Элита рабочего класса

Талгат Алимов
Разница между шахтным слесарем и сельским электриком такая же, как между стоматологом и гинекологом. Вроде и тот и другой врачи, а заменить друг друга, в случае чего, не могут.
Тем не менее, когда я попал в цех автоматизации шахты, у меня за плечами был небольшой опыт работы сельского электрика, учеба в ПТУ*  и навыки монтажника. Последнее, правда, давало только представление об устройстве подземного хозяйства, а знания, полученные в училище, были настолько слабы, что особо рассчитывать на них не приходилось.
Мастер училища, где я обучался, был не очень хорошим специалистом своего дела. Однажды, будучи на практике в одной из шахт, он не смог показать нам, как надо работать с пускателем одного из основных электродвигателей и мы сами сообразили, как его надо запустить.
Несмотря на это, меня перевели в цех автоматизации, где из-за сезона отпусков не хватало людей.  Единственный оставшийся там электрик смотрел на меня с усмешкой, ну-ну, дескать, посмотрим, что он тут сможет. Было видно, что делиться со мной профессиональными секретами он не намерен.
Однажды, для того, чтобы выяснить секрет одного «опытного наставника», я решился на воровство. Не в прямом смысле, конечно, и украденное потом я положил на место, но факт имел место. Я втихаря вынул из спецовки будущего коллеги записную книжку, в которую он все время заглядывал, когда ремонтировал какое – то оборудование, а от меня практиканта все закрывал своей широченной спиной. Этот парень быстрее всех запускал любую испорченную аппаратуру. Как я ни старался – поспеть за ним не мог. Хотел посмотреть, как это у него получалось, но он так разворачивался спиной, что ничего не было видно, при этом все время заглядывал в какую-то маленькую записную книжку. Вот эту книжечку я и выкрал.
Открыл – там цифры и буквы. Когда я догадался сверить эти цифры и буквы со схемой, все стало ясно. Это были обозначения контактов. Смекалистый напарник просто и грубо ставил перемычки в нужные места, что являлось нарушением техники безопасности, а номера и обозначения записывал в свою книжечку.
Я вернул записную книжку на место, а при случае поддел умельца: «Ремонтировать нужно без «перемычек»,* с «перемычками» и дурак сможет. Он густо покраснел.
Только много позже я понял, почему все электрики так скупы на советы. Посудите сами, странно ожидать, что поэт поделится с кем-то своими рифмами, а ученый отдаст готовое исследование менее талантливому коллеге.
Электрики – это интеллектуальная элита рабочего класса, их труд требует не просто знаний, а постоянного поиска решений, причем часто в стрессовой ситуации, когда решение надо принимать незамедлительно. Их труд не терпит промежуточных решений и компромиссов, электрическая цепь - не человек, с которым можно договориться, она либо работает, либо нет.
И это зависит от электрика.
Кстати, в шахматы обычно играют электрики, а в домино – строители. Мне кажется в этом и есть особенность профессии.
О строителях поговорим позже, а мы возвращаемся к тому моменту, когда я оказался в цехе автоматики.
Однажды я получил задание: старший по цеху небрежным движением подвинул в мою сторону блок управления и сквозь зубы процедил: «Чтобы завтра работал». Ну что ж, спросить совета было не у кого, и я поехал домой.
Книг дома у меня было много, я все время приносил все новые и новые, из-за чего моя сестра вечно ворчала. В то время мы с сестрой снимали маленькую комнатушку, в которой едва помещались две кровати, тумбочка и две книжные полки. Полки были забиты книгами сестры, т.к. она была студенткой юридического факультета и считала, что ей книги нужнее, чем мне, а основную часть учебников мы хранили в обычных мешках под кроватями, как и все остальные вещи. Сестру очень раздражало, что у меня книг вдвое больше – целых четыре мешка!
Так вот, придя домой я перерыл свою библиотеку, пересмотрел все схемы, но нигде не нашел похожего случая. Кстати, старые издания по электрооборудованию были очень подробными, в них можно было найти ответ почти на любой вопрос.
Просидев допоздна, я понял, что мне попалась сложная задача. Расстроенный я лег спать, а ночью мне снится сон: передо мной электрическая схема, а на ней блокировочный конденсатор почему-то весь красный… Проснувшись, я подумал: «А почему в учебнике не описано, зачем он там стоит?».
На работе старший по цеху сказал бросать уже это бесполезное занятие, видимо, придется менять блок полностью. Но я самоуверенно возразил, что сейчас все сделаю. Выпаял конденсатор, впаял другой… В общем, плюнул, дунул и блок заработал.
Но ощущения победы не было, а только случайной удачи, а еще этот сон. Мистика какая – то – приснилось, попробовал – получилось. Удручало непонимание.
Нет, так дело не пойдет, решил, и поехал после смены в магазин «Кiтап»*, там продавалось много полезной литературы. На полках я отыскал справочник по конденсаторам и купил толстую книгу «Теоретическая электротехника». Поскольку, я добирался до магазина в горняцком автобусе, у меня нашлись попутчики, с которыми грех был не выпить за удачную покупку и понимание. Перед сестрой в тот вечер я испытал двойной грех – пришел домой пьяный и с очередной книгой. Ее возмущение было странным. – Как только ты все успеваешь? – она то ли ругалась, то ли восхищалась, - работаешь, учишься, спортом занимаешься, читаешь, еще и водку пьешь.
Вдохновленный ее словами, я открыл купленный справочник и погрузился в чтение. Не скоро и не совсем, но все же я понял причину.

ТОСТ: За поиск!
Ищите, особенно знания. Никто не обязан учить, это нужно самому себе.