Книга 6. Цапля в полете. 5

Владимир Быстров
5.

" Мой город был и велик, и смел,
  но однажды сошел с ума.
  И, сойдя с ума, он придумал чуму,
  но не знал, что это чума.
  Мой город устал от погон и петлиц,
  он молился и пел всю весну,
  а ближе к осени вызвал убийц,
  чтоб убийцы убили войну"
------------------------------------------------------
(В. Бутусов, "Красные листья")

– Да, согласен, – подтвердил Рыков, – и лица видны, и номер тачки разглядеть можно…
 
Он собрался, было вытащить флешку, но Алексей жестом остановил его.

– Постой, глянь еще файл "Статья", в PDF-овском формате… Нашел? Это ваша местная газетка, "Вестник Приозерья", в Интернете отыскал. Сейчас же каждый норовит свой сайт открыть, а уж газеты – так обязательно!

Рыков кивнул, и, открыв файл, пробежал по тексту глазами. Алексей покосился на него и укоризненно заметил:

– Ты не спеши, повнимательней! Там есть весьма любопытные детали!

– Ты о свидетелях?

– О них, родимых! Хотя о том, кто именно обнаружил тело Андрея, я знал и раньше, из  сообщения в "Месте происшествия"!

– В каком месте?... – не понял Леонид.

– Не "в месте", а в передаче! Передача у нас такая по Пятому, криминальная хроника! Ну, как "Чрезвычайное происшествие" по НТВ! Но там просто было сказано, что тело обнаружили рыбаки, проплывавшие мимо – и всё! А здесь – видишь? Оказывается, они видели его еще до гибели и даже разговаривали с ним!

Тогда Леонид вернулся к началу заметки и отыскал абзац, о котором говорил Захаров.

– Слушай, а ты прав! И, судя по тексту, в первый раз они видели его меньше, чем за полчаса до того, как обнаружили мертвым!

– А я о чем! – воскликнул Захаров, довольный, что Леонид, наконец, его понял, – Вот с кем пообщаться бы нужно – может, они еще чего интересного видели! Или кого… Сам посуди, что такое полчаса на лодке по реке, да еще и с удочками? Наверняка, "дорОжили",  и проплыли, думаю, с полкилометра, не больше! Так что, в первую очередь, нужно отыскать этого корреспондента и узнать у него имена рыбаков. Не мог он не записать их себе в какой-нибудь блокнотик!

Потом на секунду задумался и добавил:

– И показать им фото! Если те парни были там, то рыбаки их сто процентов должны были видеть! Или в первый раз, когда поднимались вверх по течению, или во второй – когда возвращались!

Но Рыков неожиданно засомневался:

– Так-то, так… Только, что это тебе даст? Или решил обратиться в полицию? Мол, так и так, считаю, что эти граждане могли год назад убить моего друга – накажите их по всей строгости! Только сначала найдите... Кстати, неплохо бы еще убедить следователей, что они как-то причастны к убийству. Если, конечно, следствие вообще сочтет эту версию заслуживающей внимания! Надеюсь, не забыл, что они свою версию о несчастном случае не только озвучили, но уже и отработали до конца? Дело-то закрыто! Да еще год назад! Полагаешь, кто-то будет заморочиваться твоими фантазиями и догадками?

– Да ты что, вправду не понимаешь? – удивился Алексей. – Я вовсе не собираюсь никуда обращаться! А найти их – тоже мне проблема! Ты на номер обратил внимание? Это же ваш регион! А много у вас в районе черных "гелендвагенов"? Да тут и знакомые в ГИБДД не нужны, чтобы найти! А после спросить… с пристрастием!

В голосе Захарова прозвучала такая ненависть, что Леонид внимательно взглянул ему в глаза:

– А ты не перегибаешь? Я, конечно, не против поспрошать этих хлопчиков о том, о сем… Только, извини, но все эти "утюги на спину", "паяльники в..." Да и, по большому счету, что ты им сможешь предъявить? Ну, зашли, ну, одолжили ноутбук… Так вернули же! В целости и сохранности! Где здесь криминал?

– Не знаю! – честно ответил Алексей. – Может, ты и прав… Найдем – спросим! Я сам спрошу, если ты не хочешь мараться! Небось, когда со своим Хабеловым разбирался, ни о чем таком не думал...

Рыков молча посмотрел на него, затем спокойно заметил:

– Зря ты это… С Хабеловым совсем другая ситуация была. Там я точно знал, что это его рук дело – он сам мне об этом рассказал. Даже не рассказал – похвастал! А потом… с чего ты взял, что это я ним "разобрался"?

– Так ты же сам тогда говорил, что собираешься… – растерялся Алексей. – Ну, я и подумал…

– Индюк тоже думал! – жестко обрезал его Рыков. – Только я к его гибели никакого отношения не имею! Все было точно так, как и сообщали СМИ – катер перевернулся и зарубил его винтами. То, что я сам собирался и уже был готов его грохнуть – да! Но, как сказал бы мой знакомый батюшка, Господь уберег! В общем, получилось, как в Священном писании – "Мне возмездие – и Аз воздам"! Бог его покарал…

Он замолчал, затем хитровато улыбнулся и добавил:

– Но я на всякий случай подстраховывал! Как говорится, на Бога надейся... Ладно, пора закругляться! Вроде все обсудили? Тогда двигаем в райцентр искать редакцию этого "Вестника"…

Обратная дорога показалась Алексею намного короче. "Знакомая дорога – короткая дорога" – невольно вспомнилась старая пословица. Лодка оказалась на месте в целости и сохранности. Вдвоем они быстро подтащили её к реке, Захаров, дождавшись, пока Леонид устроится впереди, оттолкнул лодку от берега и завел мотор.

– Думаю, лодку лучше оставить у меня на даче, – перекрикивая шум мотора, сообщил он Рыкову. – А до города доберемся на моей "девятке"!

Тот лишь согласно кивнул в ответ.

По дороге в райцентр Рыков инструктировал Алексея насчет легенды:

– Ни о каких расследованиях или выяснениях причин даже не заикайся! Мы просто друзья Андрея, решили посетить место его гибели. Ну, и пообщаться с теми, кто последними видел его живым…

Алексей мысленно усмехался: "Знал бы ты, сколько этих легенд я подготовил в свое время!" – но делал вид, что слушает внимательно, не забывая изредка поддакивать – мол, понятно, усвоил!

Здание редакции отыскали легко – первый же встреченный прохожий охотно подсказал, как к нему проехать. Располагалась редакция "Вестника Приозерья" на одной из центральных улиц городка в старинном двухэтажном деревянном особняке. Сбоку на стене красовалась мемориальная доска, надпись на которой гласила: "Памятник архитектуры. Усадьба купца Федорова. 1829 г. Сооружен по проекту Стасова В.П. Подлежит охране как всенародное достояние". Однако на мемориальную доску эта фанерная табличка, с обломанными, словно обгрызенными мышами краями, явно не тянула. А если судить по содержанию надписи, была она ненамного младше здания. Правда, и само здание выглядело не лучше. Зеленая краска, которой оно было когда-то окрашено, судя по всему, не обновлялась уже давно, и постоянно испытывая воздействие самых различных стихийных проявлений, выцвела и облезла, деревянные рамы огромных окон первого этажа, казалось, были готовы вывалиться при первом же сильном порыве ветра.

К располагавшемуся по центру парадному входу (впрочем, единственному!) вела широкая  деревянная лестница, огражденная с обеих сторон резными перилами. Поднявшись по её скрипучим ступеням, друзья открыли двустворчатую застекленную дверь и оказались в просторном холле. Влево и вправо из холла вели глухие массивные двери. Над той, что была справа висела картонная вывеска. "Ломбард!" – вслух прочел Алексей и не удержался от внезапного желания подтрунить над своим другом.

– Может, сдадим что-нибудь? – громким заговорщицким шепотом поинтересовался он  у Леонида. – Для достоверности легенды!

Вместо ответа Рыков сердито постучал себя пальцем по лбу и потянул Алексея за рукав к левой двери, никаких опознавательных признаков не имевшей. "Я обожду здесь!" – безапелляционно  заявил он, открыл дверь и решительно втолкнул Алексея внутрь. Единственная комната, представлявшая собой собственно редакцию газеты, была огромной, с высоченными потолками. Несколько потертых стульев, продавленный диван, обтянутый вытертым до белизны некогда темно-коричневым кожзаменителем, два письменных стола, заваленных бумагами, папками и всевозможными канцелярскими принадлежностями придавали помещению вид крайне унылый и безрадостный.

В углу дивана, опершись на подлокотник и закинув ногу на ногу, сидел худощавый мужчина лет сорока в темном костюме и голубой сорочке без галстука. В руке он держал дымящуюся сигарету, которую время от времени стряхивал в стоявшую на диване рядом стеклянную банку из-под кофе, наполовину уже заполненную окурками. Голову хозяина кабинета украшала обширная плешь, старательно прикрываемая зачесанными набок остатками жиденьких светлых волос. Бледно-голубые, почти белесые глаза с интересом обратились к вошедшему.

– Вы ко мне?

– Простите… – вопросительно произнес Алексей.

– Яковлев, главный редактор!

– Видите ли, э… – начал Алексей и, замявшись, вновь вопросительно взглянул на собеседника.

– Олег Станиславович! – догадался о причине заминки редактор. – Так, чем могу?...

– Алексей Алексеевич! – счел необходимым тоже представиться Захаров. – Понимаете, Олег Станиславович, вообще-то я здесь в отпуске но… как бы это правильнее объяснить… Короче, мне крайне необходимо поговорить с одним вашим корреспондентом! Вот, у меня тут записано... - Захаров достал из кармана заранее приготовленный листок – Вениамин Залесский!

– Да, конечно, слушаю вас! – тем же уверенным голосом отозвался редактор.

Заметив удивленно-вопросительный взгляд Алексея, мужчина рассмеялся и пояснил:

– Неужели вы думаете, что у нас такие большие доходы, чтобы держать еще и корреспондентов? Это просто один из моих псевдонимов! Так что вас интересует?

Выслушав просьбу Захарова, редактор, бормоча себе под нос: "Друг – это серьезно! Тем более погибший...Нужно помочь...", – подошел к одному из столов и быстро застучал по клавишам стоявшего там ноутбука, продолжая при этом негромко комментировать свои действия: "Так, это было в июле прошлого года… Где тут у нас архивная папочка? Есть... Теперь смотрим раздел "Происшествия"... А вот и исходные данные..."

Он поманил Алексея пальцем и указал на экран:

– Читайте – это как раз те рыбаки, что вас интересуют! Тут их адреса, мобильники… Устроит?

– Что вы, конечно! – обрадовался Алексей. – Можно я их перепишу?

– Зачем? Сейчас распечатаем!

– Прямо не знаю, как вас благодарить! – искренне воскликнул Захаров, получив из рук редактора заветный листок. – Может… Сколько я вам должен?

– Ну-ка прекратите! – неожиданно сердито оборвал его редактор. – Это что еще за предложения?

– Извините… – растерялся Захаров. – Не подумал!

– Вот-вот! – примирительно заметил Яковлев. – А нужно было подумать! Впрочем, я не в обиде. Будет нужно, заглядывайте – чем смогу, помогу!...


– Ну как? – озабоченно поинтересовался ожидавший его Леонид.

В ответ Захаров помахал полученным у редактора листком бумаги.

Рыков одобрительно похлопал его по плечу:

– Отлично! Впрочем, я и не сомневался в твоих талантах! Ну что, погнали?

– Подожди, что значит – погнали? – удивился Алексей. – Ты же сам говорил, вначале нужно проработать легенду, подготовиться… Тем более, что живут они не здесь, а в деревне… – он развернул листок, – Луньшино! Ты хоть знаешь, где это?

– Луньшино? – Рыков задумался. – Встречал где-то на реке… А где у твоего друга дача была, в какой деревне?

– У него не в деревне, в поселке, Маяк называется! Там до перестройки совхоз такой был!

– А, знаю! Это на правом берегу, вверх по реке. Верст пятнадцать от твоей дачи будет! А Луньшино – немного ниже, километрах в трех, и по левому берегу.

– Видишь! – назидательно сказал Захаров. – Одна на левом берегу, другая – на правом… А ты собрался уже куда-то на машине гнать! Так что, возвращаемся ко мне, переночуем, а утром двинемся на лодке! А легенду чуток подправим. Мы, типа, в отпуске, на рыбалку приехали. А заодно и узнать, как друг погиб. Как считаешь, покатит?

– А у тебя хоть удочки есть, "рыбак"? – скептически поинтересовался Рыков.

– Обижаешь, начальник! – довольно ухмыльнулся Захаров…

Вечером, сидя на крохотной кухоньке старого деревенского дома, гордо именуемого Захаровым дачей, и нарезая колбасу с сыром – нехитрый холостяцкий ужин, – Леонид неожиданно предложил:

– Ну, что, накатим? За встречу, за начало "охоты"… Найдется, чего в стакан плеснуть?

– Само собой! – довольным тоном отозвался Захаров. – Только, почему "охоты"? Ты хотел сказать – рыбалки?

Рыков ответил неожиданно жестко:

– Я говорю не о легенде, а о цели! Ты сюда зачем приехал? То-то!

– Ты говоришь прямо, как на своей прежней службе! Словно мы здесь воевать собрались! – удивился Алексей.

– А ты считаешь, что это будет просто прогулка? Тогда я тем более не понимаю, зачем ты приехал! А насчет "воевать"… Так ведь свою войну я так и не закончил. Как начал тогда в 72-м, так и воюю… Может, не будь этой истории с моими… я бы со временем успокоился. А так… Есть ты, я, другие обычные люди… И есть враги, которые хотят нас уничтожить! Пусть бессознательно, чаще всего, даже не задумываясь над этим! Но по-факту – они нас уничтожают! Или, что еще хуже, превращают в рабов, в быдло!

Он перегнулся через стол и, глядя Алексею прямо в глаза, спросил:

– Вот ты… Ты хочешь быть быдлом? Или рабом у этих… Я – не хочу!

Затем откинулся вновь на спинку стула и замолчал. Алексей тоже сидел молча. Наконец, Рыков, словно ничего не произошло, спокойно поинтересовался:

– Так мы будем сегодня пьянствовать? Или мне за своей сгонять?

– А я что? Я ничего! Охота, так охота, война так война!

Захаров открыл кухонный шкафчик, достал откуда-то из его глубин литровую банку с винтовой пробкой и гордо водрузил её на стол.

– Что это? – опешил Рыков.

– Как что? Спиритус вини! Чистейший, медицинский, "рояль" называется! Еще от тестя остался!

Заметив, как Леонид брезгливо поморщился, Алексей с довольной ухмылкой добавил:

– На войне, между прочим, только спирт и пьют! Русские, во всяком случае! Как говорится, "а ля гер – ком а ля гер"!...



(продолжение: http://www.proza.ru/2013/11/03/1822)