Старинные танго

Евгения Козачок
ЧЕТВЁРТОЕ МЕСТО НА КОНКУРСЕ - "ПАМЯТИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВСМ"
 - www.youtube.com/watch?v=788cfDB5reM - "Утомленное солнце"
 - http://www.youtube.com/watch?v=W6qHrdqWT_A - "Кумпарсита"
 
Подруга прислала мне видео «Старинные танго». Слушаю, смотрю, читаю, кто написал эти знаменитые танго  -  удивляюсь, восхищаюсь и реву! Не плачу, а ревмя реву.
Каждая строчка песни или несколько аккордов танго – это  память о  патефоне  на столе, стопке пластинок в бумажных конвертах и несколько альбомов для хранения пластинок. И… чарующие мелодии, распространяющие своё волшебство на всё пространство дома, подворья,  уплывающие  за калитку и дальше. Соседи летели  на их зов как  бабочки на красивые цветы.  Идущие мимо дома, останавливались  у забора, словно магнитом притянутые. А на дороге  замедлялся темп движения. Водители притормаживали, а велосипедисты ставили свой транспорт  около деревьев, садились на скамейки, поставленные около дворов для вечерних и праздничных посиделок и, замирая,  слушали танго. Забывали, неприятности, проблемы, боли, обиды, зачем и куда ехали. Музыка вытесняла всё.

И мы, ребятня, забросив потасовки, споры на интерес,  подвижные игры, затихали,  присаживались,  кто, где стоял и, открыв рты, зачарованно слушали мелодии, проникающие в наши маленькие замирающие сердца. В эти удивительные минуты милее и дороже  родных и всех, кто слушал с нами чарующие мелодии, никого не было.  Музыка нас, словно птиц на одну цветущую веточку, усаживала и обволакивала чувством райского блаженства. Каждая нотка мелодий оставляла в памяти щемящее ощущение счастья (и это, как оказалось, на всю жизнь!) Музыка делала нас  добрее, отзывчивей, породнив  соседей в горе и радости.  Бабушка,  тёти, дяди, сёстры и братья – все счастливые, улыбчивые -  сидели  и слушали домашний концерт. Отчим на аккордеоне, мама на гитаре, сосед, дядя Миша на балалайке исполняли танго  «Брызги шампанского»… Никто из них не учился музыке и не знал нот.  Но они слушали великих исполнителей этой вечной музыки и повторяли её на своих нехитрых инструментах. Для  нас танго в их исполнении  было откровением.

Мама часто пела. Гитара и её негромкий, но проникающий в душу голос, до сих пор звучит во мне.  Несколько аккордов, вдох -  и ручейком лилась её любимая песня:

Утомлённое солнце
 Нежно с морем прощалось,
 в этот час ты призналась,
 что нет любви…

 Потом следовала не менее ею любимые «Чёрные глаза».
Слушателей собиралось по вечерам в субботние и воскресные дни  столько, что «посадочных мест» не хватало. Но это никого не смущало. Заходили во двор незнакомые люди, просто приехали к кому-то в гости или проходили мимо двора.  А в селе, каждый проходящий, сказавший  «здравствуйте», уже гость.

 Когда мама отдыхала, отец брал аккордеон и играл на «заказ», кто что попросит. Всегда  просили играть любимые танго. Коронным номером его выступлений было «Танго Соловья»  с  художественным свистом. Конечно, ему было очень и очень далеко до знаменитой исполнительницы этого жанра – Таисии Савва. Но он старался, и довольно таки неплохо получалось. А как нам, детям, нравился свист!   Учились свистеть  малявки, разбрызгивая слюни во все стороны, и мы, кто чуть постарше.  Бабушка тихонько давала нам «подзатыльники» и выпроваживала из дома: «Марш на улицу, сорванцы! И больше в доме не свистеть, а то денег не будет!»

На улице же «свистели», сколько хотели. Да мало кому удавалось "насвистеть" мелодию. Щёки надувались, а свист не шёл. Но зато на деревянных ложках  выстукивать ритм музыки у многих выходило. Особенно здорово на ложках умел Колька, дяди Миши сын. Дядя Миша подыгрывал на балалайке, а Колька ложками выстукивал.

Если по выходным  в нашем дворе отдыхали, и никто не играл, не пел и не свистел, то  у соседей напротив отдых кончался. И  они самозабвенно играли  на балалайке и ложках. Все с нашего двора гуськом переходили  через дорогу  и уже там обосновывались  для прослушивания наигрышей и частушек.  Разнообразным был репертуар, но слушали все  концерты  одинаково – с восхищением и упоением!

На праздники два двора объединялись  с одной концертной программой. Но и в будни, бывало, мама с отцом шли вслед за зрителями к дяде Мише и Кольке, брали с собой гитару и аккордеон. Так, на всякий пожарный.  А потом оказывалось, что не напрасно брали инструменты. Четверо музыкантов играли  с таким посылом энергии,  что воздух был насыщен чарующими нас мелодиями. Мы вдыхали её и боялись выдохнуть, чтобы не потерять магии музыки.
Концерт продолжался  до полуночи. Расходились нехотя, унося с собой мелодию танго -  красивую, умопомрачительную страсть любви…
Это были незабываемые вечера и ночи - наполненные музыкой, любовью, счастьем!


… Сердце  отозвалось на воспоминания болью. Подошла к домашнему архиву – альбомам для хранения пластинок. Дорог каждый. Уголки потёртые, на некоторых пластинках царапины. Помню,  когда ставили «Валенки» Руслановой, то нечаянно по пластинке провели иглой. Мама тогда  очень расстроилась. Думала, что звук будет искажён. Слава, Богу, этого не случилось.
Каждая пластинка – это миг нашей жизни, какое-то событие. И не важно,  весёлое или грустное воспоминание  навевает она, но она хранит память о людях!

Беру самый охраняемый, любимый мамин альбом с фокстротами и танго: «Рио-Рита», «Утомленное солнце» в исполнении Петра Лещенка, «Бесаме мучо», «Цветущий май», «Танго соловья», «Брызги шампанского», «Чёрные глаза», «Маленький цветок»… Позже мы услышали одно из самых первых мировых хитов танго - "Кумпарсита" - "La Cumparsita" и, затаив дыхание, слушаем её и сегодня...

… Ушли в мир иной бабушка, мама, папа (если по времени, то бабушка ушла последней, похоронив моего отца, через год маму и в тот же год сама).  Нет уже и соседей с нашей улицы. Не осталось следа от многих старых домов, в том числе и нашего, в котором прошло мое детство.  Но память о них хранится в  самом потаённом уголочке  моей души и отзывается на каждую ноту старинного танго…

                * * *      
Кстати,  на пластинке «Танго Соловья», как узнала намного позже, ошибка в имени композитора. Его написал не известный композитор Никита Богословский, а почти забытый композитор 30-х годов Юрий Богословский.

 ***
Фото танцующих из Интернета и фотошоп с нашими пластинками.

25.10.2013 г.