Петровская натура

Петр Котельников
Петра широкая натура –
Не терпит никаких преград.
Хоть церковь руку протянула
Тому немного лет назад!

Но слышал он про Аввакума,
И тренье Никона с отцом.
И в голову засела дума –
Решил ее, в конце концов!

Дела духовные Синод, -
Под оком обер-прокурора, -
Как царь желает, так ведет –
Не ускользнет ничто от взора!




                НЕПОЗНАВАЕМЫЙ  И НЕУЛОВИМЫЙ

         В сентябре 1815 года император Александр I подписал вместе с австрийским императором и прусским королем знаме-нитый «Акт Священного союза» Подвластным монархам реко-мендовалось: «Деятельно упражняться в исполнении обязанно-стей, «преподанных Божественным Спасителем», чтобы насла-ждаться миром, который создается доброй совестью и один только прочен».Этот Акт вызвал у большинства подданных  не-малое удивление, как стилем написания, так и его содержанием. Ничего в этом удивительного нет, поскольку он был написан  рукою Александра и получил значение только благодаря ему, как его личное дело. Написанный Акт был политическим мани-фестом. Но у Александра религиозные «искания» не отделимы от политических планов. Неудивительно и то, что для его пре-творения ему понадобилось и проведение религиозной рефор-мы. Благо, ему и искать не было никакой нужды, образец был готов. Это была религиозная реформа царя Петра Великого. Александр I назначает своего статс-секретаря кн. Голицына А.Н. на должность синодального обер-прокурора и сделал его докладчиком по церковным делам. Он обсуждал и с Голицыным  Сперанским  планы коренных преобразований в русской церкви, с целью поднять положение белого духовенства, освободить его от зависимости по отношению к прихожанам, поднять его материальное  обеспечение и уровень его образования. Но, главное, о чем Государь не говорил, -  полная зависимость архиереев от обер-прокурора. Шла бюрократизация  православной церкви. Его крайним выражением явилось учреждение в 1817 году министерства духовных дел и народного просвещения. Куда бы завели религиозные «искания» императора, если бы он закончил соединение православия с мистикой?  Кое что Александру уда-лось узнать от общения с баронессой Крюденер и другими адеп-тами мистических учений.

Сила власти для царя,
Для народа – мнение.
В кулуарах говорят:
«Что ни шаг – сомнение.

Вера, вечность и «Союз» -
Странное явление.
Заживаю раны... Русь
Жаждет обновления.

Министерство и Синод,
Церковь – не присутствие.
Православие – народ,
Как-нибудь притрутся.

Непонятен Государь,
Путь неуловимый...
Тайн оставит много царь,
Изменивши имя...