и снова. О изобилующая, преизобилующая благодать!
Мы видим, как эта благодать в преизбытке явлена в сердце грешника в его обращении, и через это зрелище, когда оно открывается душе из самого сердца Божия, она видит Бога как Бога всякой благодати, и тонет в безбрежном океане Его любви и милости. О, как славно это зрелище! О блаженное открытие, о котором апостол молился за ефесян,  что они могли бы быть в состоянии "постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота любви, и уразуметь любовь Христа, которая превыше всякого разумения" (Еф.3.18-19).
Опять же, преизобилующая благодать проявляется в нашем оправдании, как часто говорит апостол в предыдущих стихах, когда он обращает внимание на благодать Божию в оправдывающей праведности Христа и использует это же слово, говоря о великом обилии ее. Благодать Божия явлена в том, что всем Своим делом Христос принес ту правду, которой мы оправданы пред Богом, и через Него же Отец делает ее нашей, вменяя ее нам без дел и даруя нам веру, чтобы мы могли принять ее. Короче говоря, благодать Божия явлена в том, что мы оправданы даром, по милости Его (Рим.3.24). Некоторые толкователи говорят, что под этой преизобилующей благодатью следует понимать конкретно послушание Христа, которое вменяется нам в праведность, ибо в праведности Христа есть больше добродетели, чтобы оправдать, чем зла в грехе, чтобы осудить, и те,  кто один раз оправдан, никогда не должны быть осуждены, так как нет никакого осуждения во Христе Иисусе. Кто будет обвинять избранных Божиих (Рим.8.1,34)? Кто осмелится это сделать? кто может это сделать? и если все же сделает, то с какой целью, если Бог оправдывает их? Кто осуждает, если Христос Иисус умер, и в Нем те, кто оправдан во Христе,  полностью оправданы от всех вещей, от  которых они не могли быть оправданы по закону Моисея? Те, кто оправданы во Христе, вполне оправданы от всякого греха и навечно защищены от всякого гнева и осуждения. О славная благодать! 
Опять же, преизобилующая благодать  проявляется в прощении наших грехов; как же она богата, когда столько наших грехов нуждаются в прощении! Грехи, которые присутствовали, при отягчающих обстоятельствах, грехи против света и знания, против благодати и милости, тайные и явные грехи, грехи до и после возрождения, грехи мыслью, словом и делом, или бездействием, и все грехи, прошлого, настоящего и будущего, все полностью и свободно помилованы через Кровь Христа, по богатству благодати Божией! Как же богата эта благодать! По какой причине Давид, Манассия, Мария Магдалина, Петр могли дивиться этой изобилующей благодати в прощении своих грехов? Разве само помилование их не было причиной тому? Что такое благодать, если не то, что Бог возложил лежать беззакония наши на Христа, и что Он должен был понести и снять их, и что Бог удалил их так далеко от нас, как восток от запада, и не вспомнит более, так что, "когда поищут, не найдут их" (Иер.1.20), ибо Он помиловал тех, которых Он избрал для Себя?
Также благодать проявляется в нашем усыновлении, чтобы мы, по природе чада гнева, как и другие, в плотском уме враждующие против Бога, были приняты в Его семью. Это действительно благодать! Если бы Он сделал нас Своими слугами, это был бы акт милосердия, но сделать нас Своими сынами - это дело преизобилующей благодати, , так что у нас есть основания говорить, как апостол Иоанн: "Смотрите, какую любовь Отец даровал нам, что мы должны быть названы сынами Божиими" (1 Иоан. 3.1). Если учесть, сколь мы были по природе отвратительными, и что Бог никак не нуждался в нас, мы не должны удивляться, когда слышим Его слова: "как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня" (Иер.3.19).
Если же, таким образом, эта преизобилующая благодать Божия проявляется в нашем возрождении, оправдании, прощении и принятии, то она проявится и в нашем прославлении, ибо наше спасение по благодати, от первого до последнего. Если акт изобилующей благодати возродил нас снова к живой надежде на нетленное наследство, чтобы сделать нас наследниками его, то намного большее будет, когда мы вступим во владение им;  и если мы видим эту преизобилующую благодать сейчас, мы должны быть гораздо более способными наблюдать ее в таком состоянии, когда со всеми несовершенствами будет покончено, и мы будем вечно воспевать Его благодать и милость пред Ним. И это будет восхитительным счастьем, которое будет сопутствовать святым в течение всей бесконечной вечности.
Но прежде чем закончить этот пункт, я должен заметить, что именно это утверждение должно предотвратить в нас уныние и утешить обеспокоенные умы, которые, видя, что закон так далек от того, чтобы оправдать от греха или хотя бы уменьшить его, но наоборот, заставляет его изобиловать в них, могут представить так, что у них больше нет надежды на спасение, и так уступить неуверенности и отчаянию; апостол, говорю я, кажется, добавляет эти слова, чтобы предотвратить это и предоставить утешение тем, что где изобиловал грех , благодать стала изобиловать много больше, и хотя грех захдестнул всю человеческую природу и распространился на все силы и способности души человека, но есть бесконечная полнота благодати у Бога, которую Он обильно изливает в сердца бедных грешников; поэтому "пусть уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление" (Пс. 130.7 KJV).
Кроме того, эти слова можно рассматривать как конец попущения греху и вступление закона, и это само по себе имеет значение. Бог добровольно позволил грех Адама с тем, чтобы увеличить славу благодати Своей в спасении грешников. Он допустил изначальному греху, ставшему основой всех последующих, войти в мир, чтобы Он мог проявить совершенство Его благодати и милости, а потом явить Свое правосудие в мире, чтобы тем самым грех мог явиться в его надлежащем свете, как крайне грешный, а грешник мог при свете Духа видеть преизобилующую благодать Божию в своем избавлении. Этого достаточно ко второму пункту. Теперь я перейду к последнему рассуждению.
III. Что значит правление благодати в противовес правлению греха. Здесь будет правильно в первую очередь сказать что-то о правления греха, который, как утверждает апостол, царствовал к смерти.
Господство греха является универсальным; он расширил свою империю на весь род человеческих существ, избранных, а также не-избранных, все они находятся под его властью и господством до неодолимой, мощной и действенной благодати, пока они не  переведены из этого царства в Царство возлюбленного Сына Божьего, и тогда грех не будет господствовать над ними (Рим.6.14),  потому что они не под законом , но под благодатью ; они уже не являются рабами греха, но переведены в другое царство, чтобы стать рабами Христа, Который есть Глава завета благодати, как Адам был главой завета дел, и через него грех и смерть создали свою империю в мире. Теперь никто из тех, кто исповедует себя рабами Христа, не находится под законом греха и похоти его и не погрязает в грехе, "царствовавшем в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его (Рим. 6.12).
И если господство греха является универсальным над каждым человеком, в естественном состоянии, и его трон есть в каждом сердце, которое находится в том же состоянии, и оттуда он диктует свои законы, в которых есть могущественная сила, чтобы добиваться повиновения от людей, их душ и тел, то вы поймете, что значит закон греха, в его противостоянии закону разума. Закон греха имеет иногда очень большую силу в возрожденном человеке, и является основным и единственным принципом, правящем в человеке невозрожденном; и если даже верующий может оказываться в оппозиции к закону Божию, требующему от него послушания в равной мере с другими, то вы увидите, что закон греха и закон смерти связаны между собой, так как оба царства имеют то же начало, степень и продолжительность. Когда грех вошел в мир, смерть стала царить в нем; над кем царит грех, над теми царит и смерть, а когда в человеке перестает действовать закон греха, то перестает действовать и закон смерти, ибо их законы, интересы и царства стоят и падают вместе (Рим. 5.12, 14).
И если грех царит в мире и диктует ему свои законы, то у него есть те, кто предаются ему добровольно и соблюдают его закон не за страх, а по любви, и в то время как они обещают себе свободу, они становятся рабами тления и вассалами греха, с такой жадностью исполняя желания плоти и помыслов, и как бы для них это ни было легко и весело, они не получат за это иной награды, нежели смерть, ибо возмездие за грех есть смерть (Рим.6.23); и это именно то, что апостол намерен доказать, когда он здесь говорит, что грех царствовал к смерти, и как это происходит, достойно нашего последнего рассмотрения.
Грех царствовал к смерти:
1. По подчинению всех смерти телесной; это то, что было грозным воздаянием закона Адаму согласно Быт.2.17, хотя это не следует понимать только как смерть духовную или же вечную. Когда Адам нарушил этот закон, он сам сразу же вошел в состояние смертности, и с этого времени его тело стало смертным, и приговор смерти на нем, и всем потомстве его, так что с того времени этот вид смерти царил и так будет продолжаться до конца мира, чтобы ей царствовать над всеми сынами и дочерями Адама. Но здесь возникает вопрос, который заслуживает внимания, а именно: как это получается так, что верующие не освобождены от этого вида смерти, при том что Христос претерпел ее на их месте и за них, и дал удовлетворение за изначальный грех и  все остальные грехи их? Я отвечаю, это правда, Христос сделал все это для них, и все же они не освобождаются от смерти, тем не менее, через смерть Христа и удовлетворение, она перестает быть для верующих карой и становится для них приобретением. Так что теперь, блаженны мертвые, умирающие в Господе, и святые могут в их последние минуты, когда Бог приводит смерть к устам их, воспеть:  смерть, где твое жало! Ад, где твоя победа! (1 Кор. 15.55). Ибо смерть для них является концом всех горестей, прощанием с грехом и блаженным переходом к небесной славе, ради которого они и не освобождаются от нее.
2. Грех царствовал к смерти, наведя на всех людей духовную смерть, в результате чего они были лишены всякой духовной жизни и движения, и неспособны исполнять любые духовные дела, и в этом состоянии все избранные Божии, а также другие, до того как Дух жизни от Бога входит и приносит им жизнь, и животворит мертвых по преступлениям и грехам (Еф.2.1); и говоря о благословении благодати, которой наделены ефесяне, апостол упоминает  плачевное состояние, в котором они раньше были по своим грехам, но также и то если бы не благодать, они никогда не были бы оживотворены; это верно, как и то что если бы не грех, они никогда не были бы мертвы. 
3. Грех царствовал к смерти, так как он неминуемо, хотя бы с отсрочкой, вел к вечной смерти, ибо возмездие за грех есть смерть, то есть вечная смерть, как ясно из противоположности ее в последующих словах, и это проясняет подлинный смысл слов в нашем тексте, ибо если правление благодати превосходит царствование греха, и благодать царит к вечной жизни, то царство греха есть царство вечной смерти. Теперь, говорю я, все грехом заслуживают этой смерти, но она не постигает некоторых только потому, что за них найдено удовлетворение во Христе; тех же, которые живут и умирают в состоянии нераскаянности и неверия, боязливых и неверных, и скверных и убийц, и блудников и чародеев, и идолослужителей и лжецов, участь в озере, горящем огнем и серой, которое является смертью второй (Откр.21.8), а в другом месте Писания названо вечным проклятием. Вторая смерть - это фраза, используемая в Откровении, хотя часто использовали древние евреи в том же смысле; таким образом вы видите, в каком смысле грех царствовал к смерти.
Но мы видим теперь, как это правление благодати противостоит правлению греха. И мы можем по благодати Божией постичь эту милость от сердца Божия, так великолепно явленную в нашем спасении, и благодать в наших сердцах, излитую в них Духом Божиим. И как бодро шествуют в объятия Христа, когда подходит смерть, все, кто знает благодать Божию в истине!  Они будут вечно царствовать со Христом, и будут жить в Его присутствии, в присутствии Того, в Ком полнота радости в деснице Его вовек, жить в постоянном видении бесконечной милости, восхищении и наслаждении ею, воззглашая благословение и честь, и славу , и власть Ему, сидящему на престоле , и Агнцу во веки веков. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn