Дневник Мастера шляпных тел. Люфт

Таня Орбатова
Из книги "Сюрреальные переменные"

__________________________________________

До истерики, до желудочных колик не люблю работать ночью, но с Заказчиком не поспоришь. Его исторически сложившаяся фантазия неистребима и непредсказуема, хоть и похожа на моду с ее неизменными повторениями.
Любимый конек Заказчика – теория вероятностей, именно это позволяет мне иногда подтрунивать над ним, называя его случайной величиной. Он не обижается (в нем нет болезненного самомнения), но он – редкостный жмот – не доплачивает за мою креативность. Сегодня утром он получил от меня новенький Петасос*, в который я добавил (по своему усмотрению) полный набор вариантов для преодоления экономического кризиса. Заказчик лишь пожал плечами, когда я намекнул о вознаграждении. Сказал, всё, что я создаю сверх его ценной идеи – блажь, а за нее он платит в одном случае – если сам закладывает нужную ему блажь в эскиз шляпного тела. Пытался с ним спорить, но он объяснил вполне доступно, дескать, ничего личного, над ним есть своя диктатура, и если я чем-то недоволен – к Генеральному Директору Шляпных Полей. Но кто его видел? Мои соплеменники тоже ничего не знают о нем, кроме его существования. Они, подобно мне, страдают от неспособности к упрощению, и так же придумывают новые возможности для выживания шляпных тел сверх предоставленного эскиза. Мы не можем иначе, мы так созданы!
Заказчик шляпных тел объяснил кажущееся противоречие по-своему: в любом творении, претендующем на разум, должен быть невидимый, но весьма ощутимый люфт между "необходимым и достаточным" и – сверхценным. Люфт определяет личность творения, его вероятные величины, влияющие на свободу выбора. Но за люфт не платят, на него надеются, его открывают в себе, с ним легче выходить на другой уровень. Дескать, люфт – наше все…

__________________________

Тону в сомнениях. Наше – это чье? Кто определяет, каким должен быть люфт и почему я не могу упрощать?
Сегодня мне особенно не хватает воздуха! Черный Зуккетто склоняет меня к пробабилизму, но моя совесть вопиет к свинцовой туче, нависшей над моим домом. Туча не реагирует, зато воображение ставит ее в разряд сверхсущих генад, потерявших память. Но вероятность того, что туча потеряет память слишком мала, поэтому мое воображение отказывается рисовать картину маслом, разве что мыслью вслух:
моя жизнь – одноразовый парус.
дайте координаты Вечной Лозы –
склероз от суррогата ...

Черный Зуккетто в ответ на мои депрессивные сентенции рассказал невероятную историю. Якобы однажды координаты Лозы были открыты, и к ней ушли двое, а заблудились – четверо. Последних так и не нашли. Чтобы не умножать потерь, все Заказчики собрались вместе и разлили координаты по проверенным сосудам. Какие сосуды (или это были бутылки), Зуккетто не знает, но уверен, что алкоголизм – побочный эффект поисков координат Вечной Лозы.
Странное дело – он намекает, что именно я зашил в его подкладку информацию об этом событии. Не помню, старею, наверное. Распорол подкладку – ничего нет.

Пожалуй, перешью Зуккетто. Пусть будет пурпурным*, если такой умный…
_____________________________________

Отличительная черта мастеров шляпных тел – отсутствие у нас плохих и страшных снов. Под утро колпак сновидений плотнее сидит на голове, но не давит, увеличивая комфортное поле защищенности. Непреодолимая сила путает следы  внимания, облепив тело приятной ленью. Ты готов к выходу из теплой зоны, но инерция покоя, действующая во всех складках расслабленного ума, еще слишком велика, чтобы выпустить принадлежащее ей. Она не позволяет колыбели сна остановиться, посылая ритмичные волны уюта, иногда принося из прошлых сновидений забытый запах домашней выпечки. Удивительное могущество Силы Инерции! У нее наверняка есть душа, ведь она обладает узнаваемым материнским инстинктом, защищая наше сознание от боли действительности…
Этой ночью Сила Инерции отпустила меня легко, без сожаления. Пробуждение было похоже на внезапное переключение телевизионных каналов. Раз – и глаза открыты. Легкое предчувствие приближающегося события, похожее на щекотку, взволновало. Сердце застучало, затрепетало, рассмеялось на всю комнату. Даже шляпы услышали смех моего сердца.
Подойдя к окну, я отодвинул штору и обомлел – bellissimo! – белоснежные крылья вьюги бьются возле моего дома, рассыпая снежные перья. Давно забытое чувство радости – ко мне приехала Белая мастерица оригами! Я знаю это наверняка – ей всегда сопутствует огромная вьюжная птица.
____________________________________

Некоторые уверены: если жизнь однообразна в своем ритме и событиях, значит, прожит всего один день, и не важно, что он длился восемьдесят лет.
Сколько веков себя помню, мастерю шляпные тела. Мастерю с утра до вечера, бывает – с вечера до утра. Вечное шляпное рабство – так окрестила мою жизнь Белая мастерица оригами, своим появлением внеся коррективы в рутинный режим.
Сегодня не успел выпить утренний кофе и съесть дежурный творожок с изюмом. Несмотря на дамоклов меч – сроки Заказчика, не завершил Касторовую Шляпу*. Белая пожалела бобра, не позволив его разбудить, но написала ему записку: "К вечеру, бобр, будь очень добр – начеши волос в коробок от папирос".
Пытался объяснить ей – бобру невдомек, что касторовые шляпы часто мастерят из его волос. К тому же, у бобра иной менталитет, откуда ему знать, какой смысл сейчас вкладывает Белая в понятие "коробок". Но если в его голове есть зачатки мыслей, он рассыплет на пол спички, потому что уронит коробок. В ответ на это Белая улыбнулась, пояснив, что бумажную основу для моего бобра вырезала она. Дескать, бобер поймет всё правильно – в него вложена способность к ассоциативному мышлению. 
Было радостно выйти из дома с подругой и коллегой по креативному мышлению. Рассказал Белой о "люфте", цитируя Заказчика, но она ничего не ответила, лишь нахмурилась. Затем втолкнула меня под крыло вьюжной птицы, приказав забраться в плетеную кабинку и лететь молча.
Я привык доверять подруге…
__________________________________

Последние двадцать лет я выходил за пределы своей квартиры всего два раза – во время переизбрания нашего домоуправа, и чтобы закопать компас в близлежащей зоне магнитной аномалии. Есть у болванщиков ритуал – закапывать в правильных местах сакральные вещи, чтобы ускорить реализацию своей программы.
Меня издавна называли отшельником. Не помню, когда я отошел от открытых собраний и тайных сборищ, но не желаю снова погружаться в мир перекрестных встреч, таящий в себе искушение – продлить время пребывания в плотных слоях материи. Для связей с земным миром мне достаточно моего племянника. У него обычное имя – Хиппун, он любит тусовки, приносит мне еду, убирает квартиру и рассказывает новости. Я в курсе всех событий – Заказчик демонстрирует своими эскизами мировые тенденции, а головные уборы, данные мне на переделку, делятся своим опытом и подкладочными тайнами…
Но Белая мастерица оригами всегда вынуждает меня выходить из дома. В последний раз мы с ней летали на вьюжной птице, чтобы выпросить у Главы По Чёткам небольшой просвет во времени для дополнительных действий по нейтрализации последствий спиритизма перед наступлением миллениума…

_______________________________________

Примечание

 Петасос – древнегреческая шляпа, часто соломенная. Носилась как мужчинами, так и женщинами.
Зуккетто – шапочка в обтяжку, которую носят римские священники. Черная для рядовых, пурпурная для епископов, красная для кардиналов и белая для пап.
Касторовая шляпа – фетровая шляпа, не всегда изготовленная из бобрового волоса, популярная преимущественно в XVIII веке.


Начало:

http://www.proza.ru/2013/10/30/1118

Продолжение:

http://www.proza.ru/2013/10/31/772