Вынужденный автолюбитель

Прибалтиец
       Стань автолюбителем и твоя жизнь радикальным образом изменится  к лучшему.               

       Наверное, Арсений относился к тем пяти процентам взрослого населения, которых пускать за руль автомобиля категорически не рекомендовалось. 
       Это пришлось узнать ему только, когда жизненный путь перевалил на четвёртый десяток,  потому что в советские времена личный автомобиль был роскошью, а не средством передвижения.               
       Две главные причины подтверждали этот постулат: их не малая стоимость для большинства граждан первого в мире социалистического государства и сложная система  распределения  новых автомашин среди очередников и льготников.               

       Поэтому молодость Сени  долго оставалась безмятежной и беспечной в отношении личного автотранспорта. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается.               
       С переходом  на денежную должность и выходом жены на работу после рождения второго сына  постепенно начали появляться и накапливаться свободные деньги.               
       Их, оказывается, в условиях полнейшего дефицита нужно было грамотно тратить —  вкладывать. Задача почти не решаемая в условиях развитого социализма, но не для деятельной супруги с  систематически расширяющимся кругом общения.               

       И вот, где-то в средине восьмидесятых годов прошлого века в тихий летний вечер домой была доставлена очередная, имеющая практическую ценность новость: у подруги по работе муж продаёт отремонтированный гараж с кессоном за ипподромом. В придачу прилагался мотоцикл «УРАЛ» с коляской, который «мастер на все руки доведёт до ума».               
       Большого энтузиазма новость у Арсения не вызвала, гараж находился где-то «у чёрта на куличках»,  добираться от дома с пересадкой на двух автобусах, да и верхом на мотоцикле Сеня себя как-то слабо представлял. В отрочестве немного поездил на отцовском, а своего велосипеда  кроме  «трёхколёсного»  в раннем детстве никогда и не было, да однажды  сосед-приятель дал прокатиться на своём мопеде, вот и весь опыт вождения.               

       Выслушал, обсудили — вроде без последствий, тем более капитальный ремонт мотоцикла займёт несколько месяцев, на всё у мастера просто времени не хватало, а там видно будет. Может само собой и рассосётся….               

       НЕ РАССОСАЛОСЬ! По наивности Арсений имел неосторожность поделиться этой новостью с коллегами по работе и приятелями уже ставшими автомобилистами.  На него обрушился такой поток аргументов в пользу покупки, что устоять от опрометчивого шага становилось невозможно.

       Оказывается, ГАРАЖ — НАШЕ ВСЁ! В нём не только находится личный  автотранспорт, защищённый от угона, снятия с него колёс и других дефицитных запчастей, но и от агрессивных осадков, особенно в нашем городе, железного гостеприимства  с металлургическим и химическим уклоном.
       Гараж с кессоном  это место для хранения свежих и консервированных овощей с дачного участка или деревенского огорода,  складирования стройматериалов и ненужного хлама  из квартиры, личная мастерская и даже территория  «культурного» отдыха  и  общения с другими автолюбителями.               
       Такие варианты не часто предлагали в те времена. Капитальный гараж просто так было не построить и не купить, не став членом гаражного кооператива, а это было возможно только  при наличии  в собственности зарегистрированного личного автотранспорта.               

       Против таких убедительных доводов и пожеланий жены и тёщи: «чтобы всё было как у людей» потенциальному автолюбителю  устоять становилось невозможно. 

       Не прошло и месяца,  как Арсений стал  владельцем связки ключей от  капитального гаража, в котором стоял наполовину разобранный и ему не принадлежащий мотоцикл «УРАЛ», заплатил три тысячи полноценных  рублей без расписки и при этом не стал его собственником и даже пользователем. 
       ВСЁ НА ДОВЕРИИ —  «такие времена, такие нравы»….               

       Ближе к весне следующего года брат супруги сообщил Сене о продаже его начальником ушастого «Запорожца», естественно не нового. Купил бы сам, да не хватало денег — вот и предложил родственникам вариант. Здесь уже раздумывать долго не пришлось, автомобиль это тебе не мотоцикл, пусть даже и с коляской.               
       От  мотоцикла отказались, умельцу на все руки, не выполнившему  обязательств,  пришлось освободить гараж.  Наконец в мае Арсений стал полноценным владельцем  запорожца «ушастика»,   молярно и безобразно покрашенного,  со сдохнувшим аккумулятором.   
       Ничего не поделаешь, умелым продавцом оказался начальник  лаборатории меткомбината.               

       А главное, Сеня стал «полноценным членом»  гаражного кооператива и счастливым обладателем  бокса с ощущением, что вляпался во что-то не совсем понятное окончательно и бесповоротно.  Ко всему прочему водительских прав у него всё ещё не было….               

       Однако время пролетело быстро, и в «Запорожец» с выступившей на капоте  ржавчиной был  поставлен новый аккумулятор, обретённый по месту работы путём злоупотребления служебным положением. 
       Курсы вождения с грехом пополам преодолены и не с первой попытки сданы экзамены  в начале осени.  Права  категории  «Б»  пока не выдали, но водительский зуд уже поселился в душе и требовал за руль и в путь.  Сеня созвонился с братом жены Павлом,  у него права —  решили поехать по грибы.               

       Миновали пост ГАИ, а  после поворота на Белозёрск бесправный водитель Арсений пересел за руль  и лихо на громадной скорости около пятидесяти км в час покатил по шоссе, с чувством глубокого удовлетворения и своей значимости.   Такое состояние, естественно, долго продолжаться не могло.
Отвлечённый разговором с родственником Сеня немного отклонился  вправо и зацепил  придорожный грунт  колёсами с новыми жигулёвскими шинами.  Затем,  не справившись с управлением, так как резко повернул руль влево, нажал на тормоза и по инерции  благополучно съехал на другую сторону дороги с трёхметровой высоты.               
       Как при этом удалось уклониться от встречи с валуном, выступающим из земли на полметра, так и  осталось загадкой….               

       Не прошло и часа, как с помощью водителя грузовой машины удалось вытащить на дорогу «Запорожец» без серьёзных повреждений, только слегка помятый кузов заклинил рулевую колонку.               
       А пока пытались привести пострадавший автомобиль в рабочее состояние, вдобавок  в него сзади врезался мотоцикл «УРАЛ»  с коляской.  Водитель и пассажир были  «в доску»  пьяны. 
       После допроса с пристрастием, выяснилось, что с невменяемых виновников вряд ли возможна какая-либо компенсация.  Приняв  во внимание их слёзные уверения, что «заплатят»  и просьбу не вызывать ГАИ, что не входило и в планы несостоявшихся грибников, записали их координаты, номер мотоцикла и  отпустили восвояси.               

       Через час бесплодных попыток выправить рулевую колонку рядом  остановился автомобиль ГАИ с целью узнать о проблемах.  Мобильный отряд следовал  по вызову на место аварии, примерно в пяти-шести  километрах дальше по трассе,   где столкнулись легковой автомобиль «Москвич»  и   мотоцикл с коляской «УРАЛ». Почерк явно от недавних знакомцев.  Пострадали водитель и пассажир мотоцикла. 

       «Гаишники» приняли  версию, что в нанесённых  «Запорожцу»  повреждениях их случайные собеседники сами оказались виновниками, когда тренировались в вождении по лесным дорогам и врезались в дерево.   
       Проявив не свойственную им заботу, инспектора выдали непутёвым автолюбителям большой молоток для выпрямления кузова автомобиля с последующим возвратом на пост ГАИ и отправились на место аварии с пострадавшими. В этот день  «ВЫСШИЕ СИЛЫ»  выбрали для серьёзного наказания более достойных….               

       Ударной мощи молотка  явно не хватало для выправки погнутого  корпуса, мешавшего нормально вращаться рулевой колонке. Павел отправился на попутке за помощью в деревню Горка-Заречье, до которой не доехали всего несколько километров.  Вскоре подмога  прибыла в лице его дяди Миши на мотоцикле «УРАЛ» с коляской и кувалдой.               
       Несколько мощных ударов, нанесённых в нужном месте, и  запорожец-ушастик снова на ходу и вернулся под управление родственника.               

       Наконец, прибыли всей командой к месту назначения, где  «первый блин комом» —  выезд новоиспечённого водителя категории «Б» под присмотром и его благополучный исход были отмечены изрядным количеством водки и деревенской закуски. 
       Чтобы не травмировать слабую психику отсутствующей супруги Сени  подробности  поездки решили не раскрывать. Рабочая версия для неё — во время движения в машине  обнаружились некоторые неисправности.               

       На другой день под управлением  Павла украинская иномарка благополучно возвратилась в гараж,  где простояла до весны следующего года  и была  постепенно восстановлена до приемлемого состояния с помощью родственников и приятелей.               
       Лишь в конце мая  психологический настрой Арсения достиг того уровня, когда была совершена вторая самостоятельная поездка без присмотра от гаража за городом до деревни Горка-Заречье. Всего около тридцати  км.   

       При этом Сеня попытался проехать по ремонтируемому  участку дороги, от шоссе на Белозёрск  до села Романово,  где застрял в глубокой грязи и чуть не посадил  двигатель автомобиля,  выбираясь из неё.               
       Сердобольный житель одного из домов,  метрах в двухстах  от дороги не выдержал звука надрывающегося  «Запорожца», у него был такой же.  Он пришел к нему на помощь с лопатой, а к Арсению с советами, как правильно управлять украинской иномаркой в такой ситуации. 
       Выбравшись на сравнительно твердый участок дороги, лихой водитель поблагодарил доброго «самаритянина» и уже без происшествий добрался до пункта назначения.               

       Первым Сеню встретил пятилетний сын, который радостно перехватил плохо закрывающийся дипломат с неисправным замком,  с бутылкой коньяка внутри — хотелось угостить чем-то особенным родственников жены.               
       Ребёнок забежал в дом и попытался поставить дипломат на скамейку.   Дипломат раскрылся, бутылка выпала и разбилась. 

       Не запланированное  ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ.  Тут же последовало всеобщее заключение: — На СЧАСТЬЕ!  Сына никто не ругал.
 
       Вторую самостоятельную поездку уже без присмотра обмыли деревенским самогоном, народным напитком,  быстро способствующим  снятию стрессов и наступлению благоприятного душевного равновесия, что для большинства автолюбителей является важной составляющей их неспокойной жизни на дорогах  необъятной родины.               

       Молоток от гаишников как-то не получилось  вернуть сразу, а потом и вообще Сеня решил оставить инструмент себе в качестве талисмана на дорожное счастье. Более двадцати лет он служил ему «верой и правдой», дважды перебираясь в новые автомобили, но вдруг  исчез. Наверное,  кто-то из уже взрослых сыновей прибрал к рукам.               

       И тогда наступило понимание, что пора завязывать с вождением автомобиля, которое для Арсения никогда не было удовольствием, а скорее  утомительной работой, и всегда не в радость. 
       Долг перед семьёй и родственниками  по их доставке до мест назначения выполнен сполна, зрение ухудшилось: к близорукости добавилась  дальнозоркость.  Дети выросли и у них свои современные автомобили — пусть теперь они выступают в роли автолюбителей.
        А главное, больше не хотелось представлять угрозу для близких и окружающих, пешеходов и водителей. 

       «Хороший гость тот, кто уходит вовремя и не возвращается».               

       Ноябрь  2012 года.               

       PRIBALTIEZ