Дневник Мастера шляпных тел. Начало

Таня Орбатова
Из книги "Сюрреальные переменные".

_______________________________________

… Когда в голове, уставшей за день, вместо мыслей возникает остров полиэтиленовых мешков, а из них прорываются спрятанные чувства, крича в мое шляпное небо, когда снегопад воспоминаний обрушивает свою мощь на свалку привычных установок, я понимаю – меня охватило предощущение неизбежных событий. Сегодня оно не успело опутать меня, но я был готов спешить на помощь всем терпящим бедствие. Моему подвигу помешал Заказчик. Он прибыл неожиданно – с новым эскизом, и в качестве предоплаты дал мне электронную записную книжку. Она может настраиваться на мозговые импульсы разумного существа. Заказчик сказал, такого ноу-хау нет почти ни у кого на Земле. Достаточно нажать кнопку, и мысли распознаются, записываясь в памяти и отображаясь на дисплей в виде выбранного земного языка или любых других знаков.

… Любопытно, на что намекал Заказчик, когда просил фиксировать уровень буквоедства в моей крови на период работы с эскизом Шапки Мономаха*?

____________________________________

Отпороть мягкую ткань, полную строчек, но – время утреннего кофе.  Горький привкус будней не перебивает даже натуральный молотый.
Сквозь стеклянную шляпку чашки, разрисованную неизвестными иероглифами, плещутся волны коричневого тоника…
Никто не заставит меня растворить мечту в малопривлекательном густом вареве! Море, синее море… Желтые кексы солнечного берега совсем рядом, словно я приблизил к глазам трехмерную голографию знакомого морского пейзажа, сначала врастая в него головой, затем и всем своим телом, включая желтые ботинки, давно купленные на деньги от продажи Бальцо*.  Прекрасная итальянка! Заказчик просил сделать ее каркас из металла, но мне не хотелось жестко лепить это шляпное тело – в те времена я был большим романтиком. Из кожи, конечно, из кожи – ее каркас. Обтянут нежным шелком… Мечта!
Бальцо обожала Лигурийское море. Ее чувства (без ложной скромности) – моя заслуга. Все дело в коже ее каркаса… впрочем, умолчу (правда не всегда похожа на сказку), но после оживления прекрасная Бальцо не раз говорила о памяти прошлого, о своих малоизвестных корнях – племени лигуров. В моменты меланхолии красавица мечтала вслух, ностальгируя по культуре кардиальной керамики. Я знал, что время существования Бальцо максимально сужено – пока дождевой пузырь любовной интриги, необходимой для поддержания эпохи Возрождения, не лопнет среди других подобных, оставив на поверхности исторической лужи легкий след, в который еще не раз вступит нога Заказчика…
Не хотелось отдавать ее Заказчику, но мое дело – мастерить шляпные тела, согласно их будущей роли в мировом круговороте головных уборов.
Моя роль – мастерить, а не коллекционировать.

…Но Шапку Мономаха спрятал бы у себя. Не для коллекции – из отвращения к гордыне, упакованной в изящную, наглую ложь роскоши. Впрочем, гордыня в ветхой одежке благообразия не менее отвратительна, а порой более лжива.

_____________________________________

Знал бы остроклювый диктатор в военном шлеме, что прячут неформатные носители информации между внутренней лентой головного убора и подкладкой. Но разнообразные формы шляпных тел обеспечивают нитям мыслей инкогнито. Например, поди, догадайся, какую стратегию скрывает средневековый Батват* во время передышки между сражениями… Сегодня мне довелось перешивать его подкладку (Заказчику понадобились дополнительные объемы). Ох, насмеялся я! Батват оказался каламбурщиком и балаганным актером (если смотреть в профиль его общих мыслей), но с важной миссией – найти Аксамитку* и передать ему землю из-под Камня Преткновения, полученную от Тиары* в знак доверия за своевременные умолчания в период манипуляций модой на максимальное упрощение мыслей…

Долго говорил с Батватом, пытаясь понять, до каких пор нужно упрощать очевидное, чтобы оно перестало походить на самое себя. Этот хохмач водил меня за иглой, переключая внимание с точечных стежков, находящихся на большом удалении от моих глаз, на близко расположенные – извилисто иллюзорные. Устав от моей учтивой бестолковости, он сказал:
– Упрощать надо до наивности, до слез умиления, пока самые полные кавалеры всех орденов примитивизма не найдут в твоих высказываниях себя. Но будет быстрее – прописать им подходящие диоптрии. 

___________________________________

Слова Батвата навели меня на печальную мысль: кому я оставлю свои дневниковые записи, если в любом углу комнаты мастерю шляпные тела, не упрощая ни единого миллиметра эскиза, из-за отсутствия таланта к упрощению?
Не заметил, как вслух задал вопрос. Черный Зуккетто* смеется, говорит, капюшоны контрреформации отпустили бы мне этот грех.

Интересно, можно получить индульгенцию за вегетарианство? Разве не грех – не есть мясо в непостные дни?..

____________________________________


Примечание:
Шапка Мономаха – главная регалия русских великих князей и царей, одна из царских шапок.
Бальцо – тюрбановидная итальянская шапка XV-XVI веков. Ее каркас делался из металла или кожи, она обтягивалась пестрой материей, чаще всего шелковой.
Батват – небольшая шапочка на подкладке, которую в средние века рыцари надевали под шлем для уменьшения его давления.
Аксамитка – детская шапочка с бархатной подкладкой.
Тиара – тройная корона папы Римского, высокий яйцеобразный головной убор, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты.
Зуккетто – шапочка в обтяжку, которую носят римские священники. Черная для рядовых, пурпурная для епископов, красная для кардиналов и белая для пап.

Продолжение:

2 часть

http://www.proza.ru/2013/10/30/1122

3 часть

http://www.proza.ru/2013/10/31/772

4 часть

http://www.proza.ru/2013/11/01/650

5 часть

http://www.proza.ru/2013/11/07/1102

6 часть

http://www.proza.ru/2013/11/07/1107