Бермудский туман

Альберт Шаров 2
                Бермудский туман.

В 1971 году БМРТ-431 «КАСКАД» , Таллиннского ЭСТРЫБПРОМА,закончив промысел в районе Лабрадора и Джорджес Банки, шёл к побережью западной Африки в порт Дакар.  Маршрут пролегал по  северной части Атлантического океана , почти по  диагонали, и в стороне от основных морских путей. Горизонт был пуст и кругом простирался бесконечный простор океана, будто мир состоял только из этого судна и чарующе огромной площади воды.

 Даже беглый взгляд на генеральную карту, масштабом почти во весь океан, не получал никакого впечатления,  ибо на всем пути до самой Африки не было ничего, кроме чистой морской воды. Единственно, что по курсу находилось в поле зрения, так это Бермудские острова, на которых, по утверждению многих
литературных источников, лежала вершина знаменитого  и таинственного треугольника. За ними лежал на своем месте и сам треугольник. С Севера посылал прощальный привет остров Сейбл, тоже окруженный немалым количеством почти фантастических историй, легенд и фактических катастроф кораблей, и вблизи его располагалось их кладбище.

Курс БМРТ, даже на траверзе, пролегал на значительном расстоянии  от Бермуд, но они геометрически присутствовали в этом районе, а также в сознании. Ширков сразу вспомнил, как с упоением читал всякие ,почти сказки, в журналах и газетах про Бермудский треугольник, который сейчас , молча и загадочно, лежал где- то,в общем,здесь,в районе Бермуд. Все, что он прочитал по этой теме, имело какой- то фантастический оттенок и не имело ничего общего с инженерно- грамотным восприятием действительности и профессиональной практикой мореплавания.

 Старпом усмехнулся про себя и снисходительно пожалел тех бедолаг, которые заблудились в этом Бермудском треугольнике и пропали там ни за что. Да это было достаточно давно, в прошлом, и не те приборы навигации, и вообще не тот момент. Кроме того среди пропавших  не было рыболовных судов, а это значило, что там, возможно,  не было и моряков рыбацкого класса и категории.А с других?
Ну что с них взять.А ещё,может быть самое главное.Там не было Ширкова.

Значительно позже, на престижном грузо- пассажирском лайнере «ТРАНСЕСТ» внук Ширкова , известный в третьем классе школы хулиган Сашка, после такого кинофильма отказался ночью спать в свободной каюте первого класса.Он пришел к деду- на диван,заявив, что там, ночью, может появиться кто- либо с Бермуд и лучше не рисковать.Конечно мальчик в третьем классе уже уловил,что с Бермудами шутки плохи.И на это были веские основания,а не просто так.

Да те, может быть, вообще перепились спиртного , передрались и выкинули друг друга за борт и тому подобное. А то, может быть, появилась неполадка какая-то, даже мелочь, не сообразили вовремя, а потом поздно уже было. У каждого своя история и,конечно,свои понятия,способности и все остальное.

Но только никакие там не треугольники, Атлантиды и пришельцы с других планет. Сказки интересно читать и рассказывать детям,кому нибудь другому,но только не Ширкову. А то, видите ли,  не смогли просто пройти по чистейшему, без препятствий океану, а небылиц в сплошном тумане…

А самое главное то,что там не было Ширкова,даже близко и вообще.Этот треугольник может вешать лапшу на уши кому угодно,но...

Впрочем, кто его знает. БМРТ ловил рыбу. Именно в этой части Атлантики,хотя и не близко, лежит тот самый треугольник, а его конфигурация, размеры и повадки- неисповедимы.

Ширков сразу вспомнил свой  сон. Время будто остановилось или проходящий циклон сместил его вместе с измерением пространства.
Он увидел себя на кормовой палубе, после удачного траления, когда к нему бежал обеспокоенный рыбмастер; два траления по 25 тонн, рыбу не обработать до утра…
Капитан хотел было рявкнуть на рыбмастера,но в это время…

Вдруг из тумана возникла и сразу подошла к борту красавица- каравелла, вся в лентах и флагах расцвечивания.

Это было очень неожиданно, но никто не был удивлен. В море всякое можно увидеть.На палубе было много матросов, а на шлюпочной палубе,как на смотровой площадке, все свободные от вахт члены экипажа. Ширков запомнил глаза, своей подруги, официантки Ленки, которая с потрясающим изумлением смотрела на старпома.

Шкипер парусника легко поднялся на кормовую палубу, подошел к Ширкову, пожал ему руку и, повернувшись сразу пошел обратно, на свой корабль. На  спине его изысканной штормовки была надпись-

                FERNANDO MAGELLANN

Капитана БМРТ, который высоким и мощным истуканом возвышался надо всеми, он вообще не заметил и не удостоил внимания, как и всех остальных. Он подошел к борту только для того, чтобы пожать руку Ширкову. Ленка во все глаза смотрела на все это и ее мысли летали вокруг нее в изнеможении.

Каравелла тут же подняла маневровые паруса и отошла от борта.Фернандо Магеллан спешил к своему дальнему меридиану, который смутно угадывался в тумане почти по курсу. Он стоял на высоком кормовом мостике  старинного , превосходной работы , парусника , рядом со штурвалом из красного дерева ,отделанным в блеск золота- медью и бронзой. Командор , в приветствии, приставил правую руку к своей роскошной испанской шляпе ,из шкуры пятнистого ягуара, c перьями страуса ,кистями из хвоста кентавра ,цветными лентами и набалдашниками.

Ширков, в ответном ритуале, приставил свою правую руку к своему морскому берету .Весь экипаж был очарован и зачарован, увидев вдруг, хоть раз в жизни,безусловно, двух лучших мореходов за всю историю мореплавания, в этой части океана.Как на картине,Фернандо Магелланн и Ширков в своем признательном рукопожатии,на фоне горизонта.

Ширков ничему не удивлялся,потому что уже как-то видел такой сон и знал,что знаменитый мореплаватель давно хотел подойти и пожать руку блистательному отличнику Таллинской мореходки и не только. А Ленка- слов нет, что она вообще думала и воображала.

 На самом горизонте старпом на миг увидел вспыхнувший перламутр пера индийского павлина на великолепной шляпе шкипера и потом ,в туманной дымке,исчезло всё.   

Ширков очнулся ото сна и сразу не мог понять, что тут вообще.

А чуть позже пришла Ленка. Она тут же повернула ключ в двери каюты и моментально сбросила с себя одежду. Ширков моментом все забыл и ушел совершенно в другой мир, который принесла с собой подруга.Это была самая оригинальная и незабываемая женщина в его жизни. В ней не было ничего особенного, никаких отличительных моментов и никакой красоты.Но у нее была какая- то редкостная стандартная фигура и все остальное такое, какое должно быть и все. Это очень притягивало и всегда волновало невысокого и легковесного Ширкова, который недавно прочитал в газете интересный рассказ про этот треугольник и теперь при виде подруги сразу вспомнил и треугольник. В обоих была какая-то загадочная тайна и это очень подогревало интерес.

Капитаном на судне был Лев Александрович Рябов, крупный как лев мужчина со страшным рявкающим голосом и большой силой. Однажды,в процессе спора, он едва не выкинул за борт морского инспектора. Характер- решительный, возражений не терпит.

Этот капитан запомнился по сей день. Он был самый доброжелательный, к Ширкову человек за всю его мореходную жизнь.

Когда невысокий, но с характером и осанкой небольшого левика, старпом, и сам лев- капитан обходили судно, весь БМРТ ,более 100 человек, стоял на ушах.

 Промысловая обстановка в районе была скользкая и тяжёлая до невероятности. Проще говоря , рыбы не было. Рыба ,конечно была ,но градиенты моря были плохими и рыба не группировалась в косяки или сколько –нибудь приемлемые концентрации. Суда попусту цедили воду с одной рыбиной на километр. Такое бывало в разные времена и называлось плохой промысловой обстановкой в межсезонье. Рыбу брали только на утренней или вечерней зорьке, а это- вахты старпома и поэтому казалось , что он очень крутой.

Меняли районы, в том числе хватанули рыбу из чужих мест, но с умом и смекалкой.
План взяли только- только, и чуть на премию,но деньги у кассы будут…

Сейчас БМРТ-431 шел по хорошей  погоде в Африканский порт Дакар на смену экипажа. Экипаж занимался приведением судна в порядок, по своим заведованиям и эта приятная работа была несомненным отдыхом после тяжелого и трудоемкого промысла в туманах и штормах Северо- Западной Атлантики.

Судно уже удалилось от путей бушующих тропических циклонов и впереди располагалась великолепная погода, под властью известного Азорского антициклона. Видимость была потрясающей и, далеко, почти у горизонта,  наблюдались бегущие  облака, как резвые и игривые скакуны, с летящим дождевым зарядом.

Вокруг судна, здесь и там появлялись сине-зеленокрасные радуги различной крутизны и величины. Такая обстановка  и четкость линии горизонта, вместе с синевой моря и белой голубизной Солнечного неба, притягивали и будили какое- то засыпающее воображение. Как хорош и великолепен окружающий мир. 
       
 Ширков и капитан стояли на мостике в рубке, щурились от щедрого Солнца, без проблем, любуясь безукоризненным горизонтом и возникающими то там то здесь ,изумительной красоты и неземными красками, дождевыми радугами, которых нет на земле, там совсем не то. А самое главное то, что они возникали близко, было и по две, три подряд, и несколько рядом ,как дворцы морских Богов и сказочных фантазий.

Одна из таких радуг ,невероятно сочная в красках и необычная, возникла очень близко справа по носу и выглядела, как реальный объект, напоминая великолепную архитектурную арку, будто приглашая пройти внутрь.

 Лев Александрович , пребывая в расслабленном состоянии, с улыбочкой предложил пройти под этой великолепной аркой, подобной которой нет вообще нигде. Вахта была старпомовская, но,когда капитан на мостике, то, вроде бы, он брал на себя управление судном, тем более он на ступень выше в должности.

Рулевой выполнил команду и судно подвернуло градусов на 30.Таких красок нельзя создать даже в кино. Великолепное белое судно , ибо БМРТ очень похож на пассажирское, на серо-синеголубом море и ярчайшее Солнце, входило под такое творение природы, как радуга, красотой выше счастья. Капитан, совсем не романтик, стоял с полу- улыбкой.

Внезапно Солнце и горизонт моментально исчезли, будто кто то выключил рубильник и исчезло всё…

 Ширков видел только капитана и рулевого, и только то, что было в рубке, за иллюминаторами рубки не было ничего,  даже не было  носовой мачты, которая бывает видна всегда. Это был такой туман, которого не бывает нигде и никогда.

 Ведь бывали в разных туманах ,снежных и ливневых зарядах и шквалах , но это был не туман. Это было что - то непонятное . Не было ни воды , неба , они остались в незнакомом пространстве из непонятного состава типа такого тумана , который даже гасил звук и изменил привычное пространство , или чего то подобного и тишина , как будто  заткнули уши , или будто трое моряков и рубка отдельно находились где - то и в чём то совершенно одни.

Вдруг, откуда ни возьмись, слева по борту возник ,диковинного вида парусник, типа линейного галеона прошлых веков. Корабль был потрясающей и невероятной красоты,как один из лучших, всей парусной эпохи и всей той эпопеи.

В носовой части поражала все самое смелое воображение- впечатляющая, из благородного дерева,  скульптура надменного кентавра с поднятой лапой. В корпусе- мореный дуб, баобаб, бронзовые пластины и заклепки, и отделка из красного дерева. Надстройка и капитанский мостик в резных украшениях, орнаментах , статуэтках и отделка с позолотой, серебром и бронзой.

Весь разукрашен морскими флагами расцвечивания, длинными вьющимися вымпелами и лентами. На высоком кормовом мостике за внушительно большим штурвалом, в котором каждая краспица, резной и филигранной работы, была произведением искусства, стоял сам шкипер в новой и дорогой одежде времен испанских галеонов.

Основные белые паруса , были наполнены ветром, и излучали ,невероятного чувства,запах дальних странствий, заморских чудес и невиданных приключений.

Вся команда ,занятая своим делом, на палубе и мачтах, сшивали паруса, заканчивали ремонт рангоута, такелажа и всего остального , как после тяжелого штормования. Три матроса драили деревянную палубу, мастерски черпая воду из- за борта ведрами на длинных линях.

Шланга и пожарного насоса у них видимо тоже не было. Не было также выхлопного коллектора или трубы, а таже шума от двигателя, которого тоже не было.

На ,изысканно обставленной и убранной прогулочной палубе большой кормовой надстройки прохаживались пассажиры первого класса. В роскошных одеждах, в золоте и бриллиантах женщины, с веерами и зонтиками, и мужчины во фраках и котелках с элегантной тростью, как со страниц самых модных журналов.

На « Каскаде»- тоже пол- команды на палубе, бросив работу, кинулись к левому борту, приветсвуя встречных и размахивая руками. На шлюпочную палубу, со счастливыми лицами,  бежала вся остальная команда.

На паруснике все люди продолжали свои дела и занятия, никто даже не повернул голову в сторону БМРТ, на котором все орали, махали руками, топали ногами,плясали и смеялись. Шкипер, на великолепном капитанском мостике, сосредоточено смотрел только на паруса, компас и штурвал.

Суда быстро разошлись и парусник сразу растворился в тумане.

Ширков вдруг посмотрел несколько вверх, где был виден топ носовой мачты и увидел, что туман начал, как будто,медленную карусель, раскручивать громадную воронку.

-Так это же Бермудский… - мелькнула мысль и ,наверное,-  уже поздно…

Капитан,как- то растерянно произнес,- А давайте- ка выйдем отсюдааа…

- Если ещё не поздно, - мысленно добавил старпом

Ширков мгновенно взял все в свои руки и ,впилив все глаза в репитер гирокомпаса,четко дал команду рулевому.

«Право двадцать!»

Судно в ватном тумане продолжало лежать на прежнем курсе и гирокомпас совершенно не реагировал на положение руля.

«Да. Поздно…»

На сложный и загадочный фарватер Бермудского треугольника заходили многие,но выйти с него могли далеко не все.Очень многие исчезли там в пространстве и времени.Но здесь стоял сильнейший мореход,отличник Таллинской мореходки Ширков.

Вдруг цифра курса вздрогнула,как очнувшись ото сна, и картушка гирокомпаса завертелась в бешеном беге, как на стометровку.

«Только бы успеть…»

Как только вышли на обратный курс, над носовой мачтой вспыхнула и пропала знакомая изящная радуга, красками похожая на ломоть спелого украинского арбуза. Туман сразу исчез, засверкали блики Солнца на небольших гребнях волн в 1- 2 балла и будто бы ничего не было. Поразительно прекрасная погода и манящая загадкой , красивая линия горизонта, за которой нас ждал приветливый африканский порт Дакар.

Ширков никогда не вспоминал и ни с кем не обсуждал тот случай.Трогать его было нельзя,как бы он не превратился в реальность.Когда кто- то пытался спросить, то натыкался на усталый и занятой вид старпома, которому всегда некогда и ему не до глупостей.Хорошо, что удалось чисто выйти из этой бяки, а то ведь там была такая чертовщина, что лучше её не вспоминать и не связываться с ней ни в каком виде.

Сказал он только Ленке, что это был просто мираж или тот парусник шел на съемку кинофильма в Голливуд и в море репетировал сценарий.Да и вообще,могло просто привидеться.Ведь там был Бермудский туман.


Благодарю за внимание.

Иллюстрация- композиция автора.