Книга. Мир Православия и Ислама. Что общего?

Евгений Заикин
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Пророки Ислама

Адам

Адам — первый человек, созданный Аллахом. Аллах создал его как своего халифа на земле. Адама также называют Абу-л-Башар – Отец человечества. Вдохнув в него дух, Аллах поведал Адаму имена всех вещей и повелел небесному воинству поклониться человеку, таким образом возвысив его. Все ангелы подчинились Адаму, кроме мятежного Иблиса. Стремясь отомстить, Иблис проник в райский сад, где жил Адам с сотворенной для него супругой Хаввой (Евой), и соблазнил ее плодом с дерева, плоды которого им было запрещено вкушать. Адам упоминается в многочисленных внекоранических историях. Например, в одной из них рассказывается, что Адам и Хавва после выхода из рая встретились в Аравии, около Мекки, где Адам по велению Аллаха построил Каабу и совершил свое первое поклонение. Адама считали первым пророком.

Мухаммад

Мухаммад, Мухаммед, Магомет (ок. 570-632) — пророк и посланник Аллаха, через него людям было передано божественное откровение, оформившееся в текст священной книги — Корана. Пророк Мухаммад, основатель ислама и первой мусульманской общины. Посланник Аллаха, Печать Пророков — последний в череде пророков.

Биография

Родился в Мекке в 570 г. Происходит из рода хашим племени курайш, которое имело большое политическое и экономическое влияние в городе. О Его ранних годах известно мало, в основном то, что содержится в Коране и в жизнеописаниях (сира). Отец Мухаммада — небогатый торговец Абдаллах ибн ал-Мутталиб — умер в 570 г. в результате несчастного случая во время торговой поездки еще до рождения сына. Мать Мухаммада, Амина, умерла, когда Ему исполнилось шесть лет. Мухаммада взял на воспитание Его дед, Абд ал-Мутталиб, а через два года, когда умер и дед, опеку над Мухаммедом взял Его дядя, Абу Талиб. Находясь в семье Абу Талиба, Мухаммад сначала пастушествовал, затем изучал торговое дело.

С юных лет Он отличался благочестием, набожностью, честностью. Со временем Мухаммад стал участвовать в торговых делах Абу Талиба. Окружающие полюбили юношу за справедливость и рассудительность и почтительно называли Амин (Заслуживающий Доверия). Первые впечатления об окружающем мире Мухаммад получил в поездках с Абу Талибом по торговым делам. Репутация надежного человека, опыт в торговле и караванном деле позволили ему получить работу у богатой вдовы Хадиджи, на которой потом женился.

Новое социальное положение позволило Мухаммаду проводить больше времени в молитвах и размышлениях. Он удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира, возвышающейся над Меккой. В 610 г., когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, во время одного из таких уединений он получил первое Откровение о речениях книги, известной ныне как Коран. В нахлынувшем внезапно видении перед ним предстал ангел Джибрил и, указав на появившиеся извне слова, повелел произнести их вслух, выучить и передать людям. Это событие произошло в конце Рамадана и получило название Лайлат ал-Кадр (Ночь могущества, Ночь славы). Точная дата события неизвестна, но мусульмане отмечают его 27 Рамадана. Первыми Мухаммаду явились пять стихов 96-й суры, со слов: «Читай! Во имя Господа твоего». Затем послания, от первого Откровения до последнего, приходили Мухаммаду всю Его жизнь (в течение 23 лет). Посредником в передаче Откровений всегда был Джибрил. Через него пришло и повеление нести Слово Божие людям. Мухаммад уверился в том, что он избран Богом в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям истинное слово веры, бороться с многобожниками, провозглашать единственность и величие Аллаха, предупреждать о грядущем воскрешении мертвых, Судном дне и наказании в аду всех, кто не уверовал в Аллаха.

Вокруг Мухаммада собралась небольшая группа последователей, но большинство мекканцев встретило его проповедь, где Он рассказывал о едином Боге, Аллахе, о Судном дне, рае и аде, насмешками. Мекканская олигархия оказывала сопротивление Его реформам, поскольку произносимые Им проповеди подрывали их политическое и социальное влияние в Хиджазе, отрицательно сказывались на благосостоянии мекканцев, и в частности курайшитов, поскольку утверждение веры в единого Бога наносило удар по многобожию и по доверию к идолам святилища Каабы, что привело бы к уменьшению числа паломников и, соответственно, доходов, получаемых от паломничества. Преследования со стороны мекканской верхушки вынудили сторонников учения бежать в Эфиопию. Мухаммад же был под защитой своего рода и продолжал проповедовать о всемогуществе Аллаха, доказывал справедливость своих претензий на пророчество.

В Медине

После смерти дяди Мухаммада Абу Талиба, его главного покровителя, новый глава рода отказал ему в поддержке. Мухаммад был вынужден искать помощь вне Мекки. Около 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жителей Ясриба, крупного земледельческого оазиса к северу от Мекки. Жившие там языческие племена и племена, принявшие иудаизм, устали от затянувшихся междоусобиц и были готовы признать пророческую миссию Мухаммада и сделать его третейским судьей, чтобы наладить мирную жизнь. Сначала в Ясриб из Мекки переселилось большинство сподвижников, а затем в июле (по другой версии — в сентябре) 622 г. и сам пророк. Город стал позднее называться Мединой (Мадинат ан-Наби — Город пророка), а от первого дня года переселения пророка (хиджра) мусульмане ведут свое летосчисление. Мухаммад получил значительную политическую власть в городе. Его опорой стали мусульмане, пришедшие из Мекки (мухаджиры), и мединские новообращенные в ислам (ансары). Мухаммад рассчитывал также на поддержку местных иудеев, но они отказались признать в нем пророка. Скрытыми и открытыми союзниками иудеев стали и некоторые ясрибцы, принявшие ислам, но недовольные правлением (в Коране они названы мунафикун, т.е. лицемерами). В Медине пророк осуждал иудеев и христиан за забвение ими истинных заветов Бога и их пророков. Первостепенное значение приобрела мекканская святыня Кааба, к которой верующие стали обращаться во время молитвы (кибла). В Медине была построена первая мечеть, установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуалы бракосочетания и погребения, порядок сбора средств на нужды общины, порядок наследования, дележа имущества и предоставления кредита. Были сформулированы основные принципы религиозного учения и организации общины. Они были выражены в откровениях, вошедших в Коран.

Укрепившись в Медине, Мухаммад начал вести борьбу с мекканцами, не признавшими его пророчеств. В первые годы, предшествовавшие распространению ислама по территории всей Аравии, Мухаммад последовательно принял участие в трех важнейших сражениях, которые выдвинули его на первое место как политического лидера. Это битва при Бадре (624) — первая, одержанная мусульманами победа; битва при Ухуде (625), завершившаяся полным разгромом войска Мухаммада; и осада Медины тремя мекканскими армиями (под командованием Абу Суфьяна из рода Омейядов), которая завершилась провалом для осаждающих и позволила Мухаммаду укрепить свое положение как политического и военного лидера в городе и в Аравии в целом. Связь Мекки с внутренней мединской оппозицией вызвала решительные меры. Многие из противников пророка были уничтожены, иудейские племена изгнаны из Медины. В 628 г. большое мусульманское войско во главе с самим пророком двинулось в сторону Мекки, но до военных действий дело не дошло. В местечке Худайбийа состоялись переговоры с мекканцами, завершившиеся перемирием. Через год пророку и его сподвижникам было разрешено совершить малое паломничество в Мекку. Власть пророка крепла, многие мекканцы открыто или тайно переходили на его сторону. В 630 г. Мекка без боя сдалась мусульманам. Вступив в родной город, пророк разрушил находившиеся в Каабе идолы и символы за исключением «черного камня». Однако после этого пророк Мухаммад продолжал жить в Медине, лишь однажды, в 10/623 г. совершив «прощальный» хадж (Хиджжат ал-Вада) в Мекку, во время которого Ему были посланы откровения о правилах хаджжа. Победа над мекканцами укрепила его авторитет во всей Аравии. Многие аравийские племена заключили с пророком договор о союзе и приняли ислам. Значительная часть Аравии оказалась в составе религиозно-политического союза, возглавляемого Мухаммадом, который готовился распространить власть этого союза на север, в Палестину и Сирию, однако в 632 г. он, не оставив мужского потомства, умер в возрасте 63 лет в Медине, 12 раби’ ал-аввала, 10 года хиджры на руках у любимой жены Аиши.

Похоронен пророк Мухаммад в Мединской мечети Пророка (ал-Масджид ан-Наби). После смерти Мухаммада общиной управляли халифы — заместители Пророка. Дочь Фатима вышла замуж за его ученика и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. От их сыновей Хасана и Хусейна происходят все потомки пророка, которых в мусульманском мире называют сейидами и шарифами. В Медине Мухаммад создал теократическое государство, в котором каждый должен был жить по законам ислама. Он выступал одновременно в роли основателя религии, дипломата, законодателя, военачальника и главы государства.

Семья

В возрасте 25 лет Мухаммад женился на Хадидже бинт Хувайлид ибн Асад, которой в то время было уже за сорок. Но, несмотря на разницу в возрасте, их супружеская жизнь была счастливой. Хадиджа родила Мухаммаду двух мальчиков, которые умерли в младенчестве, и четырех дочерей. По имени одного из сыновей, Касима, Пророка называли Абу-л-Касим (отец Касима); имена дочерей: Зайнаб, Рукайа, Умм Кулсум и Фатима. Пока была жива Хадиджа, Мухаммад не брал себе других жен, хотя полигамия была среди арабов обычным явлением.

Значение

Ислам признает Мухаммада обычным человеком, который превосходил других своей религиозностью, но не обладал никакими сверхъестественными способностями и, что особенно важно, божественной природой. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Для ислама Мухаммад — эталон «совершенного человека», его жизнь считается образцом поведения для всех мусульман. Он считается «печатью» пророков, т. е. замыкающим звеном в ряду пророков, представленных Моисеем, Давидом, Соломоном и Иисусом. Его миссия заключалась в том, чтобы завершить начатое Авраамом дело. Мухаммад был исключительной личностью, вдохновенным и преданным своему делу проповедником, умным и гибким политиком. Личные качества пророка стали важным фактором того, что ислам превратился в одну из самых влиятельных мировых религий.
 Всю свою жизнь Мухаммад посвятил служению монотеизму, в частности, он упрекал христиан в том, что они почитают Троицу и, следовательно, не являются монотеистами в строгом смысле, не хранят верность учению самого Иисуса, который никогда не притязал на божественность.

Мнения

Сведения о Мухаммеде, которые можно найти в Коране, сире или хадисах, дают лишь намек на глубину и величие Его личности. Поздние исламские биографии носят агиографический характер и, как правило, основаны на арабских первоисточниках. В некоторых общинах Южной Азии на празднике в честь дня рождения Пророка (см. Маулид ан-Наби) читаются поэтические биографии Мухаммада, в которых ощущается определенное влияние индусов. До недавнего времени биографии Мухаммада, публикуемые на Западе, показывали Его как личность неоднозначную, не внушающую ни симпатии, ни уважения. Редко, но можно встретить книги, представляющие Мухаммада в ином свете. В настоящее время в академических работах западных ученых-исламистов наблюдается тенденция представить образ Пророка более объективно и позитивно.

Зу-л-Карнайн

Зу-л-Карнайн — прозвище человека, упоминаемого в Коране (18:82-102), которому Аллах дал власть наказывать злых людей и защищать хороших. Помогая людям, он прошел все земли с запада на восток. На востоке по просьбе народов, там проживающих, и при помощи Аллаха выстроил между двумя горами стену, щели в которой залил расплавленным железом. Стена защитила людей от Йаджуджа и Маджуджа (Гога и Магога), распространявших нечестие на земле. Комментаторы Корана сходятся на том, что Зу-л-Карнайн — великий царь, веровавший в ислам и достойный включения в число пророков. Многие идентифицируют его с Александром Великим (Искандаром), однако в тафсирах в качестве Зу-л-Карнайна упоминаются и другие персонажи. В сочетании с легендами об Александре персонаж послужил основой для многих произведений фольклора и литературы стран Востока (например, для поэм Низами и Навои).

Муса

Муса — пророк и посланник Аллаха, коранический персонаж, которому было ниспослано писание (Таурат), аналог библейского Моисея.

История жизни

История Мусы в Коране является одним из самых развитых и длинных коранических сюжетов. То, что мы не найдем о Мусе в Коране, отражено у комментаторов и авторов в рассказах о пророках. Так, рассказывается, в том числе и в 28-й суре Корана, что Фираун (фараон) приказал погубить всех иудейских младенцев мужского пола, поэтому мать Мусы, чтобы не отдавать ребенка в руки палачей, решилась вверить его волнам Нила. Она положила мальчика в корзинку, обмазанную смолой и пустила на воду в тростнике, окаймлявшем берег, где его подобрала жена Фирауна и взяла во дворец на воспитание. Ребенка надо было кормить, но ни одна из близких к жене фараона египтянок не смогла этого сделать, так как их груди начинали гореть огнем при попытке покормить младенца. Тогда для него была найдена кормилица — иудейка. И Господь устроил так, что этой кормилицей стала его мать. Когда Муса достиг зрелости, Аллах дал ему понимание, и он понял, как притесняют его народ. Муса принялся обличать несправедливость в отношении иудеев, что вызвало ненависть и интриги со стороны жрецов и окружения Фирауна. К тому же Муса убил египтянина, избивавшего еврея, и об этом стало известно Фирауну, повелевшему казнить Мусу за это преступление, но Муса бежал из Египта в Мадиан.

В Мадиане он получил от Аллаха пророческую миссию. Аллах обязал пророка вернуться в Египет с проповедью единобожия. В помощь Мусе, который с детства был косноязычен, Аллах призвал его брата Харуна (библейское имя — Аарон), обладавшего звучным голосом. В Египте Муса пытался убедить Фирауна уверовать в Аллаха. Он демонстрировал ему разные чудеса, в том числе чудо с посохом, превратившимся в живую змею. В результате многие египтяне, в том числе и жена Фирауна, уверовали в Аллаха, но не Фираун.

Он принялся жестоко преследовать единоверцев Мусы, за что Аллах наслал на Египет всевозможные бедствия. Устрашенный Фираун обещал отпустить Мусу и его народ из Египта, но не сдержал своего слова. Тогда Муса по велению Аллаха ночью вывел соплеменников из Египта. Ударом посоха он раздвинул волны Красного моря и перешел с израильтянами по дну на другой берег. Фираун и его войско, устремившиеся в погоню за израильтянами, погибли в волнах сомкнувшегося моря. Достигнув Синая, Муса вновь предстал пред Аллахом, который ниспослал ему Тауру (Тору) — Священное Писание иудеев, состоящее из пяти книг (Пятикнижие Моисея). После получения скрижалей с заповедями Муса позвал народ идти дальше, в Землю обетованную, но неустойчивая вера израильтян привели к тому, что народ иудейский еще сорок лет скитался по пустыне, а сам Муса так и не увидел Святой земли.

Муса и Мухаммад

Из всех библейский пророков жизнь Моисея более всего напоминает жизнь Мухаммада. Будучи лидером общины, Мухаммад прикладывал все усилия для обращения в новую веру язычников-мекканцев и их старейшин. История Моисея разворачивается как своего рода иллюстрация к кораническому пророчеству. Так, например, в Коране рассказ о нежелающем слушать Моисея фараоне помещается рядом с повествованием об отказе больших мекканских семейств, укоренившихся в своем язычестве, слушать весть, принесенную новым пророком. Мораль очевидна: власть фараона не устояла перед властью Бога.

По примеру Моисея Мухаммад приносит в мир новый ниспосланный Богом закон (шариат), в свете которого более ранние законы Торы и Евангелия устаревают. Иудеи Медины его отвергли, поэтому, в назидание непокорным, Коран напоминает о попытках мятежа и случаях отпадения от веры, имевших место в пустыне: поклонение золотому тельцу, требования к Моисею явить зримые свидетельства истинности его миссии. Он тем самым призывает иудеев Медины не повторять старых ошибок и не упорствовать с признанием Мухаммеда в качестве «печати» в ряду пророков.

Значение

Муса почитается мусульманами как истинный пророк, один из предшественников пророка Мухаммеда. Муса является одним из наиболее часто упоминаемых в Коране пророков (136 раз), что, если следовать логике цифр, ставит его в ряду пророков на более важное место, чем Авраам или Иисус.

Примечания:
Мадиан — страна Мадиамская, лежавшая на востоке Красного моря, недалеко от Синая.

Нух

Нух — Пророк и посланник Аллаха, неоднократно упоминаемый в Коране, идентифицируемый с библейским Ноем, которого Аллах наставляет по поводу постройки ковчега и спасения от потопа, когда вода покроет землю.

История жизни

В то время как Библия не относит Ноя к пророкам, в исламе он одна из самых почитаемых фигур и один из первых так называемых пророков разрушения. Аллах направляет Нуха проповедовать единобожие его соплеменникам, предупреждая, что если они не перестанут поклоняться идолам и не раскаются, то будут уничтожены. Соплеменники, названные в Коране людьми Нуха, не вняли увещеваниям пророка, назвали его лжецом, даже жена и сын не поверили ему. Нух обратился с просьбой о помощи к Аллаху. Аллах приказал Нуху построить ковчег и укрыть в нем свою семью, по паре всех живых существ и быть готовым отплыть, когда «закипит печь» (23:26-28), и низвергнется с небес вода, и изойдут из земли источники (54:9-14), и будут грешники потоплены (71:25). На ковчеге собралась вся семья Нуха, кроме жены и одного из сыновей по имени Йам. Он отказался плыть с отцом, надеясь спастись на горе, и погиб. Много дней ковчег носило по волнам, а когда вода ушла, его вынесло к горе ал-Джуди. Нух просил Аллаха вернуть погибшего сына, но Аллах не внял его мольбам, поскольку неверующий сын уже не принадлежал к семье Нуха. Этот эпизод, которого нет в Библии, придает особую окраску сообщениям Корана: наказание для неверующих неизбежно.  Послекораническая литература содержит подробные повествования о Нухе, изобилующие сюжетами и мотивами, почерпнутыми из иудейской и христианской традиций: описание Всемирного потопа как кары Аллаха за грехи людей, строительство ковчега, спасение самого Нуха и всех видов животных.

Сулейман

Сулейман — один из коранических персонажей, благочестивый и мудрый древний семитский царь, аналог библейскому Соломону. В Коране подчеркивается мудрость Сулеймана, описываются его дела как великого правителя и судьи. Аллах подчинил ему ветры и джиннов. Последние добывали Сулейману сокровища и воздвигали для него прекрасные дворцы. Сулейман заставил уверовать в Аллаха царицу Савскую. Образ Сулеймана весьма почитаемый в исламском мире.

А так же Пророки:

Ибрахим
Иса
Исмаил




Фото размещено из Интернета...