Джон Гилл. Христос - Спаситель от бурь

Инквизитор Эйзенхорн 2
ХРИСТОС - СПАСИТЕЛЬ ОТ БУРЬ (1736)
Джон Гилл

Господи, спаси нас, мы погибаем
Мтф.8.25

Эти слова - настойчивое ходатайство учеников Христа к Нему, когда они были в в большой опасности от бури на море. Их положение, их большая скорбь и воплль о спасении очень ярко и красиво описаны также псалмопевцем в Пс.107.23-30. Один ценный писатель (1)  придерживается мнения, что этот отрывок псалмопевца не следует рассматривать как описание того, что произошло, ибо такое может случиться снова, но как очень точное предсказание или пророчество о том, что должно случиться с учениками Христа, когда они окажутся на лодке с Ним, и мы готовы согласиться с ним. Он допускает, что ученики Христа - это люди, описанные здесь, которые идут на кораблях в море, и совершают свои дела на больших водах, ибо таков их труд и занятия как до, так и после того как рыбаки были призваны Христом, чтобы быть Его апостолами. Но те рыбаки находились рядом с Христом, когда Господь повелел, и поднялся бурный ветер, и делалось великое волнение на море, так волны его, казалось, поднялись до небес и жестоко били легкое судно, которое заполнилось водой и уже готово было затонуть, и "душа их истаяла в бедствии"; и впав в отчаяние, не зная, что делать, они возопили к своему Господу и Учителю, Который спал на корме судна, истрепанного бурей и качавшегося как пьяный. "И взывали к Нему в скорби своей, говоря: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И вывел Он их из бедствия их, утишив бурю", и запретил ветру и волнению моря. И они "увидели дело Господа и чудеса Его во глубине морской; и сказали друг другу: кто же  Человек этот, Которому ветры и море повинуются? Тогда они были рады, потому что ветер и море стали тихими, когда они прибыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи". Во всяком случае, я не могу сказать с уверенностью, что указанное пророчество было о том, что было и может быть снова, и никак не касается конкретно учеников Христовых;  доподлинно, что они были в таком бедствии и опасности, что воззвали к Господу о помощи и обрели дивное избавление, совершенное для них. Из этого отрывка можно видеть:
I. Опасности и бедствия, которые застигли учеников, возопивших: мы погибаем.
II. Их мольбу ко Христу,  в которой они были, конечно, правы: Господь спасет нас.
I.  Ученики были в это время в большой опасности и бедствиях; это явствует не только из их слов, что "мы погибаем", но и из всего повествования в целом.
1. Сказано: "вот, сделалось великое волнение на море (Мф. 8.24); великая буря, ;;;;; ;;;;;; то же слово часто используется в Писании (Мтф.24.7, 28.2) и другими авторами (2) как "землетрясение"; оно приписывается морю, и о таком же потрясении мы читаем в пророчестве Аггея (Агг.2.6), которое исполнилось здесь хотя бы отчасти буквально, ибо  когда  придет "Мессия, Желаемый всеми народами", Иегова "потрясет небо и землю, и море, и сушу"; и когда буря возволновала море, и ветер и волны потрясли судно и людей в нем, это  повергло их в большое удивление и страх. Один из других евангелистов называет эту бурю "бурным ветром" (Лк.8.23), а другой - "великой бурей" (Мк.4.37), и оба они используют слово ;;;;;;, Laelaps, которое означает ветер, дующий со всех сторон; философ говорит, что это такой ветер, который, кажется, дует даже вниз и вверх (3), а в новозаветном греческом это "сильнейший ветер с дождем". Вот какова была буря или ураган, в который попали ученики. Ясно, что они были в великой опасности.
Также нам сказано, как эта буря возникла. Иногда проводят вульгарное понятие, что этот ветер был поднят сатаной, и мы можем быть склонны думать, что эта буря была устроена им  со злым намерением уничтожить Христа и его учеников сразу, так как он всегда искал возможность забрать жизнь Христа, и положил разным людям на сердце разные способы сделать это, и, наконец, достиг своей цели. Но мы будем иметь возможность наблюдать в дальнейшем, что сатана не имел власти поднять, поддержать или усилить этот ветер. Также эта буря не произошла просто так; это не было случайным событием, но ему было приказано быть, в этот самый момент, премудростью руководящего всем Провидения, и Бог, Который повелевал буре и ветру, с тем чтобы испытать веру учеников Христа и дать им доказательства Его Божества на море, позже сделал это в нескольких случаях и на суше. Евангелист Лука говорит, что эта буря "спустилась" (Лк.8.23), то есть пришла с гор в долину. Так мы читаем: "жгучий ветер несется с высот пустынных на путь дочери народа Моего, не для веяния и не для очищения;  и придет ко Мне оттуда ветер сильнее сего, и Я произнесу суд над ними" (Иер.4.11-12).  Этот ветер обрушился с огромной силой на море и поднял волны, которые били лодку так, что угрожали потопить ее. Место это упоминается у Луки и в другом месте как Генисаретское озеро (Лк.5.1), но Матфей и Марк, а также иногда Иоанн (6.1, 21.1) называют его морем, и евреи так и называли его, ибо оно, согласно Плинию, шестнадцать миль в длину и шесть в ширину. Шторм и на земле страшен, но в таком месте он гораздо страшнее. Поэтому не удивительно, что он назван чем-то исключительным. Эта буря была не просто сильнее обычной, но также была внезапной и неожиданной. Когда ученики вошли в лодку, воздух и море были спокойными,  не было никаких признаков или вероятности непогоды, но вскоре после того как они отплыли, буря спустилась на них и застала их врасплох, и им стало так плохо, что они пришли в ужас.
2. Лодка уже покрывалась волнами, и они так били ее, что, как говорит другой евангелист, "она уже наполнялась водой" (Мк.4.37) или даже "заполнилась водой" (Лк.8.23), и была в опасности затонуть, как и другие, что Божьим провидением стали свидетелями этого чуда. В одной из рукописей используется слово ;;;;;;;;;, означающее, что она уже стала погружаться на дно, так что ученики были доведены до полного отчаяния.
3. Что намного усилило их отчаяние и ужас - так это то, что они увидели, что Христос спал, все евангелисты согласны в этом, хотя они не используют то же слово. Евангелист Марк упоминает место, где Он спал ;;; ;; ;;;;;, на корме, где Он мог быть, как Господь и Учитель, но, к великой озабоченности учеников, Он спал там глубоким, здоровым, что называется мертвым сном, ибо на это указывает слово, которое использует евангелист Лука, и это подтверждается громкими криками и неоднократными призывами к Нему учеников, возопивших: Господи, мы погибаем! Этот сон, несомненно, был вполне естественным и легко мог прийти, ибо Он очень устал после последней проповеди на горе, с которой Он только что пришел, и после того, как Он исцелял множество больных и изгонял бесов. Представляется, что Он был смертельно уставшим и измученным, когда в ответ ученику у лодки, сказавшему Ему: "Учитель! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел" - Он ответил: "лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Мф. 8.19, 20), намекая на то, что Он ищет возможности прилечь и немного отдохнуть; и соответственно, когда Он вошел в лодку и сел на корме, Он лег и крепко заснул.  Но, хотя этот Его сон был естественным, но он был по распоряжению Божьего провидения, ибо то, что произошло дальше, пришло в свое время для испытания веры учеников.
4. Великая скорбь звучала в их словах: мы погибаем, ;;;;;;;;;; (это слово появляется также в Лк.19.10 и 2 Кор.4.3); или "мы потеряны"; так порой говорят моряки, но и многие другие. Очень часто мы говорим, что такое-то судно или человек погибли в такое-то время и таком-то месте. Кроме того, стоит обратить внимание, что они не говорят: мы в опасности погибнуть, но что мы уже потеряны, уже погибаем; их опасение было в том же, что и у апостола Павла и моряков с ним: что надежды на спасение больше нет (Деян.27.2). Таким образом, ученики не видели разумной возможности спастись, они решили, что надежды нет. Христос был их последней надеждой, и однако, Он спал; но они звали и звали Его. Это подводит меня к вопросу:
II. Почему они говорят: Господи, спаси нас! Это показывает:
1. То, что они верили, что он способен спасти их; и у них было много оснований полагать так, ибо этому предшествовали столь значительные чудеса, сотворенные Им в их присутствии. Прокаженный пришел к Нему, исповедав веру в Него,  то есть он был готов, он был уверен, что Христос в состоянии очистить его от проказы, и Христос простер руку свою, и одним прикосновением, сказав: "Очистись!", сразу же убрал ее. Сотник обращался к Нему с просьбой за своего слугу, которого разбил паралич, и значит, он искренне верил: "Скажи только слово - и выздоровеет слуга мой"; и когда Христос ответил: "Пусть будет так по вере твоей" - и выздоровел его слуга в тот же час. Затем Он приходит в дом Петра, теща которого  лежала в горячке; Он лишь прикасается рукой, и горячка оставляет ее.  Этих случаев, наряду с множеством больны, которых Он исцелил, и бесноватых, которых Он освободил по Своему слову, было достаточно, чтобы убедить учеников, что Он в состоянии спасти их. Господь наш, по сути, обвиняет их за недоверие и недостаток веры. Вопрос, который Он задал им, как передает один из евангелистов: "где вера ваша"? (Лк.8.25). Вы исповедовали ее некоторое время назад, и вы должны бы верить Мне, но что стало с этим сейчас? Другой евангелист передает Его слова таким образом: "что вы так боязливы? Как получается, что нет у вас веры" (Мк.4.40 KJV). Некая вера у них, видимо, была, но она была очень слабой, ибо Матфей передает слова Христа так: "Что вы смутились, маловеры?" (Мтф.8.26). Они не доверились Ему, когда Он спал, и некоторые из них мало верили, что Он в состоянии помочь им, даже если Он пробудится от сна. Поэтому Христос обвиняет их; ибо, хотя, как Сын Человеческий, Он спал, и все же Он, как Сын Божий, и Хранитель Израиля,, не дремлет, не спит, и в равной степени в состоянии спасти их спящим, как и пробудившись.
2. Это значит не только то,  что Он был в состоянии спасти их, но что Он на самом деле спас их. Будучи разбужен учениками, Он поднял голову и встал, и величественным голосом повелел со властью ветру и морю, как если бы они превысили свои полномочия, дули и бушевали слишком много и слишком долго, и Он как бы упрекает их, говоря: мир, покой (Мк 4.39) ;;;;;, ;;;;;;;;, тихо, молчите, заградите уста свои и больше не угрожайте людям. Тогда ветер утих, море успокоилось, и они все благополучно прибыли в страну Гадаринскую.
3. Это имело очень значительное действие на учеников и рыбаков, которые справедливо заключили отсюда, что их Избавитель был больше, чем человек. Ибо блеск величия, такое сияние Божественной силы, явились в этом деле, что они исполнились страха и ужаса, весьма удивились и убоялись страхом великим. Ученики убоялись не меньше прочих, и хотя один из евангелистов полагает, что некоторые обратили внимание лишь на дело провидения и способ избавления, когда они говорили друг другу:  каков Человек этот (;;;;;;; ;;;;; ;;;;;)? Но другие евангелисты (Мк.4.41, Лк.8.25) представляют это как  вопрос учеников друг к другу, говорящих: ;;; ;;; ;;;;; ;;;;;, "Кто этот Человек". Конечно, Он должен быть больше, чем просто человек, Он не может быть  чем иным, как мощью Бога, Которому ветры и море повинуются. Должно быть отмечено, что слово "человек, которое введено в нашем переводе, не звучит в вопросе, переданном евангелистами. Ученики были совершенно убеждены этим примером, который так поразил их, что Христос должен быть "над всем Бог, благословенный во веки".
Что мне следует сказать дальше, описывая этот дивный пример силы Христа и доказательство Его Божественности, чтобы показать, что ученики были правы, прибегая к Нему в бедствии их, и что так же должны поступать все грешники, разумеющие их потерянное состояние, когда они прибегают к Нему за вечной жизнью и спасением? Для этого:
Во-первых, я постараюсь доказать, что власть над ветром и морем принадлежит только Богу, и никакой твари. У людей нет никакой власти остановить ветер; его нельзя заклясть, и этого не сделает никакое искусство людей или волшебство, которое может придать им дьявол.  Нам говорят, что некоторые из них были настолько невежественны или порочны, что делали вид, что заклинают ветер, и другие, не менее глупые и нечестивые, поверили им, но это не более чем мечты и заблуждения. Эти обманщики и обманутые, ибо кто из людей собрал ветер в кулаке, и может держать его там, и знать, "как его зовут, и какое имя сыну его" (Притч.30.4)?  Мы можем сказать о человеке, когда он родился, сколько прожил, из какой страны он был, кто его дети или потомки сегодня, но ничто из этого мы никогда не можем сказать о ветрах и водах. Как сказал Господь Иову (Иов 38.34,35): Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы?". Так можно сказать любому  из сынов человеческих: можешь ли возвысить голос твой к ветрам, и посылать их куда захочешь? Разве управление ими в твоей воле? Ты можешь сказать одному: пойди туда, и он идет, и другому: приди, и то бывает? Нет, это не входит во власть твари. Сам дьявол не имеет такой власти, он может лишь создать ветер или поднять бурю.  Сокровища ветра под замком: сатана не правит ими, они заперты от него, они находятся вне пределов его досягаемости, он не может вывести их, когда ему заблагорассудится: он действительно называется князем, господствующим в воздухе (Еф. 2.2), не потому, что он обладает силой беспокоить небо, скрыть его тучами и тьмой или поднять штормы и бури, а, потому что он имеет правление тех начальств и властей, что составляют отряд отступивших духов; будучи изгнаны из высших сфер, имеют свою обитель в воздухе, где, как бродяги, они бродят вокруг да около. Сатана, ангел бездны, есть принц или князь  над ними, чье имя на еврейском языке Аваддон, а на греческом Аполлион, которые оба означают "разрушитель" (Откр. 9.11). Единственный библейский пример власти сатаны над ветром - это ветер, который сдул домик, где жили  дети Иова, и уничтожил их, но и об этом ветре не сказано, что он пришел от сатаны, но из пустыни (Иов 1.19), из определенного места при правлении Иеговы. Самое большее, что можно предположить о силе дьявола - это то, что он с разрешения Бога должен был воспользоваться тем, что мог; он прошелся с отрядом бесов по дому, чтобы добавить ветру силы и разрушить его. Благое правление Иеговы действительно творит через ангелов и духов ;;;;; (Пс.104.4), но тогда они называются так, не потому что они духи ветров или правят ими и направляют их, но потому, что они не подобны им; "скор на волю и дело Божие, кто ходит, и летит на крыльях ветра (Пс. 104.3 и 18.10). В книге Откровения (7.6) представлены четыре ангела, "стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево"; но это не следует понимать только в буквальном, но и в мистическом смысле, ибо ангелы возбраняют бесам и лжеучителям приносить вред святым или служителям Евангелия, и их служение есть суд над ними.  Бог есть единственная власть, которая повелевает ветрам. Даже язычники понимали это, и потому изобрели идола, называемого Эолом и повелевающего ветрам, который должен следить за их силой и направлять их по своей воле; так они обожествляли ветры, чтили их,    иногда и строили им храмы и возводили жертвенники. Август дал и исполнил обет ветру, заражавшему Францию, афиняне - другим ветрам, приносившим заразу и опустошавшим поля; Борею молились, когда северный ветер  совершенно уничтожил флот, который Дионисий подготовил для опустошительного похода. Когда Ксеркс двинул многочисленные силы в Грецию, греки прибегли к дельфийскому оракулу, от которого они получили  ответ, что они должны молиться о помощи ветров, и когда они построили им алтарь, весь флот Ксеркса был разметан бурей и затонул. Это были чувства и практики людей, которые не знали истинного Бога. Нет богов ветра, ибо он творение, созданное рукой Бога и управляемое Им, и его не направляют Эол или кто-то другой из сонма языческих божков, но он целиком и полностью в руках и под властью Того, Кто есть  "Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его. Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес. Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса. По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих" (Иер.10.10-13).
Писание очень выразительно говорит о влиянии Божией силы на ветры и воды. Бог представлен как Создатель их; каковы бы ни были вторичные причины, или материя, из которой все состоит, или то, что придает ему форму, силы и движения, Господь, конечно же, есть первая и действенная причина этого; поэтому Он описан как Тот, "Кто образует горы, и творит ветер" (Ам.4.13). У Него есть Свои хранилища снега и града, также и  ветра, который Он приносит, когда Ему угодно; они готовы у Него, и Он может быстро привести их, когда у Него есть повод для этого. Сказано (Иоан 4.8), что "у Бога знойный ветер восточный", ;; ;;;, что Он распахал песок и бросил его Ионе в лицо, так что пророк чуть не задохнулся под палящим солнцем, и это было, видимо, очень мучительно для него. О Господе также сказано, что Он "послал великий ветер на море" (Иона 1.4), когда пророк, будучи послан с поручением, был непослушным и бежал от лица Божия: ветер, неистовый и бушующий, как это иногда бывает, был более послушным повелению Божию, чем пророк. Он говорит одному ветру: пойди, и он идет, и другому: приди, и приходит. Он использует их для различных целей и задач; иногда на пути милосердия, как тогда, когда Он послал ветер на землю, и воды потопа успокоились (Быт.8.1), когда "вышел ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана" для питания израильтян (Чис.9.31); когда ветер поднял большой дождь, которого земля Израиля была лишена в течение трех с половиной лет (3 Цар.18.45); когда Господь заставил море расступиться "сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушей, и расступились воды" (Исх.19.21), с тем, чтобы израильтяне могли пройти, как по суше. А иногда он использует их на пути суда, как тогда, когда со следующим ударом ветра "покрыло  море египтян,  они потонули, как свинец, в великих водах" (Исх.15.10). Таким же образом Он "разметал корабли Фарсисские восточным ветром" (Пс.48.7), и он в той или иной мере использует "бурный ветер, исполняющий слово Его" (Пс.148.8), потому что он всегда в Его полном распоряжении; Он "повелевает и поднимает буйный ветер" (Пс.107.25), который является значительным проявлением Его всемогущей силы; Он вызывает восточный ветер и наводит южный (Пс.78.26), Он также сказал, что у Него есть мера для ветров (Иов 28.25), когда Он располагает их, склоняет в ту или иную сторону и и увеличивает их силу, поднимает грозы, дожди и бури, или же смиряет и останавливает их бег. Мы можем быть уверены, что только у Бога есть сила поднимать и останавливать ветры. Море и ревущие волны также подчиняются Его повелениям; как Он сотворил  море, и все, что в нем, так Он им управляет, поднимает волны его, и сдерживает их словом силы Своей. Это прекрасно и очень полно выражают следующие слова: "Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?" (Иов 38.8-11).
Во-вторых, мы можем наблюдать, что у Иисуса Христа есть такая власть над ветром и морем. Отсюда неизбежно должно следовать, что Он полностью и истинно Бог. Это достаточно очевидно из примера перед нами. Если сказано, что Он "запретил ветрам и морю", то это фраза, которая используется только для Божественного бытия, и этого нельзя сказать ни о ком, кроме Бога Всевышнего, Который "запретил Красному морю, и осушил его" (Пс.106.9 KJV), и Он отличается от всех тварей тем, что Он "укрощает шум морей, шум волн их и мятеж народов" (Пс.65.7). Мессия использует это в качестве аргумента, чтобы доказать, что Он может запретить морю и осушить его, и затворить небо  с облаками и бурями. Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды.
Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их" (Ис.50.2-3). То, что это говорит Мессия, ясно из последующих слов: "Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (50.4-6). Теперь наш Господь запрещает ветру и морю; один прекратился, а другое стало спокойным. Это было сделано по одному только Его слову, как раз таким же образом, как Он, немного раньше, исцелил слугу сотника; и это было сделано всо властью; Он повелевал ветрам и водам, как Господь и Наставник их, и они повиновались Ему; никогда не было такого понятия, что это может сделать простое творение. Об одном из датских королей, Кнуте, сообщают, в один прекрасный день, когда он гулял у моря, его спутники превозносили его до небес, и даже начали сравнивать его с Самим Богом. Обидевшись на эту ложную хвалу и будучи готов убедить их в их глупости и нечестии, он приказал принести свой трон к кромке воды, когда собирался прилив, и, усевшись, повернулся к морю, и сказал: "О море, ты под моей властью, и я Я повелеваю тебе, чтобы ты не приблизилось ко мне и не замочило ноги твоего государя". Сказав это, он сидел неподвижно в течение некоторого времени, как бы ожидая, что море подчинится, но прилив продолжался как обычно, и так он воспользовался случаем, чтобы льстецы поняли, Кто есть Господь, Которому действительно подчиняются земля и море. Есть одна вещь, необычная и очень заметная в данном случае власти нашего Господа над ветром и морем, что, когда Он запретил им, не только утих ветер, но море сразу стало спокойно. Если ветер стихает, взволнованные воды еще какое-то время продолжают бушевать, но здесь случилось как никогда: как только Христос произнес слово, ветер утих, и море успокоилось немедленно и сразу. И как может человек после этого всерьез относиться к Откровению и отрицать Божество Христа? Он должен предпочесть то или другое; или опровергнуть истинность факта и обстоятельств, или поверить, что Иисус Христос действительно и истинно Бог. Следовательно,
В-третьих, ученики были, конечно, правы, прибегая к Нему за спасением, когда они были в такой большой опасности и бедствии, так как они убедились, что Он не кто иной, как могучий Бог, Который сотворил небеса, землю и море и все, что в них; Кто держит все словом силы Своей, через Которого все было сотворено и в Котором все пребывает и, следовательно, Он имеет силу править всеми вещами и упорядочивать их по Своей воле и благоволению. И даже в качестве Посредника, у Него есть всякая власть на небе и на земле, данной Ему, которую Он использует ради Своего народа, и его благ временных и духовных. Ученики, прибегая к Нему, обнаружили, что Он даже в буквальном смысле слова "защита от ветра и покров от непогоды" (Ис.32.2).
В-четвертых, эти слова одинаково применимы к тем, кто, чувствуя свое потерянное и гибельное состояние, прибегают к Нему в надежде на на вечную жизнь и спасение. Все люди находятся в таком состоянии, как потомки Адама, и в силу того, что в нем всем умерли, смертный приговор перешел в нем на всех людей (1 Кор.15.22, Рим.5.12). Все люди нарушили закон Божий, им предъявлено обвинение в нарушении его, так что "заграждаются всякие уста и весь мир становится виновен пред Богом" (Рим. 3.19).  Все мужчины и женщины  несут ответственность перед проклятиями его и заслуживают гнева за нарушение его. Сами Божьи избранные "по своей природе чада гнева, как и прочие" (Еф.2.3), они равной степени заслуживают его, как по своей природе, так и по своему состоянию. Но не все люди понимают это; некоторые считают себя сильными, здоровыми и крепкими, не нуждающимися во враче (Мтф.9.12), они считают, что "богаты, разбогатели и ни в чем не имеют нужды" (Откр.3.17), но  они мертвы во грехах, и не имеют никакого духовного разумения и не чувствуют их жалкого состояния. Они похожи на человека который говорит: "били меня, и мне не было больно; избили меня, и я не чувствовал этого" (Притч.23.34), и так они пребывают в лени и никак не заботятся о будущем состоянии и не видят опасности в нынешнем. "Не говорят они правды, никто не раскаивается в своем нечестии, никто не говорит: "что я сделал?"; каждый обращается на свой путь, как конь, бросающийся в сражение" (Иер.8.6). И это и будет так, пока Дух Божий не обличит их о грехе, о праведности и о суде, и тогда они увидят себя на краю гибели, и вскричат в скорби души своей: "Что нам делать, чтобы спастись?". Они смотрят на свое потерянное и разрушенное состояние, и не видят на плоти живого места из-за греха и из-за гнева Господня в костях своих. Тогда они чувствуют, как буря растет в их груди, закон производит гнев в них, и нет ничего, но некое страшное ожидание суда и ярость огня. (Евр. 10.27). Когда они смотрят вверх, то видят, как открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие людей, черная буря гнева собирается и тучи висят над их головой, готовые сорваться на них всей своей тяжестью. Они подобны народу Израиля, у подножия горы Синай (Евр. 7.18-21), который пришел к тьме и буре, и звуку трубному, и голос слов Божиих, который они услышали, был так страшен для них, что народ молился, "чтобы Он не говорил с ними больше, потому что не мог вынести того, что было заповедано". И так ужасно было это видение, что и Моисей сказал: "я в страхе и трепете". А что добавляет к их бедствию, - так это то, что они находят, что они не в состоянии помочь себе сами, и не знают, в какую сторону бежать. Они хотели бы иметь "крылья, как у голубя... Я улетел бы и успокоился бы;  далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне,  поспешил бы укрыться от вихря, от бури" (Пс.54.6-9). Но увы! они не знают, куда идти от Духа, или бежать от присутствия Бога. Они чувствуют,  что скалы и горы не могут укрыть их от лица Сидящего на престоле и от гнева Господа Бога Вседержителя. Их собственная праведность не что иное, как грязные тряпки, которые никак не укроют их  от карающей справедливости Бога, ибо они понимают недостаточность их праведности для их оправдания перед Богом, в силу чрезвычайной греховности греха, и, следовательно, трепещут при мысли об ужасном будущем суде.
 Если же такие бедные, погибающие существа, как ученики, могли прийти ко Христу в их скорбях, и сказать ему, как они это делали, Господи, спаси нас, мы погибаем; если они могли прийти к Царю Израиля и пасть ниц к Его ногам, и взывать, как мытарь: Боже, будь милостив к нам грешным, то почему бы нам не пойти к Нему, как Эстер, говоря:  если мы погибнем, мы погибнем у ног Иисуса? У таких душ есть много оснований полагать, что они должны найти этого чудесного Богочеловека, найти Посредника в Господе Иисусе Христе,  "тайник от ветра и покров от непогоды". Куда они должны идти, куда они вообще могут идти, если Он имеет глаголы вечной жизни и Бог назначил его Спасителем до краев земли? Бог послал Его, и Он пришел, чтобы быть Спасителем мира. Это истинно и "всякого принятия достойно слово, что Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти  грешников": Он стал "Виновником спасения вечного для всех послушных Ему". Имя Ему Иисус, ибо Он спасает свой народ от всех своих грехов его и от всех ужасных последствий их; Он спасает их от закона, от проклятия и осуждение его, от сатаны и мира, из ада, от второй смерти и гнева, Он силен спасать и может всегда спасать приходящих к Богу через Него; и Он так же готов, как Он может спасать, ибо Он сказал: "Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все вы, концы земли, ибо я Бог, и нет иного" (Ис.45.22). И кроме всего этого, нет спасения ни в ком другом и ни в каком ином имени; напрасно надеяться на кого-то другого, ибо есть полное и надлежащее спасение в Нем и Его искупительной жертве, которая  полностью искупает грех; Его праведность оправдывает от всего, в чем мы иначе не можем оправдаться; Его Кровь, окропляя совесть, утишает бурю в сердце и приносит мир, и будучи возлитой пред престолом Божиим, обеспечивает защиту от бури Божественного гнева, и потому Его называют Крепкая башня: убегает в нее праведник и безопасен..   
Но перейдем к выводам. Поводом к этому рассуждению стала великая буря 27 ноября 1703 года, то есть 33 года назад, по случаю которой в январе следующего года был назначен день общественного поста. Никто не знает до конца, какие опустошения она произвела, сколько было разрушено зданий в городах и деревнях, в том числе в Париже, сколько снесено деревьев в садах и парках, и сколько душ сразу отошло в бесконечную вечность. Перечислять все это будет делом долгим и утомительным, и никому не нужным после того, как было напечатано столько воспоминаний и рассуждений, причем одно из самых ценных среди последних было проповедано на этом же месте моим предшественником, г-ном Бенджамином Стинтоном (4). Примечательно, что  именно в этот день, семь лет назад была еще одна большая буря, которая также принесла немало разрушений, и все мы помним о ее ярости. У меня есть основания полагать, что один из присутствующих здесь (5) был удивительным образом спасен, после того как пережил громадную опасность. Я не сомневаюсь, что этот человек сохраняет чувство благодати и признает благость Божию и расположение к нему провидения. Я хотел бы закончить теперь словом наставления.
Восславим же совершенство дивного дела Отца, Сына и Духа в правлении ветрами и морями. Дело Отца здесь никем не оспаривается; обычно нет каких-либо колебаний и о Сыне, и если мы будем внимательны, их не будет также относительно Святого Духа, когда мы увидим, что Он носился над водами и распростер небеса, и придал нынешней земле форму и порядок, которые ей присущи с начала творения. Кроме того, Его сверхъестественные дары были дарованы апостолам, когда в день Пятидесятницы Он сошел на них как несущийся сильный ветер (Деян.2.1). И обычное дело благодати в душах людей Его сравнивается с ветром: " Дух дышит, где хочет, и ты услышишь голос Его, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит, так бывает со всяким, рожденным от Духа" (Иоан.3.8). Давайте также обратим внимание на провидение Божие, и не позволим себе пренебрегать им или предавать его забвению, ибо мы должны надлежащим образом использовать его дела и передать это потомкам: "Кто мудр, тот заметит сие , и уразумеет милость Господа" (Пс.107.43). Несомненно ради этого г-н Тейлор, который при своей жизни был членом Церкви, что встречается здесь, установил ежегодное воспоминание этого дня. Опять же, видя дивные и страшные дела промысла Божия, будем смиряться пред Богом и под крепкую руку Его, и восхитимся праведными судами Его. Как быстро и легко Он может превратить этот большой и густонаселенный город и все королевство в горы мусора! Да освятит же нас Господь Саваоф страхом Своим. В заключение скажем: в свете всех наших грехов и преступлений, и всего того гнева и сокрушения, которому они подвергают нас, давайте же искать убежища во Христе!  "Ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены" (Ис.25.4)

 (1] Mr. Joseph Hussey, in his Warning from the Winds, p. 21, &c. (L.,1704. Repr. 2005)
[2] Aristotel, Meterolog, l. ii. c. 7 and 8, vol. I. p. 348, 349. Ed. Lagdun Herodot. l. 4. c. 28. p. 231. Ed. Gronov. Pausan. l. 7. p. 446. Edit. Hanov.
[3] Vid. Leigh's Critiea Sacra in vocc. ;;;;;;.
[4] Проповедь 27 ноября 1713.
(5) Г-н Роберт Ингер, член Церкви Христовой, в Хорслидауне,  на моем попечении, который покинул Гудвин Сэндс 27 ноября 1729 г. и направлялся на родину из Вирджинии, вместе с экипажем всего судна из 17 человек, еще одним пассажиром и капитаном, были спасены небольшой лодкой, после того как много часов изнемогали в борьбе с ветром и волнами. 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn